В литературной жизни столицы в первой четверти XVIII в. нашли яркое отражение новые взгляды, порождаемые социально-экономическим и политическим развитием страны. С Петербургом связана деятельность самых крупных русских литераторов первой половины XVIII в. Во времена Петра I здесь развернул чрезвычайно широкую литературную деятельность Феофан Прокопович, сподвижник императора. Главной формой его литературной деятельности явились проповеди, прославлявшие просвещение. Хотя они и произносились с церковного амвона, но носили в гораздо большей мере светский характер, чем церковный. Как поэт и драматург, Феофан не обладал большим дарованием, но умел ценить своих более даровитых современников. Ему же принадлежит и прощальная речь над гробом Петра Великого в Петропавловском соборе 8 марта 1725 г. "Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимую, - любима и будет; сделал врагам страшное, - страшна и будет; сделал на весь мир славную, - славную и быти не перестанет. Оставил нам духовная, гражданская и воинская исправления. Убо оставляя нас разрушением тела своего, дух свой оставил нам"[57].
Поэты первой четверти XVIII в. и Ломоносов, крупнейший среди них, славили Родину, блестящие победы русского оружия и успехи русского просвещения, они укрепляли чувства национальной гордости, звали к новым подвигам, они были проникнуты уверенностью в том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
И театральное искусство русского народа, имевшее многовековую историю, делает в первой четверти XVIII столетия значительные шаги в своем развитии. Петербургская театральная культура XVIII в. продолжала традиции, сложившиеся еще в Московской Руси. Но театр в Петербурге не повторял, а развивал эти традиции. С Петербургом связано создание нового литературно-художественного театра и новой драматургии.
Петр I видел в театре одно из средств борьбы за светскую культуру, освобожденную от церковно-схоластического влияния. Поэтому он относился к организации театра как к делу, в развитии которого государство заинтересовано не менее, чем в школах, издании книг и других культурных мероприятиях. Для создания театра была выписана немецкая странствующая труппа во главе с антрепренером Иоганном Кунстом. Но Кунст не смог подготовить ожидавшегося от него репертуара. Театральное дело берет в свои руки сестра царя Наталья Алексеевна, страстная любительница театра и главный помощник Петра I в его театральной политике.
В Петербурге спектакли начали ставиться в 1714 г. Помещался этот первый петербургский театр на теперешней улице Чайковского. Для представлений был приспособлен огромный пустой дом, где устроили партер и ложи. В театре ставились пьесы на злобу дня: о пользе учебы молодых дворян за границей, изобличении изменчивости Польши в войне со Швецией и т.д. Чтобы использовать подмостки в качестве своеобразной политической трибуны, между действиями пьесы разыгрывались короткие грубоватые интермедии.
При Петре прекратились преследования скоморохов. То, что государство разрешило посещение театра, что даже в духовной школе, Славяно-греко-латинской академии устраивались спектакли, способствовало возрастанию интереса широких народных масс к театру. Так же в стране появляются бродячие труппы комедиантов, дававшие представления для народа.
$ 3. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Как в области театра, так и в музыкальной жизни Петербурга XVIII в. ясно прослеживается стремление правящих кругов использовать средства искусства для укрепления авторитета государственной власти. По указу 1711 г. в каждой воинской части были созданы духовые оркестры из труб, валторн, гобоев, фаготов и литавр. Музыканты гвардейских полков, по свидетельству музыкального хроникера XVIII в. академика Я.Штелина, "должны были все предобеденное время с 11 до 12 часов посвящать публичным музыкальным упражнениям, причем трубачи и литовлисты размещались на башне петербургского Адмиралтейства, а гобоисты, фаготисты и валторнисты над церковной башне крепости С.-Петербург".
В 1713 г. Петр издал распоряжение о переводе в Петербург хора государевых певчих - старейшего русского хорового коллектива. Певчие этого хора вместе с военными музыкантами участвовали в пышных официальных торжествах и церемониалах, которыми отмечались при Петре I военные победы и другие знаменательные события государственной жизни. С этими празднествами связано было развитие особого жанра торжественных хоровых песнопений - так называемых "приветственных" и "панегирических" кантов[58].
Музыка звучала на петровских ассамблеях, на которых дамы и кавалеры танцевали модные "галантные" танцы под аккомпанемент оркестра. Посещение ассамблей, как известно, было обязательным для столичного дворянства и рассматривалось Петром I как средство воспитательного воздействия. Подобными же воспитательными соображениями руководствовался он, заставляя петербургских дворян в виде обязательной повиности ходить на концерты инструментальной капеллы в доме тайного советника Бассевича.
