МИД Германии считал необходимым идти на сближение с Россией и на поддержку большевиков, которым в свое время выделялись различного рода субсидии для пропаганды и расширения базы партии. Это предложение было одобрено Вильгельмом II. Однако требования Германии вскоре стали все более жесткими и включали передачу ей территории Польши и Гродненской губернии.
ЦК РСДРП(б), фактически решавший все государственные вопросы, 11 января 1918г. большинством голосов одобрил проект резолюции Троцкого: «Войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем». Германия, стремясь оказать давление на Россию, 27 января подписала мирный договор с УНР в качестве первого шага «к прочному и для всех сторон почетному миру во всем мире». Вильгельм II потребовал от России заключения мира на ранее выдвинутых условиях с одновременным немедленным очищением Лифляндии и Эстляндии или немедленный разрыв переговоров и прекращение перемирия.
Троцкий 28 января 1918 г. подтвердил прежнее решение ЦК РСДРП(б). После этого германское командование заявило о прекращении перемирия и возобновлении с 12 часов 18 февраля военных действий. Перед германскими войсками была поставлена задача по проведению территориально-ограниченных мероприятий с нанесением на левом крыле германского Восточного фронта короткого, но сильного удара. На правом крыле фронта, где договором о перемирии не была определена демаркационная линия, предусматривалось полностью занять украинские земли и сопредельные им территории. 18 февраля германская армия начала наступление, поддержанное на Украине войсками Украинской Народной Республики, в Белоруссии — 1-м Польским корпусом легионеров, в Закавказье — турецкими войсками, а с 28 февраля и австро-венгерской армией.
Совнарком РСФСР в ночь на 19 февраля направят правительству Германии радиограмму о согласии подписать мир. Однако немецкие подвижные отряды продолжили наступление, несмотря на упорное сопротивление, оказанное им на псковском, валкском и ревельском направлениях силами отдельных частей русской армии, красногвардейских отрядов и частей формируемой Красной Армии, а на Украине и части сил отдельного Чехословацкого корпуса. 22 февраля ЦК РСДРП(б) принял резолюцию о допустимости использования помощи, предложенной Францией и Англией, в войне с Германией. Однако события на фронте развивались стремительно и не в пользу Советской России. 25 февраля части германской армии захватили Ревель и 28-го — Псков. В тот же день в Брест-Литовске возобновились мирные переговоры. 3 марта российская делегация, которую возглавил большевик Г. Я. Сокольников, подписала мирный договор с Четверным союзом. «Съезд признает необходимым, — говорилось в резолюции VII экстренного съезда партии большевиков, — утвердить подписанный советской властью тягчайший, унизительнейший мирный договор с Германией». На IV Чрезвычайном Всероссийском съезде советов 15 марта договор был ратифицирован абсолютным большинством голосов. По договору России предстояло очистить от своих войск провинции Восточной Анатолии, округа Ардагана, Карса и Батума, Эстляндию, Лиф-ляндию, Аландские острова и Украину, демобилизовать армию, заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать подписанный ею договор с державами Четверного союза.
На Украине демаркационная линия не была определена. Германия, воспользовавшись этим, а также договором с УНР, продолжила наступление. В апреле германские войска совместно с украинскими частями заняли Крым, а в начале мая — Ростов-на-Дону.
Главы правительств Великобритании, Франции и Италии, обсудив в марте 1918 г. в Лондоне сложившуюся в России обстановку, приняли решение с целью оказания помощи Восточной России начать союзную интервенцию с привлечением Японии и США. Мурманский Совет, который возглавлял А. М. Юрьев (Алексеев), опасаясь возможного наступления германских и финских войск, с согласия наркома иностранных дел Троцкого 2 марта подписал с союзными миссиями «словесное соглашение» о совместных действиях англичан, французов и русских по обороне Мурманского края. В соответствии с этим документом в начале марта в Мурманске высадился десант союзников. Правительство Великобритании заявило о своем согласии поддержать и Г. М. Семенова. В начале апреля во Владивостоке появились японские и английские десанты с целью «обеспечения жизни и собственности иностранных подданных». Эти действия держав Антанты стали первыми шагами по развертыванию военной интервенции в России.
В конце мая 1918 г. обострилась обстановка на востоке страны, где находились части отдельного Чехословацкого корпуса. По соглашению с правительством РСФСР, он подлежал эвакуации во Францию через Владивосток при условии сдачи оружия. Однако нарушение командованием корпуса соглашения и попытки органов советской власти разоружить корпус привели к вооруженным конфликтам. В ночь на 26 мая чехословацкие части предприняли вооруженное наступление и вскоре совместно с белогвардейскими формированиями захватили почти всю Транссибирскую магистраль. Советская власть в занятых районах была свергнута.
