Смекни!
smekni.com

Убийство (стр. 7 из 12)

- общеопасный в конкретной ситуации (лицо умышленно направило грузовую машину в группу людей).»[32]

7) Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК). Нередко в совершении убийства принимают участие несколько лиц, что заметно облегчает совершение преступления (даже при отсутствии предварительного сговора), а также затрудняет для жертвы возможность оказать сопротивление или уклониться от нападения. Это обусловливает групповое преступление объективно более опасным.

Квалификация убийства по этому признаку требует обращения к понятию группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы (ст. 35 УК).

Групповое преступление предполагает не менее двух соисполнителей. В случае если исполнитель убийства был один, то действия подстрекателей и пособников не квалифицируются по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК, т.к. исполнителем признается лицо, которое не только имело умысел на совершение убийства, но и принимало непосредственное участие в лишении жизни потерпевшего.

«Убийство признается совершенным группой лиц, когда два или более лица, действуя совместно с умыслом, направленным на совершение убийства, непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего, применяя к нему насилие, причем необязательно, чтобы повреждения, повлекшие смерть, были причинены каждым из них (например, один подавлял сопротивление потерпевшего, лишал его возможности защищаться, а другой причинил ему смертельные повреждения» - т.о. п. 10 Пленум 1999 разъясняет, что не всякое участие в убийстве, не выражающееся в применении насилия, образует соисполнительство. Только соисполнительство с распределением ролей между участниками, при единстве умысла, места и времени действия, когда каждый из них выполняет либо полностью объективную сторону убийства, либо какой-нибудь ее элемент.

Приведем пример из судебной практики. (Бачкало Д. приобрел пистолет и хранил дома. Арчаков на время взял ружье. Вступив в сговор на завладение чужим имуществом, решили ограбить квартиру Рак. Договорились убить дочь Рак, завладеть ключами и украсть из квартиры имущество. Осуществляя, Бачкало Д. взял во временное пользование мотоцикл, Арчаков приобрел обрез, патрон, нашел совковую лопату, чтобы вырыть яму для сокрытия трупа Рак. Далее Бачкало Д. привез на автодром брата Бачкало С. и оставил рыть яму. Арчаков и Бачкало Д выманили Рак из квартиры и привезли на автодром. Арчаков вытрелил Рак в шею и добил куском арматуры. Трое закопали труп) – групповое преступление предполагает не менее двух исполнителей. Соучастие в форме пособничества не образует группы. Т.к. судом установлено, что убийство Рак совершено с целью облегчить кражу днег и ценностей из квартиры, то из приговора Арчакова следует исключить пп. «ж», «з» (группой лиц из корыстных побуждений), оставив «к». Из приговора Бачкало С. и Д. - исключить «ж», «з», «к», переквалифицировав на ч.5 ст.33 и п. «к» ст.105 (пособничество в убийстве с целью облегчить другое преступление.[33]

Р. Галиакбаров критикует решение Пленума 1999 г. по вопросу квалификации соучастия, ссылаясь на то, что при квалификации такого вида насильственного преступления против личности, как изнасилования, Верховный Суд [34]за основу берет не нормы соучастия в преступлении, а объективные признаки исполнения насильственного посягательства несколькими лицами. Например, в случае, если субъект, наряду со своими, использует дополнительные физические усилия невменяемых, не достигших возраста уголовной ответственности, либо других лиц, которые по предусмотренным уголовным законом основаниям не могут быть привлечены к уголовной ответственности. В данной ситуации, по мнению автора, проявление группы не охватывается правилами соучастия. «Оно имеет самостоятельное правовое значение, выступая в качестве одного из способов совершения преступления. Общественная опасность резко возрастает за счет того, что в самой реализации насилия участвует несколько физических лиц … Соединение физических усилий приводит к большей результативности посягательства. Оно воспринимается потерпевшим и окружающими иначе, нежели выполнено одним лицом. Иногда сам факт такого посягательства полностью парализует волю потерпевшего к сопротивлению. Как и в изнасиловании, мы встречаемся здесь с проявлением группового по способу исполнения преступления».[35]

