Дальнейшее развитие событий до сих пор остается исторической загадкой: Керенский, просивший Корнилова "о принятии надлежащих мер," 27 августа телеграфирует в ставку требование Корнилову сдать полномочия генералу Лукомскому и прибыть в Петроград, а также просит всех министров уйти в отставку и дать ему особые полномочия (последние два требования были удовлетворены). По одной версии, изложенной профессором Иоффе, решающую роль в таком повороте событий принадлежит некоему В.Львову, туманной личности, по всей видимости, проходимцу, который взялся вести переговоры между Ставкой и Керенским и донес последнему о якобы готовившемся ультимативном требовании Корнилова об отставке Керенского с поста главы правительства.
Так или иначе, подготовленный морально и физически переворот уже не мог быть остановлен указом Керенского и, начавшись как контрреволюционный, стал антиправительственным. 21 августа Корнилов заявил, что Временное правительство - "большевики и германские шпионы," призвал всех сознательных граждан России противодействовать правительству. К вечеру новость о мятеже и продвижении войск к Петрограду напечатали все газеты. Основной удар предстояло нанести 1-ому конному корпусу и "Дикой" дивизии генерала Крымова. В ответ на заявление Корнилова Керенский издает указ о неподчинении самозванцу и о блокировании железных дорог на пути продвижения его частей. Войска генерала Крымова не смогли продвинуться дальше, среди них стало заметно влияние большевистских агитаторов. Сам Крымов стал самой трагичной фигурой в истории мятежа. Оказавшись между двух огней - приказами Керенского и Корнилова - он окончательно потерял контроль над ситуацией и собственными войсками. 30 августа стало окончательно ясно, что мятеж окончательно провалился и мятежные войска не продвинутся далее. Крымов по приказу Керенского прибывает в Петербург, где 31 августа, узнав об окончательном провале дела, кончает жизнь самоубийством.
Мятеж поставил крест на возможности дальнейшего мирного развития России, погубил и Временное правительство, дни которого были сочтены уже после начала переворота независимо от его исхода. Политическую обстановку второй половины августа 1917 года можно охарактеризовать словами: или диктатура Корнилова, или диктатура большевиков.
В случае правой диктатуры Керенский был бы немедленно смещен. В другом, ставшем реальностью, случае - победе левых сил - Временное правительство было обречено на гибель как неспособное своей соглашательской, компромиссной, лавирующей между правыми и левыми политикой более удовлетворить победителей. Правые более не предпринимали попыток продолжить борьбу, решив дать возможность большевикам уничтожить изменившее им правительство, захватить власть, развалить страну и погибнуть в революционной анархии, после чего, как они считали, взять власть не будет составлять никакого ируда. Керенский, действительно продав Корнилова, всячески отвергал свое участие в организации выступления и рассчитывал всплыть на волне революционного подъема как победитель путча и народный герой. В этой волне он и захлебнулся. Продолжение его политики не давало более никаких шансов: жест вправо - назначение генерала Алексеева начальником штаба Ставки, перевод Корнилова и генералитета в тюрьму в Быхове с личной охраной Корнилова - Тенинским полком и Георгиевским батальоном - не вернул ему поддержки правых, жест влево - объявление России республикой, освобождение из тюрьмы Троцкого и других большевиков под залог, арест Корнилова, возбуждение уголовного дела и создание с 1 сентября Чрезвычайной комиссии по делу о мятеже - не дали ему доверия левых. Отведя угрозу со стороны Корнилова и возглавляемой им контрреволюции, Керенский оказался перед еще более страшной угрозой - усилившимися Советами, блоком большевиков-меньшевиков-эсеров, в считанные дни разгромившем, помимо указов Керенского, военную машину контрреволюции. Две оппозиции в обществе не могли более мирно сосуществовать; в борьбе победила одна. Октябрь стал неизбежен.
VII.Октябрьская революция.
Но борьба была далеко не окончена - она только началась, и корниловский мятеж стал точкой отсчета времени, оставшегося до гражданской войны.
В Быховской тюрьме заговорщики решили продолжать дело, впервые получившее название "белого". Были приняты быховская корниловская политическая программа и политический девиз дела - "непредрешенность", означавший отсрочку решения всех фундаментальных вопросов до Учредительного собрания.
