Иудея осталась в стороне от ассирийского нашествия и сохранила свою независимость. В VII в. до н. э. Ассирия начинает слабеть, и в Иудейском царстве появляется надежда на восстановление былого могущества. Но по следам Ассирии пошли сначала Египет, а затем Вавилония. В 586 г. до н. э. нововавилонский царь Навуходоносор II (имя его частью в более правильном начертании
(от вавил. Nabu-kudurri-usur, т.-е. "Бог Небо, защити мою корону") взял столицу Иудеи Иерусалим. Царь Иудейский бежал, но был схвачен в степях Иордана. Вместе с сыновьями он был отправлен в Риблу. На глазах несчастного Цидкии были умерщвлены его сыновья, а затем его ослепили и отправили в Вавилон[6]. Иерусалим был разрушен, священные сосуды храма увезены в Вавилон. На 23 году царствования Навуходоносора часть оставшихся в Иудее была снова уведена в плен.Так началось знаменитое «вавилонское» пленение. Иудеи, переселённые в Вавилонию, не утратили своей национальности, как это случилось с уведёнными в Ассирию израильтянами, прежде всего потому, что изгнание не было долгим. В 539 г. последовало покорение Вавилона Киром II и притом, по сообщению вавил. надписи, без пролитая крови, так как жители города, недовольные своим царем, приветствовали Кира, как освободителя. Еврейские изгнанники, жившие в Месопотамии и Baвилoнии, при виде возрастающего персидского могущества воспламенились надеждами на свое близкое освобождение (Ис., 13-14; 21, 1 сл.; 34-35; 40-66; Иерем., 50-51). И когда Кир пошел на Вавилон, еврейское пророчество указало на него, как на "пастыря" и "помазанника Божия", которого Господь призвал, чтобы он привел в исполнение Его приговор над Вавилоном и освободил Его народ из плена и озаботился о восстановлении Иерусалима и храма (Исаия, 44, 28, 45, 46,11, 48, 14). И действительно, когда Вавилон пал, Кир явился благодетелем для иудеев. Он разрешил им возвратиться под предводительством Зеруббабеля на свою родину и отстроить Иерусалпм и храм (Эзра, 1, 3; II Хрон., 36, 22 сл".). Он вернул им похищенные халдеянами священные сосуды из храма. По всей вероятности, его побуждали к этому, кроме толерантного чувства к еврейской религии еще и политические соображения, которые подсказывали ему. что необходимо иметь возле египетской границы дружественный народ, обязанный персам своим самостоятельным существованием[7].Бедствия, обрушившиеся на Израиль и Иудею, привели к мучительной и трагической переоценке ценностей. Большая роль в этом принадлежала так называемым «пророкам», возглавившим новое религиозно-политическое движение сначала в Палестине, а затем и среди переселённых в Вавилонию иудеев в течение VI—Vвв. до н.э. В своих проповедях они предсказывали судьбу народа, обличали неправду и зло, выступали против неправедного богатства и угнетения народа. Пророки призывали еврейский народ признать бога Яхве единственным Богом, Творцом, избравшим еврейский народ, чтобы он возвестил миру истину. Все беды они объясняли тем, что евреи нарушили Завет, заключённый Моисеем с богом Яхве. Только строгое соблюдение заповедей, данных Богом Моисею, могло, по их утверждениям, спасти еврейский народ и возродить былую славу Израиля.
Культ бога Яхве становится для иудеев символом национального единства, а восстановление национальной самостоятельности неразрывно связывается с восстановлением храма Яхве в Иерусалиме. Поэтому, после того как Кир II разрешил евреям вернуться на родину, священники иерусалимского храма стали высшей религиозной и политической властью Иудеи.
Вся последующая история еврейского народа — это бесконечная ожесточённая борьба за независимость. После завоевания Иранской державы Александром Македонским Иудея вошла в состав его государства, а затем попеременно становилась добычей то птолемеевского Египта, то правителей державы Селевкидов.
