Страшная жестокость и самоубийства отчаявшихся.
Тот кто при толпе приносил клятву бойцов – добровольцев, уже при этом получал первое представление о жестоких нравах, царивших в казармах гладиаторов.
Для поддержания дисциплины в этих центрах применялись эффективные меры наказаний. Часто вспыхивали заговоры, бунты и побеги с применением силы. Физические муки усиливались душевными страданиями. Постоянное ожидание смерти, страшная жестокость охранников накаляли атмосферу.
Ненависть гладиаторов направлялась на их охранников или против самих себя. Такие самоубийства остановить было невозможно.
Обучение по всем правилам искусства.
Цезарь не удовлетворялся обычной подготовкой, где для каждого вида вооружения имелись профессиональные ланисты. Здесь после основательной выучки гладиатору преподавалось актерское мастерство, с которым виртуоз приканчивал противника.
При обучении с гладиаторами обращались жестоко, с тем чтобы вырастить их настоящими бойцами. Также их обучали искусству сражаться левой рукой.
Снаряжение на любой вкус.
Гладиаторы различались снаряжением, пользовавшимся у публики различной популярностью.
Со времен Республики пленных заставляли биться друг с другом не только в их экзотических, часто живописных нарядах, но и с их собственным оружием и по их обычаям. С этими особенностями разноплеменных бойцов связанно появление некоторых категорий профессиональных гладиаторов, как самниты, фракийцы, или галлы.
Самниты, прикрывавшиеся большим щитом в человеческий рост, бились короткими прямыми мечами, либо копьями. Левое бедро было защищено поножью, а справа – наголенником; фартуком с поясом и повязкой на правой руке. Шлем с прорезями и огромным гребнем султаном.
Фракийцев защищал закрывавший лицо шлем и поручень на правой руке. Орудия: серповидный меч, либо кривой кинжал, маленький круглый или квадратный щит. У них было две поножи.
В зависимости от места и времени действия менялось вооружение и снаряжение. Публика требовала смены ощущений, поэтому методы взаимного уничтожения были многообразны.
Иерархия и дух товарищества.
Гладиаторам одной школы разрешалось объединяться, например, с целью совместного поклонения богам – покровителям.
Активных бойцов награждали титулами. Мудреная иерархия гладиаторов знала различные ступени и внутри отдельных родов оружия.
Проявившие себя на арене могли рассчитывать на повышение. Новобранцев называли "рядовыми" или "тирониями". Боец, получивший деревянный меч, мог заняться преподаванием. Публика или сами гладиаторы давали бойцам профессиональные звучные или ласкательные имена – клички.
Осознание своей отверженности порождало в гладиаторах яростную храбрость, которой поражался сам Цицерон. Ни кровавый спектакль, ни вид гибнущих товарищей по несчастью не могли поколебать их моральной мощи.
Все больше крови.
Особым указом было запрещено кому бы то ни было держать в Риме больше определенного количества гладиаторов.
Намерение Цезаря послать на арену несколько сот пар бойцов, так напугало сенат, что он законодательным путем ограничил число гладиаторов, которые могут находится в собственности частного лица.
Уже через 3 года, т.е. в 63 г. до н.э. сенат законодательно запретил всем будущим магистратам в течение 2 лет перед соисканием должности организовывать гладиаторские бои, если только их не обязывало к этому чье-либо завещание.
В 73-71 гг. до н.э. гладиаторы впервые выступили как солдаты против Спартака. Потом из гладиаторов стали делать телохранителей.
Появилась угроза для государства от войска гладиаторов. 21 октября 63 г. до н.э. сенат решил вывести такие войска в Капую и другие города, чтобы лишить мятежников опасного оружия.
Перед началом гражданской войны (49 г. до н.э.) появилось опасение, что Цезарь включит гладиаторов в состав своей армии.
Передав гладиаторов Цезаря гражданам в качестве телохранителей, Полепей исключил возможность их венного использования.
В связи со своим четырехкратным триумфом Цезарь устроил истинную гладиаторскую битву – пышный спектакль.
За убийством Цезаря 15 марта 44 г. до н.э. последовало законодательное установление: в качестве ежегодного поминовения сенат распорядился посвящать в Риме и в других городах Италии один день в году гладиаторским играм. Императоры же всегда стремились к ограничению возможностей частных лиц устраивать гладиаторские бои.
Государство все больше поощряло распространение служившей для увеселения толпы человеческой резни, причем каждый правитель стремился переплюнуть предыдущего.
Растущие масштабы гладиаторских битв требовали все большего числа бойцов, которых привозили из все более далеких областей после покорения их римской военной машиной.
Такая широкомасштабная субсидированная государством резня была, по мнению М. Гранта, свидетельством "перехода империи от периода анархического упадка к эпохе жестокого позднеантичного тоталитаризма.