С целью поддержки чехословаков и установления контроля над Сибирью Верховный совет Антанты 2 июля 1918 г. принял решение о начале широкой интервенции (в России. Представители командования интервенционистских войск на Дальнем Востоке 6 июля опубликовали объединенную декларацию о взятии под временную власть Владивостока и его окрестностей. В тот же день в Мурманске было подписано «Временное, по особыма обстоятельствам, соглашение представителей Великобритании, Северо-Американских Соединенных Штатов Франции с президиумом Мурманского краевого Совета» в целях совместной защиты края от держав германской 1 коалиции. Госдепартамент США 17 июля издал меморандум о допустимости военных действий в России. В Архангельске 2 августа члены партий эсеров, народных 1 социалистов и кадетов осуществили антибольшевистский переворот. Власть в свои руки взяло Верховное управление Северной области во главе с Н. В. Чайковским, в Архангельске высадилось около одной тысячи английских, французских и американских солдат и матросов.
По приглашению Диктатуры Центрокаспия, созданной после падения Бакинской коммуны, английские войска вошли в Баку для его защиты от турецкой армии. Одновременно были арестованы и в сентябре 1918 г. расстреляны 26 бакинских комиссаров. В том же месяце турецкие войска после непродолжительных боев захватили Баку.
Левые эсеры, рассматривая Брест-Литовский мирный договор как предательство интересов мировой революции, приняли решение о возвращении к тактике индивидуального террора, а затем и к «центральному террору». ЦК партии левых эсеров планировал казнить виднейших представителей германского империализма. Первой жертвой левых эсеров 6 июля 1918 г. стал посол Германии в Москве граф В. фон Мирбах. Кроме того, на III съезде партии левых эсеров (28 июня — 1 июля) была дана директива ЦК всемерно способствовать расторжению Брестского мира, одним из способов достижения этой цели и стало убийство Мирбаха. Однако большевики, стремясь не допустить разрыва мирного договора с Германией, арестовали всю левоэсеровскую фракцию V Всероссийского съезда Советов (4—10 июля), а затем, 7 июля, разгромили отряд ВЧК (командир левый эсер Д. И. Попов), где находилась большая часть членов ЦК партии левых эсеров.
В июле 1918 г. в Ярославле подняли восстание члены «Союза защиты родины и свободы», а главнокомандующий Восточным фронтом эсер М. А. Муравьев приказал своим войскам прекратить боевые действия против Чехословацкого корпуса и повернуть оружие против германских войск. Восстания, имевшие антибольшевистскую направленность, прокатились по Южному Уралу, Северному Кавказу, Туркестану и по другим районам. В большинстве мест они были подавлены с применением вооруженной силы. В связи с угрозой захвата белогвар дейцами Екатеринбурга 18 июля были расстреляны бывший император Николай II и члены его семьи. В августе в Петрограде левыми эсерами был убит председатель, Петроградского Ч К М. С. Урицкий, а в Москве ранен В. И. Ленин. Эти террористические акты послужили основанием для принятия СНК РСФСР 5 сентября постановления «О красном терроре». В постановлении требовалось обеспечить тыл путем террора, расстреливать всех 3 лиц, причастных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, изолировать всех классовых врагов в концентрационных лагерях.
Вооруженное выступление отдельного Чехословацкого корпуса вынудило Совнарком РСФСР 13 июня 1918 года создать для борьбы с ним и «опирающейся на него помещичьей и буржуазной контрреволюцией» Реввоенсовете Восточного фронта. В его состав вошли Г. И. Благонравов и П. А. Кобозев и командующий М. А. Муравьед (в июле вместо него был назначен И. И. Вацетис). В августе попытка войск фронта перейти в наступление окончилась неудачей. После перегруппировки армии Восточного фронта начали новую операцию и в течение двух месяцев овладели территорией Среднего Поволжья и Прикамья. В это же время Южный фронт вел тяжелые оборонительные сражения против Донской армии на царицынском и воронежском направлениях. Войска Северного фронта под командованием генерала Д. П. Парского оборонялись на вологодском, архангельском, котласском и петроградском направлениях. Красная Армия Северного Кавказа (с октября 1918 г. — 11-я армия) под натиском Добровольческой армии оставила западную часть Северного Кавказа. В середине сентября остатки советских войск в районе юго-западнее Армавира соединились с Таманской армией.