Среди образованной части столичного дворянства широко развивается любительское музицирование. Распространенными в домашнем быту инструментами были клавикорды, флейта, скрипка. Исполнялись сентиментальные песенки и небольшие инструментальные пьесы преимущественно танцевального склада - менуэт, сицилионы.
Развитие живописи, скульптуры и графики в России в первой половине XVIII века также во многом было связано с молодым Петербургом, где в ту пору жили и творили многие мастера русского искусства. Сам Петребург стал настоящим городом-музеем, где было сосредоточено большинство наиболее важных художественных памятников, созданных живописцами, скульпторами и графиками в XVIII столетии.
Петр I придавал большое значение изобразительному искусству: "Без живописца и градировального мастера,- говорил он,- обойтися невозможно будет понеже издания, которые в науках чиниться будут... имеют рисованый и градированы быть"[59]. И действительно, для печатания новых книг необходимы были "градировальные мастера", т.е. мастера гравирования; для широкого строительства молодого Петербурга нужны были архитекторы, для росписи стен, потолков и создания портретов - живописцы. Поэтому еще при Петре I возникает проект создания Академии художеств. В начале XVIII века при петербургской типографии была основана рисовальная школа при Канцелярии от строений, которые сыграли большую роль в подготовке молодых художников и вообще в развитии русского искусства.
Если в древнерусском искусстве художники, как правило, старались выразить религиозные представления в абстрактных образах иконописи, то мастера XVIII века, наоборот, реальный мир, живого человека сделали основой своего искусства, источником творчества.
Много нового внесли в историю русского искусства художники-граверы, работавшие в Петербурге.
Разнообразной и общирной стала деятельность русских скульпторов и резчиков. Многие из них нашли применение своего труда на стройках Петербурга.
Одним из первых русских скульпторов, работавших в молодом Петербурге, был выдающийся зодчий и скульптор Иван Зарудный, создавший скульптурные украшения для только что построенного Петропавловского собора.
Отличительной особенностью русской портретной живописи и скульптуры было стремление художников к правдивому показу человека, несмотря ни на какие требования заказчика или условности стиля. Это было характерно для творчества всех лучших русских мастеров эпохи, и это отличало их искусство от искусства иностранцев.
Таким образом, в культурной жизни Петербурга ярко проявились замечательные успехи русской культуры первой четверти XVIII века. Передовые деятели русской культуры, преодолевая преграды, которые ставил крепостнический строй, напряженно работали над развитием русской культуры и ее распространением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать пристального внимания. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свою отсталость от передовых стран Западной Европы.
Одним из замечательных деяний Петра Великого в деле укрепления государства Российского было основание и строительство Санкт-Петербурга, который сегодня является одним из крупнейших промышленных, торговых и культурных центров России и мира.
Бурный рост этого молодого города не был случайным. Петербург возник на исконно русской территории, в течение многих веков игравшей огромную роль в экономическом развитии Руси.
Устье Невы еще в древности являлось не только важнейшим стратегическим пунктом на северо-западных подступах к русским землям, но и служило наиболее удобным выходом на широкие морские пути.
Естественно, что возникший первоначально как крепость, Петербург стал с первых же лет превращаться в морской торговый порт, призванный обслуживать потребности всей страны. Параллельно с торговлей в городе развивалось военное и гражданское судостроение, мануфактурное производство.
Значение Петербурга как крупного промышленного города также определялось его тесными хозяйственными связями с Москвой и основными областями Русского государства. Связи эти с каждым годом расширялись и крепли. Они обусловили развитие и других сторон жизни Петербурга. Для любой из них требовались специалисты. Петр I для этого дела не ограничивался приглашением специалистов из-за границы. Большими группами направлялись в европейские страны для обучения за государственный счет молодые дворяне и разночинцы. Русские занимались в Европе передовой техникой и наукой, но были далеки от того, чтобы считать себя только учениками, и отлично сознавали значение достигнутых Россией успехов. Празднуя спуск военного корабля в 1714 году, Петр обратился к присутствующим с такой речью: "Кому из вас, братцы мои, хоть во сне снилось лет тридцать назад, что мы с вами здесь, у Остзейского моря, будем плотничать и в одежде немцев, в завоеванной у них же нашими трудами стране построим город, в котором вы живете, что мы доживем до того, что увидим таких храбрых и победоносных солдат и матросов русской крови, таких сынов, побывавших в чужих странах и возвратившихся домой, столь смышленными, что увидим у себя такое множество иноземных художников и ремеслиников, доживем до того, что меня и вас станут так уважать чужестранные государи?"[60]