И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу,
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А.С.Пушкин.
ВВЕДЕНИЕ
В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходили затем через века, через доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди - поистине "вечные спутники" человечества. Речь может идти о политических и государственных деятелях, о представителях науки, культуры и искусства, о том ощутимом вкладе, внесенном ими в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия.
К числу таких "вечных спутников" человечества принадлежит и Петр Великий, личность которого была необычайно сложна и противоречива. И в то же время он был яркой индивидуальностью во всем, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, и однозначные оценки невозможны, ибо не все исследователи учитывают образ мыслей, способности, характер тех людей, которые, будучи у власти, влияли на исторический процесс. Конечно, их личные качества определяются в немалой степени воспитанием, и, следовательно, средой и эпохой. Но ведь одна и та же эпоха воспитывает разных людей, и далеко не безразлично, кто именно стоит у власти или командует армией.
Каждая эпоха выносит представление об исторической личности нечто свое, характерное именно для данной эпохи, раскрывая те грани и аспекты, тот смысл и значение, то особенное, что было просмотренно эпохами предыдущими и в этом заключается развитие исторической мысли.
Поэтому каждая эпоха знает своего Петра.
Время позволяет теперь взглянуть на Петра I с более чем 200-летнего расстояния, увидеть его преобразования, личный вклад в строительство государства Российского, укрепление его позиций, его славы, что актуально в наши дни для молодых независимых государств.
В связи с этим целью дипломной работы является:
- Рассмотреть предпоссылки основания Санкт-Петербурга;
- Изучить роль личности Петра I в деле строительства новой столицы;
- Расскрыть значение культуры как идеологического обоснования установленного режима, обеспечивающего укрепление императорской власти ПетраI;
- Показать, как была создана архитектура города, в котором были посторены здания и сооружения не только целесообразные для жизни и деятельности, но и одновременно красивые и эмоционально воздействующие на человека;
- Выяснить внешние и внутренние экономические связи Санкт-Петербурга.
Глубина познания любой исторической проблемы зависит от количества источников и степени их изученности;
По данной тематике основными источниками являются труды современников Петра I. В начале XVIII в. появляются повествовательные произведения, непосредственно отражающие эпоху преобразований Великого Российского Реформатора. Автороми этих исторических трактатов являлись Феофан Прокопович[1] и П.П.Шафиров[2]. Работы их носят яркий публицистический характер. Ф.Прокопович рассматривает различные формы государственного правления и приходит к выводу, что наиболее совершенной формой является абсолютная монархия, которая и должна всемерно укрепляться в России.
П.П.Шафиров подробно рассматривает ход Северной войны. Автор разбирает позиции некоторых европейских держав в период войны, их стремление помешать ликвидации отсталости России. Произведения Шафирова, несмотря на всю свою тенденциозность, являются интересным историческим материалом.
Более глубоко к оценке событий времен Петра I подошел М.В.Ломоносов[3] (1711-1765), который был выдающимся ученным, деятелем науки и просвещения. Особое внимание Ломоносова привлекала к себе эпоха Петра I. Рядом с крупными военными победами, одержанными Петром, и успехами внешней политики, Ломоносов ставил обширные экономические преобразования и реформы в области просвещения.
Кроме публицистических произведений для освещения данной темы имеются многочисленные документальные источники. Это законодательные акты, распоряжения, указы, финансово-статистические материалы и письма, в которых нашла отражение деятельность первого императора России[4]. Обилие их требует особого подхода к анализу каждого из них, а также сопоставления данных, полученных при анализе их различных типов. Особую историческую ценность, содержащую в себе огромный объем информации, которую можно проанализировать со многих точек зрения и дать сведения по различным вопросам истории петровского времени.
Много различных видов источников можно выделить среди вещественных памятников, являющихся особым видом источников, которые дают нам представление о городе с момента его основания и начала строительства, дальнейшего развития на протяжении нескольких столетий. Среди них выделяются архитектурные комплексы, скульптура, терракота, живопись монументальная и прикладная, памятники градостроительства[5].