Внутренняя жизнь Иудеи III—II вв. до н. э. отличалась большим напряжением. Находясь под управлением эллинов, она подвергалась сильному
влиянию греческой культуры. Различные слои общества Иудеи относились к этому по-разному. Остро стоял вопрос о том, должен ли еврейский народ сохранять свою обособленность, строго соблюдая Завет, или стать открытым для восприятия эллинизма. Селевкидский царь Антиох IV задумал совершенно уничтожить иудейский народ и иудаизм. В 167 г. до н. э. он издает указ согласно которому были запрещены жертвоприношения в храме, соблюдение субботы, и праздников, обрезание, изучение Торы. Кто не подчинялся этому указу, подлежал смертной казни. 15 Кислева 168г. до н.э. в храме был воздвигнут идол. Языческие жертвенники были устроены по всей стране, и все евреи были принуждены приносить на них жертвы идолам. Свитки Торы уничтожались, а у кого их находили, подвергался смертной казни. Часть иудеев-ассимилированная – примирилась со всем этим и казалось, что все замерло. Лишь набожные асидеи спасались в пустыне, куда они уходили с семействами и скотом своим и при малейшей опасности скрывались в пещерах. Чиновники Антиоха с войском нападали на них в субботу, когда набожные асидеи не оказывали никакого сопротивления, и убивали их. Асидеи были способны на мученическую смерть, но не на борьбу[8]. А чтобы спасти Иудею, надо было бороться. Все это послужило толчком к началу Маккавейской войны (167— 142 гг. .). Борьбу возглавили Маттатия из священнического рода Хасмонеев и его сыновья. Они развернул партизанскую войну против сирийских войск. В своей собственной общине им пришлось столкнуться с проблемой. На раннем этапе восстания немало ревностных евреев-воинов отказались сражаться в субботу: они сочли, что любая борьба, даже самооборона, нарушит святость этого дня. Их быстро уничтожали войска Антиоха. Маттатия отверг доводы этих мучеников и подал пример замечательно здравого смысла: “Если все мы будет поступать так, как поступали эти братья наши, то (сирийцы) скоро истребят нас с земли” (1 Маккавеев, 2:40-41). В тот день еврейские мудрецы решили: “Кто бы ни пошел против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши. Хотя в решении Маттатии часто видят прецедент, позволяющий израильским солдатам сражаться в субботу, я не мог понять причин пассивности еврейских мучеников. Мой отец заметил: “Более восьмисот лет тому назад царь Давид вел много войн. Если бы его противники знали, что войска Давида не будут сражаться в субботу, то разве не атаковали бы они именно в этот день?”
Не прошло и года после начала восстания, как Маттатия умер, оставив военное командование своему третьему сыну Иуде. Воинский дух Иуды был столь силен, что его прозвали Маккавей (“молот”). Он и вправду “молотил” сирийские отряды с такой силой, что спустя два года сирийцы запросили мира. Евреи получили контроль над Иерусалимом, но сирийцы оставили свой гарнизон в крепости Акра в Иерусалиме.
Войдя в Иерусалим, Иуда и его войска нашли Храм разрушенным. Они разодрали одежды и после нескольких дней траура начали восстанавливать и ремонтировать здание. Ровно через три года после того дня, когда сирийцы начали приносить здесь в жертву свиней, в декабре 164 г. до н.э. (25 кислева по еврейскому календарю) еврейские повстанцы вновь освятили Храм. Все следующие восемь дней толпы евреев наполняли Храм, чтобы принести жертву во славу Бога и возместить пропущенный ими в том году праздник Сукот, отметить который им не дали. Праздник Ханука и отмечает память тех восьми дней, в течение которых Храм был снова освящен чудесным образом.
В 160 г. до н.э. сирийцы вернулись с новыми силами, убили Иуду и разгромили войско евреев. Спустя два года из укрытия в пустыне вышел брат Иуды Йонатан и начал новое восстание. Ему удалось отстоять часть еврейской автономии, но через несколько лет сирийцы вновь вернулись и убили и его. Тогда взял на себя руководство битвой их брат Симон. Он окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей.[9]Под властью правителей из династии Хасмонеев (142—76 гг. до н. э.), казалось, возродилось сильное государство Давида. Хасмонеи включили в состав государства всю Палестину, и оно стало приобретать черты эллинистической монархии. Победа укрепила в иудеях веру в действенность договора с богом Яхве, в их избранность. Но изменения в экономической и политической жизни общества требовали и реальных нововведений, которые открыли бы возможности для диалога с окружающим миром.
Однако время, отпущенное Иудее для свободного развития своей культуры и государственности, истекло. В 63 г. до н. э. на территорию Палестины вторгся римский полководец Помпей[10]. После трёхмесячной осады он взял Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией. Некоторое время Иудея сохраняла номинальное самоуправление, а потом окончательно превратилась в римскую провинцию с прокуратором во главе.
Вхождение в состав Римской империи не изменило характера борьбы между различными группировками внутри Иудеи, а лишь обострило её. Высшее духовенство и крупные землевладельцы составили партию саддукеев, выступавшую за сотрудничество с римскими властями и против чересчур мелочного соблюдения Завета. Их непримиримые противники фарисеи требовали строгого исполнения воли Бога, но недостаточно последовательно боролись с римлянами (поэтому слово «фарисей» стало синонимом лицемера).
В среде простого люда Иудеи в это время получает широкое распространение вера в скорое пришествие избавителя, Мессии, посланника бога Яхве, который спасёт народ от гнёта чужеземцев и установит царство правды на земле. Наиболее яростными и последовательными защитниками этих идей были зелоты и ессеи, сыгравшие большую роль в возникновении христианства. Зелотов римляне называли «сикариями» (что значит «убийцы»), так как те использовали террористические методы борьбы. Непрекращающаяся борьба между этими религиозно-политическими группировками, неудачные попытки восстаний подвели Иудею к трагическому взрыву — Иудейской войне (66—70 гг. н. э.).