В 66 г. в городе Цезарее произошло столкновение между эллинизированной частью населения, поддержанной прокуратором Гесием Флором, и сторонниками Завета. В ответ на это римский гарнизон в Иерусалиме был перебит, и восстание охватило всю Иудею. Император Нерон направил против восставших войска под командованием Тита Флавия Веспасиана (см. ст. «Римские императорские династии»). Римлян встретило ожесточённое сопротивление, но многие из фарисеев, принявших участие в восстании, испугались его размаха и перешли на сторону Рима. Среди них был военачальник Иосиф Флавий, написавший впоследствии «Историю Иудейской войны». Он происходил из знатной еврейской семьи, принадлежавшей к влиятельному иерусалимскому жречеству. Потерпев ряд поражений, Иосиф Флавий слался в плен к римлянам и помогал им в покорении Иудеи.
В 70 г. сын Веспасиана Тит с огромной армией осадил Иерусалим. Жители города защищалась с необыкновенным мужеством. С потрясающей силой описана трагедия города в истории Иосифа Флавия. Люди, истощённые голодом и болезнями, умирали прямо на улицах. Когда город сдался, Тит приказал сровнять его с землёй. Иерусалимский храм был разрушен, и иудеям под страхом смертной казни запретили входить в город. Оставшееся в живых население было продано в рабство.
В течение 60 лет стоял в разрушенном Иерусалиме прославившийся своей жестокостью Десятый римский легион. Император Адриан во время поездки по восточным провинциям пришёл к мысли решить проблему Палестины путём насильственной ассимиляции иудеев. В 131 г. он основал в Иерусалиме колонию Элия Капитолина, а на месте разрушенного храма хотел построить святилище Юпитера Капитолийского.
Осквернение святого места подняло в 132 г. иудеев на новое восстание. Во главе его стоял Симон Бар-Кохба (Сын Звезды). Он освободил на короткий срок Иерусалим и большую часть Палестины и объявил себя царём Израиля. Адриан послал против повстанцев своего полководца Юлия Севера, который снова занял Палестину и в 136 г. захватил последнюю крепость восставших Бетар. В Бетаре погиб Бар-Кохба, а оставшиеся в живых были проданы в рабство или бежали из страны, которая подверглась беспощадному опустошению.
Вторая иудейская война довершила процесс рассеивания евреев по всему свету. Уже вавилонское пленение положило начало так называемой диаспоре — рассеиванию. В иранский и эллинистический периоды вынужденное изгнание превратилось в добровольную эмиграцию. Большие еврейские колонии существовали в Вавилоне, в Египте на острове Элефантина и в Александрии; в Риме тоже была довольно значительная по численности еврейская община. После восстания Бар-Кохбы диаспора охватила Грецию, Македонию, Киренаику.
Греческий географ Страбон[11] писал: «Евреи населяют почти все города, и в мире нелегко найти место, где бы не жили представители этого племени». Религиозные и национальные чувства, обострённые трагической судьбой их родины, связывали евреев диаспоры крепкими узами и не давали раствориться среди народов, к которым забрасывала их судьба.
Список используемой литературы:
Книги:
1) Библия
2) Энциклопедия для детей том 1 – Всемирная история
3) Большая еврейская энциклопедия
4) Б.В.Соколов «Сто великих войн» серия книг «Сто великих»
5) Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Интернет:
1) http://school.ort.spb.ru/library/torah/index.htm – Сайт по истории и традициям еврейского народа.
2) www.arttoday.com – Иллюстрация “Взятие Иерихона”
[1]Иисус Навин 6:1-24
[2]Энциклопедия для детей том 1 – Всемирная история стр.65
[3]БЕЭ том 15 стр. 250 – Филистея
[4] 1Цар.17:1-58
[5]БЕЭ том 14 стр. 10 – Саргон
[6]БЕЭ том 11 стр. 463 – Навуходоносор
[7]БЕЭ том 9 стр.487 – Кир
[8]БЕЭ том 10 стр.540 – Антиох IV
[9]http://school.ort.spb.ru/library/torah/index.htm – Сайт по истории и традициям еврейского народа.
[10]Энциклопедия для детей том 1 – Всемирная история стр.70
[11]Энциклопедия для детей том 1 – Всемирная история стр.70