Смекни!
smekni.com

Город Чита (стр. 3 из 5)

Возможно, что топоним произошел от эвенкийских слов «чатэ»,»чату»,»чатул», в переводе означающих – «черная земля», «каменный уголь», «уголь». С этим, в числе других исследователей, соглашается краевед В.Ф.Балабанов, посвятивший исследованиям забайкальской топонимики немало страниц. В своей книге в «Дебрях названий» он говорит о том, что люди еще в древние времена видели выходы угля на берегах Читы, а под Читой находили целое месторождение бурых углей – Черновское. В территориальных эвенкийских диалектах, кроме того, существуют слова «чата», что означает – «ил», «глина», «глинистая земля», «дорожная грязь»; «читала» – «глина», а также «читаравун», «чату» – «грязь на берегу» и «читаран» – «загрязниться, запачкаться глиной». Автор книги «Географические названия Восточной Сибири» М.Н.Мельхеев как раз и указывает на то, что долина реки Читы, особенно приустьевая ее низменная часть, сложена из глинисто-илистых вязких речных наносов, и вполне возможно, что корень «чат», «чит» лежит в основе этимологии топонима. Этому толкованию вторит забайкальская легенда «О названии города Читы», записанная в 1940 году, со слов местных жителей, известным сибирским фольклористом Л.Е. Элиасовым. В ней рассказывается о том, что оленные тунгусы, кочевавшие по Ингоде, часто попадали в беду, когда им надо было перейти реку недалеко от озера Кенон, чтобы попасть в богатые охотой места около Ченгоканского гольца. Весной в те места наносило столько грязи и ила, что люди вязли, а олени уходили в топь «по самые уши». И каждый год так те люди мучились, поскольку перебираться в другое место, где Ингода была глубже, было и того опаснее. Потому то и назвали тунгусы то место Читой. Когда русские пришли, к тому времени Ингода меньше стала разливаться, грязь подсохла, ил ветром разнесло, все утрамбовалось. Русские нового имени придумывать не стали и свою слободку так и поименовали. «Вот как оно в жизни бывает – заканчивается легенда – кто бы мог подумать, что от грязи и ила городское название возьмется»..


Но как бы не спорили на протяжении многих лет исследователи края, несомненно одно – имя будущему городу дала река Чита. В.Ф. Балабанов наряду со своим обоснованием мнений и анализом версий, указывает, что в топонимике края существовала одна особенность. В первую очередь эвенки присваивали название горе (ороним) или какой-либо группе смежных гор. Стекающим с этих гор речкам обычно давалось то же название, что и самой горе. При этом, он советует обратить внимание на карту верховьев реки Читы, исток, которой берет начало в отроге Яблонового хребта. С северо-западной стороны группы гор находится один из истоков реки Юмурчен (правый приток Витима), который также как и исчезнувшее село Чикоя называется Читнак. «По – видимому, пишет автор, происхождение название реки Читы следует искать в ее верховьях». Сам краевед признает, что «мнений о происхождении названия Читы много, но какое из них наиболее правильно решить пока, что невозможно... и все они, как видим, строятся на предположениях».
Новую версию о топониме предлагает читинский архитектор А. Шаравина, по которой… наряду с родственными Чите гидронимами, присутствующими на карте Забайкалья, а это – Читанга – приток Чикоя, Читкан – приток Баргузина, Читканда – приток Калара и Читкандо – озеро в Каларском районе, есть в районе истоков реки Читы голец Чингикан. Он самый высокий в радиусе до трехсот метров, высота его немногим больше, чем высота знаменитой горы Алханай. У его подножия берет свое начало приток Читы – речушка Чингикан. Эти слоги «чи» и «чит» во всех названиях подсказывают мысль об общности их происхождения. В геологическом отношении голец Чингикан образован вулканитами. Цвет этих пород черный, а горные кряжи, расположенные вокруг гольца сложены породами, которые относятся к габроидам цвет, которых также преимущественно располагается в гамме от черного до темно-серого. Эти черные вулканиты встречаются на всем протяжении хребтов, обрамляющих реку Читу. За многие тысячи лет, выщелачиваясь и стекая в меловые впадины долины реки, эти породы, в которых очень велико содержание железа и марганца, оставляли на других породах прочные несмываемые пленки темно-серого цвета. А если учесть присутствие темного цвета в горельниках и залежах, пусть не очень мощных пластов каменного угля («чата», «чатул») на берегах реки, то можно предположить, что слово «черный» является определяющей визуальной характеристикой долины реки. Вкрапления черных вулканитов встречаются и в составе пород Титовской сопки, главной высотной доминанты города у подножия, которой река Чита заканчивает свое течение, впадая в Ингоду. Это в то же время и главный пространственный ориентир местности в бесконечных кочевьях «оленных людей». Итак, есть возможность высказать гипотезу, что Чита – это река черной горы.
Но топонимы живут во времени и пространстве. Яркое забайкальское солнце и высокое синее небо создают совершенно иной светлый и яркий облик реки и города, а значит и самого слова. Именно поэтому ороченское – «береста» созвучно образу реки, как и чистота «колодца» и «озера», а «голубая глина» несет в себе отблеск забайкальского неба. Смысл же гидронима Чита оставался и остается загадкой. Само это слово со временем все далее уходит от своего уже позабытого значения. А множество толкований будет и дальше порождать различные мнения, версии и споры. А может пусть так и будет? Ведь слово живет своей жизнью. Да и река, давшая имя городу, как-то незаметно поменяла свое название и стала в обиходе любовно называться его жителями – Читинкой. Тем самым уступая городу право быть более главным ориентиром в пространстве человеческих отношений.

