Смекни!
smekni.com

Город как составная часть феодальной системы (стр. 1 из 2)

Министерство общего и профессионального образования

Российской федерации

Алтайский государственный технический университет

имени И.И. Ползунова

Контрольная работа

По дисциплине «История экономики»

Тема:

Город как составная часть

феодальной системы

Выполнил: студент гр. 9М-91 заочн. ф-та

Проверил: преподаватель

Синеок Анатолий Николаевич

Барнаул 1999


Материальной основой возникновения западноевропей­ских феодальных городов явился объективный процесс от­деления ремесла от сельского хозяйства. В период раннего средневековья вся хозяйственная жизнь была сосредоточе­на в деревне, ремесленный труд еще не отделился от сель­скохозяйственного. Правда, крупные населенные пункты, укрепленные стенами, уже существовали, но они в экономи­ческом отношении не отличались от деревень (жители их, как и крестьяне, занимались главным образом сельским хозяйством) и выполняли функции административных и ре­лигиозных центров. Но в XI в. в связи с общим экономиче­ским подъемом появляются города как центры ремеслен­ной и торговой деятельности. С развитием общественного разделения труда оживают старые города, сохранившиеся еще со времен Рима, и возникают новые (на перекрестках дорог и рек, у стен монастырей и замков). Именно в горо­де стала сосредоточиваться экономическая и политическая жизнь централизованных государств. Город становится но­сителем экономического и культурного прогресса.

В XI-XIII вв. западноевропейскими феодалами был ор­ганизован ряд крестовых походов на Восток. Крестовые по­ходы, вовлекшие в свою орбиту огромное количество ры­царей, крестьян, горожан, не прошли бесследно для Евро­пы, хотя они в целом и кончились для европейцев неудачно («гроб господен» так и остался в руках невер­ных - мусульман). Они содействовали развитию товарно-денежных отношений между восточными странами и За­падной Европой, что, в свою очередь, способствовало даль­нейшему росту европейских городов.

Города еще более окрепли и стали расти, как грибы после дождя. В этот период появляется много новых городов. Только в Центральной Европе - более 1500, в Германии в XIII-XIV вв. возникло около 700 новых городов. Возрождаются и ста­рые города: Лютеция, Париж, (60 тыс. жителей), Тулуза, Ли­он, Бордо, Генуя (по 50-70 тыс. жителей в каждом), Ве­неция (65-100 тыс.), Неаполь (около 80 тыс.), Флоренция (100 тыс.), Милан (80 тыс.), Севилья (около 40 тыс.), Кельн (25-40 тыс.). Доля городского населения быстро растет и достигает 20-25%.

Что представляли собой феодальные города? Так, в Германии того времени было более 4000 городов с насе­лением менее 2000 жителей в каждом, 250 городов с насе­лением от 2 до 10 тысяч и лишь 15 городов с населением свыше 10 тысяч жителей. Площадь типичного города также весьма мала от 1,5 до 3 гектар.

Города площадью от 5 до 30 гектар уже считались до­вольно крупными, а свыше 50 - просто огромными. К на­чалу XIV века улицы важнейших французских городов, а также крупнейших городов Европы типа Праги будут замо­щены камнями. Население их, как правило, не было многочисленным. Например, в Германии средним городом считался такой, в котором было от 10 до 15 тыс. жителей, крупным - от 25 до 35 тыс., мел­ким - от 1 до 5 тыс.

Средневековый город не знал благо­устройства. Улицы были узкие, кривые, немощные и не освещались. Здания строились деревянные и подвергались частым пожарам.