Особую ценность в исследовании архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга времен Петра I представляет работа архитектора Аплаксина и многих других авторов[6]. Изучение города Санкт-Петербурга выявляет своеобразные черты местной культуры, которая складывалась из симбиоза исконно русской архитектуры с западноевропейской. Это дает возможность составить представление о культурных отношениях России с Европой в XVIII в. и свидетельствует о том, что город уже во времена Петра I был важным политическим и культурным, торговым и экономическим центром Балтийского побережья.
Общий подъем общественной жизни и рост исторического знания определили широкое развитие русской исторической науки начиная с первой четверти XVIII в.
В русской историографии личность Петра I и его деятельность рассматривается неоднозначно: от полной идеализации его личности и дел до критики всех его свершений.
В.Н.Татищев (1686-1750) - политический деятель, активный участник петровских преобразований, человек широкого научного кругозора. Он шел к пониманию и оценке исторических явлений от практических задач политической жизни. Основное направление произведений Татищева[7] - прославление Петра I и его эпохи.
В том же направлении развертывалась научно-исследовательская деятельность И.И.Голикова (1735-1801) - рыльского купца, посвятившего свою деятельность собранию исторических материалов о Петре I[8]. В его публикациях особенное внимание уделено внутренней политике Петра I - строительству Русского государства.
Если два предыдущих историографа относятся к периоду восхваления эпохи Петра I, то в трудах князя М.М.Щербатова[9] (1733-1790), наряду с восхвалениями деятельности Петра, направленной на хозяйственное и культурное развитие России, а также его военных успехов, все резче звучит критическая оценка этой деятельности в социально-политическом разрезе. Щербатов обвиняет Петра в унижении былого значения родовитого дворянства, ущемлении его законных прав и привелегий, нарушении нравственной чистоты патриархальных отношений деревенской жизни.
Представитель следующего этапа русской историографии - реакционно-дворянской - Н.М.Карамзин (1766-1826). Видный историк, писатель и публицист конца XVIII в. и первой четверти XIX в., Карамзин является автором большого исторического произведения и многих статей и публикаций[10]. В них он обвинил Петра I в том, что он поставил целью "не только новое величие России, но и современное присвоение обычаев европейских", что "старсть к новым для нас обычаям преступило в нем границы благоразумия". Карамзин осудил перестройку системы государственного управления, ликвидацию патриаршества, подчинение церкви государству, Табель о рангах, перенесение столицы в Петербург, ломку старых обычаев. Но вместе с тем он должен был признать большое значение внутренней политики Петра I и тех сторон его преобразований, которые были направлены на развитие промышленности, торговли и просвещения. Этими мероприятиями Петр I, по мнению Карамзина, поставил Россию на знаменитую ступень в политической системе Европы. Высоко оценил он и личные качества Петра I, назвав его "великим мужем".
Утверждение нового буржуазного направления в исторической науке характеризовало научную жизнь в России середины XIX в. С.М.Соловьев (1820-1879) - яркий представитель русской историографии данного периода[11]. Соловьев искал в народной жизни реальную основу исторической роли отдельной личности. "Связное и стройное представление народной жизни" противопоставляется в его творчестве "отрывочном ряду биографий занимательных для воображений людей" как характерной особенности дворянской историографии. Эти положения ярко отражены в трактовке деятельности Петра I. Но в силу той же внутренней противоречивости буржуазной идеологии, историческая личность, в частности Петр I, практически превращается у Соловьева в подлинного представителя народа, и последний, благодаря этому, терял право на самостоятельную историческую деятельность.
Выдающийся буржуазный историк порефоременного периода - В.О.Ключевский (1841-1911) - в оценке преобразований Петра I проявлял двойственность[12]. С одной стороны, он не мог отрицать выдающейся роли первого российского императора и прогрессвиного значения осуществленных им преобразований. Но, с другой стороны, он одним из первых в буржуазной историографии начал подчеркивать элементы случайности и бесплановости в реформах первой четверти XVIII века. Ключевский считал петровские реформы обусловленными Северной войной, в которой и усматривал главную движущую силу преобразований. Вместе с тем он попытался развенчать личность Петра I, отмечая в его деятельности сочетание великого и мелкого.