1.3.Внешний облик города

Главная площадь города раньше называлась Соборною. Площадь так была названа не зря. К ней примыкал квартал, именуемый Архиерейским подворьем, в котором построена была Архиерейская церковь, освященная во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. К тому времени она заменяла Читинцам Собор, и в ней свершались все торжественные службы. В 1888 году на площади было освящено место под новый Кафедральный Собор, а через одиннадцать лет был заложен первый камень в фундамент храма, освященного во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В 1909 году здесь уже прошли первые службы. Новый Кафедральный Собор стоял почти в центре современной площади.

В 20-е годы площадь переименовали в площадь "Совет", по названию кинотеатра, расположившегося в бывшем Кафедральном Соборе. Через некоторое время площадь переименовали в "Площадь Октября"

23 апреля 1936 года Исполком горсовета принял решение о сносе Кафедрального Собора. Он был незамедлительно взорван. Взрывники торжественно рапортовали: взорвано по всем правилам, окружающие строения не пострадали!
После этого еще в течение года на площади лежали руины Собора. Не так-то легко было их разобрать. К сентябрю 1937 года на руинах работал первый в Чите бульдозер, а к 20 годовщине Октября, площадь приобрела свой новый вид, в котором и простояла до семидесятых годов прошлого века.[5]

За Читой закреплен статус исторического города. Достаточно напомнить, что к первой планировке её улиц причастны сосланные сюда декабристы - Дмитрий Завалишин и Петр Фаленберг, использовавшие как пример образ столицы Российской империи Петербурга.

Культура Читы достойно представлена музеями - хранителями древности и народной памяти. Читинский областной краеведческий музей имени А.К. Кузнецова имеет более чем столетнюю историю. Он располагает богатейшими ботаническими, этнографическими и археологическими коллекциями, многочисленными экспонатами забайкальской природы. В Чите работают Областной художественный музей, Музей декабристов, Музей истории войск СибВО, Музей забайкальской милиции и другие.

Крупнейшее книгохранилище Забайкалья - Областная государственная научная библиотека имени А. С. Пушкина располагает миллионным фондом, значительная часть которого, имеет огромную историческую и народнохозяйственную ценность. Некоторые книжные коллекции единственные в России. Это книги библиотеки декабристов, Нерчинской каторги, семьи дома Романовых.

Одним из культурных центров современной Читы является Областной драматический театр, объединяющий людей, любящих театральное искусство.

Здесь традиционно с 1974 года проходит ежегодный фестиваль "Цветущий багульник".

Читу окружает великолепная окрестная природа. . С юго-запада на северо-восток через всю территорию простирается Яблоновый хребет. С юга, востока и севера столицу Забайкалья защищают от холодных ветров отроги хребта Черского, имеющего протяженность 800 км. К ним примыкают, продолжают и идут параллельно Борщовочный, Малханский, Даурский, Аргунский и Газимуро-Ононский хребты. Гребни хребтов волнистые, вершины округлые. Самая высокая точка - гора Малый Саранакан с отметкой 1579 метров находится на северо-востоке территории.