Архитектура отличалась суровым, «крепостным» харак­тером. Применение камня в качестве строительного мате­риала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сво­дов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезан­ными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в запад­ном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь ар­хитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись оча­гами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наи­зусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая шко­ла не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вме­сте со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распростра­нение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек при­надлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скучен­ность застроек, антисанитария и постоянная опасность по­жаров. Нечистоты и мусор, которые большей частью сбра­сывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья ос­тавались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воз­двигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренно­го сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко бы­ла распространена деревянная застройка типа «штендер-бау» из переносных элементов: столбов, из которых масте­рили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движи­мым имуществом, потому что в случае расторжения дого­вора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в круп­ных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже распо­лагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чу­ланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения палом­ничества - этого «средневекового прообраза туризма» (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город по­клониться святым мощам, хранившимся в городских собо­рах и церквах, а также поглазеть на городские достоприме­чательности, различные сооружения и монументы. Средневековые города основывались обычно на террито­риях, принадлежавших феодалам, и поэтому находились в зависимости от них. А в самих городах первоначально, на­ряду со свободными ремесленниками, жили также крепост­ные крестьяне. Но постепенно города развертывают борь­бу за свою свободу и независимость. Власть в феодальных городах оказывалась в руках богатой верхушки - купцов, ростовщиков, домовладельцев.

В раннее средневековье город был таким же сеньораль­ным владением, как и деревня, и принадлежал тому феодалу, на земле которого располагался. Сеньор вершил суд, дозволял строительство, собирал налоги, руководил обороной, покровительствовал ремеслам. Начиная с XI ве­ка экономически окрепшие города (коммуны) все сильнее стремятся освободиться от власти земельных магнатов. Движение началось со стремления уменьшить и стабили­зировать ренту, а затем переросло в борьбу за самоуправ­ление.

Некоторые города добились желаемого путем разового выкупа у феодала различных прав и вольностей. Другие перешли под власть и покровительство более сильных фео­далов - епископов, герцогов, королей, императоров. Треть­им удалось, выдержав продолжительную борьбу, изгнать своих сеньоров.

В результате двухсотлетней борьбы многие западноев­ропейские города получили ряд важных прав и привиле­гий, в числе которых:

- право иметь выборных из числа горожан должност­ных лиц - мэра, коммунальных советников-магист­ратов, стражников;

- установление особого городского права и суда, не­подвластного церковному и феодальному (земельно­му) праву;

- право иметь собственные (городские) налоги, финан­сы, формировать за свой счет ополчение и нанимать воинов;

- право на собственную дипломатию и экстерритори­альность;

- осуществление принципа: «Воздух города делает сво­бодным», в соответствии, с которым беглый крестья­нин (холоп), проведя в городе год и один день, стано­вился свободным горожанином, членом коммуны, ко­торого уже нельзя было выдавать феодалу;

- замена всех поборов ежегодным взносом бывшему владельцу земли, зачастую весьма символическим: бочка пива, дюжина кур, унция серебра или соли, три золотых монеты и т. п.

Коммунальные революции способствовали дальнейшему укреплению городов, росту политического и экономическо­го влияния третьего сословия, особенно купечества, утверж­дению руководящей роли города по отношению к деревне. устанавливаемой посредством городских рынков, уже не контролирующихся феодалами.

Главными занятиями городского населения становятся ремесло и торговля. Наиболее распространенные отрасли городского ремесла - текстильное производство (выработка шерстяных, льняных и шелковых тканей), плавка и обработка металлов.

Среди отраслей текстильного производства доминирую­щее значение имела выработка сукон и грубых шерстяных тканей. Основными центрами шерстяного производства в феодальной Западной Европе были район Фландрии и Флоренция. Шелковое производство, заимствованное из стран Востока, развивалось в северо-итальянских городах и в некоторых городах Франции (Лион).

Ремесленное производство того или иного города, как правило, удовлетворяло спрос местного рынка на большинство промышленных товаров, однако некоторые производства получил общеевропейское значение. Это производство шерстяных тканей (Фландрия, Северная Италия), морских судов (средиземноморские порты), цветного стекла (Венеция) и металлообработки, главную роль среди которой играл выпуск оружия (Милан, Золинген и др.).