В Петербурге Керенский, вспомнив выдвинутый Корниловым план создания Петроградского фронта, 20 октября 1917 года предлагает создать Комитет революционной обороны для проведения своих приказов помимо Советов, и, как ни странно, эта инициатива была поддержана большевиками. Военно-революционный комитет (ВРК) фактически становится центром подготовки восстания 24 октября; поняв свою ошибку, Керенский в своей речи в предпарламенте говорит об опасности восстания, требует распустить ВРК и подавить большевиков, а вечером уезжает на Северный фронт. Но власти оказались бессильны: командир Петроградским округом полковник Полковников не смог закрыть красные газеты и увести "Аврору". На его вызов части из пригородов не явились. На 25 октября был назначен Всероссийский съезд Советов, посвященный вопросу о переходе власти. Становится известно о пребывании Ленина в Петрограде. К вечеру 25 октября Зимний дворец взят, а 26 октября приняты декреты о мире и о земле.
Керенский на Северном фронте получил отказ командующего фронтом генерала Черемкова возглавить карательные войска, но эту роль взял на себя генерал Краснов.
С 1,5 тысячи казаков и 18 орудиями он направляется к Петрограду, где 28 октября под руководством "Комитета спасения родины и революции вспыхнул контрреволюционный юнкерский мятеж среди меньшевиков, эсеров и кадетов, не принявших большевистский переворот. Но 29-го мятеж подавлен, а 30-го под Пулковом части Краснова разбиты десятитысячным красным рабочим ополчением. Керенский бежит.
Казалось бы, всякое сопротивление контрреволюции подавлено и Советская власть идет по стране "триумфальным шествием". Здесь в очередной раз генерал Корнилов попал в вихрь истории, заняв важное место в ходе событий, возглавив реальную силу - белое движение, состоящее из профессиональных военных, столь выгодно отличавшихся от "красных" банд, среди которых даже большевики имели слабое влияние. Одна из таких банд, возглавлявшаяся Крыленко, 19 ноября начала движение к Могилеву по приказу из Петербурга. В 01.00 час 20 ноября по приказу Духонина (Духонин в это время - Верховный главнокомандующий) Корнилов с Текинским полком бежит на Дон, остальные генералы пробираются сами по фальшивым документам. 20-го ноября Крыленко взял Могилев без боя, где Духонин был убит солдатским самосудом. Под Белгородом текинцы, попав под кинжальный пулеметный огонь "красных" банд, разбиты, только несколько человек из них остались с командиром до его смерти. Корнилов секретно продолжает свой путь на Дон, куда прибывает 6-го декабря.
VIII. Гражданская война.
В традиционных советский учебниках для школ и вузов началом гражданской войны считается март 1918 года, когда в Мурманске высадились союзные английские, французские и американские войска и была фактически создана русская контрреволюционная Северная армия под командованием генерал-лейтенанта Е.К.Миллера (до высадки ее численность не превышала двух рот). Это явное искажение событий, направленное на преуменьшение роли белого движения, преподнесение его как чуждого русскому народу, как марионетку империалистических держав, и, как всякое сознательное искажение истории, делает ущербной всю концепцию.
Еще 2 ноября 1917 года (через неделю после Октябрьского переворота) генерал Алексеев в Ростове создает офицерскую контрреволюционную организацию. На ее базе была создана Добровольческая армия, возглавленная Корниловым с 25 декабря 1917 года, проделавшая славный боевой путь через всю гражданскую войну. Первый бой отрядов ДА - первая кровь войны - был 26 ноября при штурме Ростова, где вспыхнуло революционное восстание. Белые добровольцы выступили по призыву атамана войска Донского генерала Каледина, отчаявшегося установить контроль над подчиненными ему казачьими частями. С 3 февраля по 31 марта ДА проделала героический Кубанский "Ледяной" поход, закончившийся неудачным штурмом Екатеринодара и смертью генерала Корнилова - поход по пылающей революцией Кубани без продовольственной, территориальной, финансовой, людской базы, без поддержки обезумевшего от запаха крови народа, не говоря уже об отсутствии помощи иностранных государств.
Также необоснованно пишут, что ДА была "буржуазно-помещичьей" по своему составу и добровольцы воевали, чтобы не позволить рабочим и крестьянам отнять у их отцов земли и заводы. ДА действительно защищала интересы помещиков и капиталистов, их собственность от разорения и гибели, но состояла в основном не из крупных собственников. По статистике советского ученого Кавтарадзе, опубликовавшего послужные списки 71 генерала и офицера ДА, 90% (64 человека) не имели ни родового, ни благоприобретенного недвижимого имущества, 21% (15 человек) - потомственные дворяне, 39% (27 человек) - личные дворяне, остальные происходили из мещан, крестьян, чиновников и солдат. Кавтарадзе считает, что эти данные по 71-му офицеру ДА отражают состав всей армии. Более того, даже руководство армии не принадлежало к классу помещиков или капиталистов. Л. Г. Корнилов - сын казака-хорунжего, А. И. Деникин - сын майора, выслужившегося из солдат, М. В. Алексеев - сын солдата сверхсрочной службы.