Рассматривая этническую историю, анализируя жизненные примеры, описания образа жизни двух близких почти родственных друг другу народа, раскрываются моменты искренней дружбы и одновременно злостной вражды, уважения и приверженное почитание традиций, сильное чувство национальной приверженности, огромный кладезь национального таланта, чувство веры в свой народ и одновременная обособленность от множества других этносов.
Весь реферат представляет собой автобиографический описательный материал, в котором с различных сторон и граней, достаточно поверхностно раскрываются частички культуры, моменты жизни мордвы и татар, возникших в различных точках мира и пришедших на одну и ту же землю, с целью жить и быть победителями на ней.
Поэтому нам надо сделать выводы и подвести итоги под всем тем, с чем мы столкнулись в этой работе.
Да, можно с уверенностью сказать, что основной причиной такой нелюбви мордвы (да и не только!) к татарам стала захватническая деятельность вторых в период массового переселения. Этому есть «живые» иллюстрации в жизни. Скажем, такие пословицы, свидетельствующие о глубокой настороженности, наверное, даже недоверии к татарам: «Нежданный гость – хуже татарина!». Разве можно привести ярче примеры, чем те, которые мы используем в обиходе.
Несомненно, пришедшие со степей вандалы, нанесшие неисчислимые по своему масштабу потери и разрушения, боль и страдание не могли не оставить неприятный осадок в нашей душе. Воспоминание о жестокости кочевников, передаваемые с молоком матери с воспоминаниями жестокости, внесли частичку культуры своей индивидуальной и самобытной нации. Религия и беззаветная, всепоглощающая вера в нее, которая просто поражала своей прямолинейностью, тем самым отпугивала от себя, все это как нельзя сильнее повлияло на ход взаимоотношений со славянскими и мордовскими народами. Мы и по сей день, так и остались захватчиками и отступниками, варварами и простыми селянами, ставшими жертвой захватнического нашествия. Так и не научились жить мирно на теперь уже родной земле, не поняли, что создаем, строим и составляем фактически одну и ту культуру, с колоритными этническими оттенками. Возможно, пройдет еще не мало времени, может быть понадобится еще лет двести, чтобы каждый из нас осознал свое прошлое, воспринял его таким, какое оно есть. Прошлое не бывает плохим или хорошим, оно было, есть и будет и нельзя забывать, что именно в наших руках оно находится.
От себя хочу добавить, что эти два народа очень близки мне. Мое уважение к ним безгранично, каждый момент своей жизни я, так или иначе, чувствую их влияние на мою судьбу и испытываю гордость, что являюсь представителем сразу двух, по моему мнению, выдающихся народов. И надеюсь, в свою очередь, что эти два народа найдут общий свойственный только им один единственный мирный путь для развития и процветания.
ЛИТЕРАТУРА
Саракуев Э.А., Крысько В.Г. “Введение в этнопсихологию”.
Издательство “Торама”, “Мордовские новости”.
Издательство “Торама”, “Этническая история: как и откуда мы появились”
Проект “Торама”, статьи:
- “Башкортостан”
- “Этническая история волго-уральских татар”.
- “Мордва, мокша ,эрзя”
- “Соседи ли враги” и т.д.