Смекни!
smekni.com

Гитлер и тоталитарная Германия (стр. 6 из 6)

Превосходство Гитлера над всеми его соперниками, включая и социал-демократов, основывалось именно на том, что он острее и решительнее их осознал необходимость перемен. Отрицание им современного мира проходило как раз под знаком современности.

И все-таки в Германии, да и в других странах тоже, фашистские или родственные им тенденции продолжают жить: в первую очередь некоторые психологические предпосылки, пусть и не имеющие легко распознаваемой связи с национал-социализмом или даже выступающие под непривычными, большей частью левыми знаменами, равно как и определенные социальные и экономические условия. Наименее живучими оказались идеологические предпосылки, такие как, например, национализм межвоенной поры, обеспокоенность по поводу утраты статуса великой державы или панический антикоммунизм.

Как бы ни подчеркивал Гитлер надличностный аспект своей задачи, как бы ни напирал он на свою миссию и как бы ни выдавал себя за орудие Провидения, выше своего времени он так и не поднялся. Поскольку он не мог дать ни внушающей веру картины грядущего состояния мира, ни надежды, ни вдохновляющей цели, то ни одна из его мыслей не пережила его. Этот великий демагог не оставил после себя ни единого слова, ни единой запоминающейся формулы, точно так же не дошло до сегодняшнего дня ни единого его строения, а он ведь столь жаждал стать величайшим архитектором всех времен; не осталось даже запланированных им величественных руин.

7. Заключение

И все же тема Гитлера остается одним из вечных сюжетов мировой историографии и, видимо, обречена оставаться таковой, поскольку все новые и новые ее грани раскрываются только в ходе движения истории, в свете постоянно обновляющегося историко-политического и духовного опыты.

Тоталитарный режим со временем разлагается изнутри. Особенно из политической элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Довершает разрушение тоталитаризма отход от жёсткого контроля в экономической сфере. Таким образом на смену тоталитаризму приходит авторитаризм.

8. Приложение

(Все фотографии взяты из интерактивной энциклопедии Compton’s Interactive EncyclopediaTM)

Ошибка! Не указана последовательность.. 11 ноября 1918 года было объявлено перемирие, положившее конец Первой мировой войне. Маршал Фош (с тростью) и его помощники в железнодорожном вагоне в Компьенском лесу будут диктовать свои условия побежденной Германии. Более чем через 20 лет в этом же вагоне Адольф Гитлер будет принимать капитуляцию Франции.

2. Бенито Муссолини и Адольф Гитлер на совещании во время Второй Мировой войны.

3. Адольф Гитлер обращается к немецкому народу

4. Гитлерюгенд прилагал все усилия, чтобы ориентировать молодых немцев надлежащим образом.

5. В 1933 году десятки тысяч нацистов собрались на стадионе в Нюрнберге.

6. На шествии нацистов по Нюрнбергу присутствовало около 120 000 человек, что говорит об огромном влиянии НСДАП.

7. 20 октября 1931 года, Бад-Харцбург. Гитлер обращается к членам НСДАП, требуя ухода правительства в отставку.

9. Марш нацистов по немецкому городу. В предвоенные годы НСДАП приобрела в Германии большой вес и популярность.

10. Вена, Австрия. Функционеры НСДАП наблюдают как евреи чистят улицы города.

9. Литература

1. Гаднелев К. С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии, 1992, № 2.

2. Герштейн Р. Э. Война которую выиграл Гитлер. Пер. с англ. Под общ. ред. Г. Ю. Пернавского. — Смоленск: Русич, 1996.

3. Загладин Н. В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века. Кентавр, 1992, №№ 7-8.

4. Оруэлл Дж. “1984” и эссе разных лет. Москва: Прогресс, 1989.

5. Фест И. Гитлер: Биография. 3 тома/Пер. с нем. А. М. Андронова, А. А. Федорова. — Пермь: Культурный центр “Алетейа”, 1993.

6. Что есть что в мировой политике. Словарь-справочник. Москва: Прогресс, 1987.


[1] Ibidem. S. 87.

[2] Valentin Veit. The German People. N. Y., 1946. P. 633.

[3] Mosse G. L. Intervista sul nazismo. Bari, 1977. P. 44.

[4] Heuss Th. Hitlers Weg. Tuebingen, 1968 (1-е изд. 1932). S. XXXI.

[5] Цит. по: Кин Ц. Итальянский ребус. М., 1991, с. 33.

[6] Voelkischer Beobachter, 6.VI.1936. Цит. по: Schoeps J. H. Konservativismus — ein Denkstil der Vergangenheit? In: Die Mitarbeit, 1976, H. 4. S. 298.

[7] Zitelmann R. Hitler. Selbstverstaendnis einer Revolutionaers. Hamburg, 1987. S. 458, 459, 460.

[8] Ibidem. S. 457.

[9] См.: Talmon J. L. Politischer Messianismus. Bd. 2, S. 444 f.; Эрнст Нольте и расценит структурные слабости либеральной парламентской демократии как предпосылку для возникновения мощных фашистских движений; см. его книгу с характерным названием “Кризис либеральной системы и фашистские движения”.

[10] Так высказывался в те дни Гинденбург, см. Meissner H., Wilde H. Op. cit. S. 194.

[11] Так писал Фридрих Франц фон Унру в серии статей под названием “Национал-социализм”, печатавшейся с 22 февраля по 3 марта 1931 года в “Франкфуртер цайтунг”.

[12] Так писал Рудольф Гесс, бывший в одно время комендантом Освенцима, см.: Gilbert G. M. The Psychology of Dictatorship. New York, 1950, P. 250.

[13] Nolte E. Faschismus in seiner Epoche, S. 507.

[14] См. протоколы расширенного пленума Исполкома Коминтерна, Москва, 12-13 июня 1923 г., опубликованные в: Nolte E. Theorien, S. 92; это выступление интересно не в последнюю очередь тем, что в нем, в отличие от всех вошедших позднее в оборот левых теорий заговора, фашизм со всей серьезностью рассматривается как сборный пункт для разочаровавшихся в социализме масс.