Властитель и толпа.
Личное присутствие императора на играх способствовало установлению особых связей между ним и толпой. Осознание маленьким человеком того, что его и великого Цезаря объединяют одни и те же переживания, не могло не воодушевить народ.
Лишь не многие правители открыто демонстрировали свое нежелание подвергаться своего рода проверке общественным мнением во время гладиаторской резни. К числу таких относился и Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.). Другой пример нежелания потакать вкусам толпы задолго до Марка Аврелия был наказан императором Тиберием (14-37 гг. н.э.).
Политические значения игр
Гладиаторские игры императоры использовали в качестве политического маневра, отвлекающего массы от мятежных настроений и укрепляющего тем самым автократию.
Желая сохранить свою абсолютную власть, императоры не должны были допускать, чтобы толпа скучала или голодала. Они пригоршнями бросали деньги в народ. Этим они затыкали ему рот. Для проведения этих мероприятий принцепсы (императоры I-IV вв. н.э.) назначали высших чиновников, отвечавших за проведение игр.
"Дом гладиаторов дешевых…"
Если император мог себе позволить самое широкое финансирование гладиаторских игр, то должностные лица, в том числе консулы и преторы оказывались зачастую на грани разорения.
Ликвидация государственных доплат организаторам игр, проведенная Августом, особенно ударила по преторам. Он же, первый римский император запретил всем чиновникам, кроме преторов, устраивать гладиаторские бои. Впоследствии лишь некоторым богачам удавалось организовывать гладиаторские игры в Риме.
Однако на Италию и провинции это не распространялось. Если же устроитель оказывался недостаточно щедр, он навлекал на себя недовольство народа считавшего себя обманутым.
Устраивались гладиаторские игры и для возвышения своей должности, победы на выборах.
Чудовищное число гладиаторов, год за годом приносилось в жертву толпе на аренах Рима, Италии и провинций, превращало торговлю бойцами в выгодное дело.
Сенат создал настоящую биржу и правила регулирования рынка гладиаторов и гладиаторских игр.
От деревянного помоста к амфитеатру.
Если для гладиаторских игр первоначально было достаточно деревянных подмостков, то вскоре потребовалось начать строительство более солидных сооружений, чем и был дан толчок к возведению амфитеатров.
Первый известный нам амфитеатр был возведен в Помпеях вскоре после 80 г. н.э. Это было смелое по замыслу деревянное строение, вместимость которого удалось довести до 20000 сидячих мест.
Рим отставал от Помпеи в строительстве гладиаторских арен. И лишь в 53 г. молодой политик Г. Скрибоний Курион, повелел возвести в столице амфитеатр, который соответствовал бы величию города.
Быстро пожирали деревянные амфитеатры пожары, бывало, что набитые зрителями трибуны обрушивались под собственной тяжестью. Причиной тому – конструкционные ошибки, халтурная работа строителей.
Первый постоянный амфитеатр в столице, включавший в себя как каменные, так и деревянные конструкции в 29 г. до н.э. возвел Статилий Тавр, родственник и любимец Августа.
70 амфитеатров, которые продолжают существовать и по сей день, конечно, всего лишь часть от общего числа – а они имеются в Италии и Югославии, в Испании и на Сицилии, во Франции и Германии, в Британии и Греции, в Малой Азии и Египте.
Колизей – отблеск былого величия.
Сооружение Колизея, размерами своими превышающего все предыдущие и последующие строения, было начато императором Веспасианом (69 – 70 гг.), завершено Титом (79-81 гг.); он же открыл Колизей стодневными торжествами; его преемнику оставалось лишь завершить оформление. Современники относили это творение к числу чудес света, которое и по сей день производит неизгладимое впечатление.
Колизей стоит на месте бывшего парка Золотого Дома Нерона, и именно там, где раньше находился пруд, перед тем осушенный и засыпанный. В плане он представляет собой эллипс с внешним обводом в 527 м., главные оси которого составляют 188 м. в длину и 156 м в ширину. Длина осей овальной же арены – 86 и 54 м.; площадь ее – 4644 кв. м., а всего комплекса около 29000 кв. м. Глубина фундамента Колизея 9 м.
Лучшие места в ложах нижнего ряда предназначались для высокопоставленных лиц и прежде всего для императора с семьей и двором в окружении потомков древних родов знатных родов и т.д. Лишь женщины императорской семьи и весталки имели право наблюдать кровавую резня на арене в непосредственной близости, прочие же сидели на более высоких местах. На самых высоких рядах толпились представители низшего сословия.
Музыка и шум толпы оглушали зрителя, глаза же его ослепляли огромные массы празднично одетых людей. Толпа пьянела при виде смертельного боя гладиаторов.