«Андриянов и Птушкин сначала били потерпевшего руками и ногами по различным частям тела, а затем Андриянов нанес потерпевшему множественные удары ножом в грудь, А Птушкин – удар ножом в шею. В этот момент подошел Кривоножкин и отнес потерпевшего к контейнерам, после чего стал бить его обломками досок по голове и туловищу. Смерть потерпевшего наступила в результате действий всех потерпевших. Президиум ВС исключил из приговора осуждение Кривоножкина по п.п. «д», «ж» ст.105 УК, Андриянова и Птушкина – по п. «д» ч.2 ст.105 УК… Кривоножкин участия в предварительном сговоре не принимал, а лишь присоединился к остальным в процессе совершения ими действий, направленных на умышленное причинение смерти потерпевшему… Множественность причиненных потерпевшему телесных повреждений не свидетельствует об особой жестокости убийства. Избранный осужденными способ убийства не был связан с причинением потерпевшему особых страданий путем нанесения большого количества телесных повреждений».[36]

8) В п.«з» ч.2 ст.105 УК имевшийся ранее квалифицирующий признак убийства «из корыстных побуждений» конкретизирован путем указания на убийство «по найму» и добавления формулировки «а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом».

На современном этапе развития общественно-политических и экономических отношении в России стало актуальным выделение убийства по найму. Это, с одной стороны, обусловлено резким увеличением числа таких убийств, а с другой стороны

- их профессионализацией. В психологии наемных убийц корыстные побуждения не всегда носят определяющий характер. Наемный убийца просто получает вознаграждение за свою криминальную «профессиональную» деятельность.

В п. 11 Пленума 1999 г. указано: «Как убийство по найму надлежит квалифицировать убийство, обусловленное получением исполнителем преступления материального или иного вознаграждения. Лица, организовавшие убийство за вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или оказавшие пособничество в совершении такого убийства, несут ответственность по соответствующей части ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ».

Этот вид убийства имеет два уровня (или два этапа) организаторской деятельности: «заказчик» и «посредник» (лицо, которое подбирает исполнителей, разрабатывает план убийства и др.) являются организаторами преступления.

Понятие корыстных побуждений как мотива убийства более узкое и конкретное, нежели жадность и корыстолюбие как свойства личности.

Из корыстных побуждений преступления совершают либо в целях извлечения положительной материальной (но не личной) выгоды (денег, иного имущества или права на его получение, права пользования жилой площадью и т.п.), либо в целях избавления от материальных затрат (возвращения долга, уплаты алиментов, выполнения иных имущественных обязательств и т.д.). Соответственно, мотив преступления должен возникнуть до убийства. Факт же извлечения реальной материальной выгоды не требует доказательства.

Если при совершении убийства по найму в действиях виновного имелись корыстные побуждения, то дополнительной квалификации по данному признаку не требуется.[37]

«Селюнина признана виновной в организации убийства своего мужа из корыстных побуждений – с целью воспрепятствовать расторжению брака и разделу имущества, в том числе и квартиры, по предварительному сговору группой лиц, по найму, за денежное вознаграждение… Селюнина предложила Кривченко и Шмелеву за вознаграждение в сумме 500 руб. убить ее мужа, она же разработала план убийства, обсудила детали, показала чердак, передала орудие убийства – нож… Шмелев и Кривченко убили Селюнина, нанеся множество ударов обрезком трубы и ножом…Поскольку организация убийства Селюниной была обусловлена получением исполнителями преступления материального вознаграждения, действия осужденной правильно квалифицированы по ч.3 ст.33 и пп. «ж», «з», ч.2 ст. 105 УК как организация убийства по найму, по предварительному сговору, группой лиц. В связи с этим квалифицирующий признак организации убийства – из корыстных побуждений подлежит исключению».[38]

Убийство на почве бытовой ссоры из-за незначительной суммы денег не является убийством из корыстных побуждений. Бескорыстное, совершенное по просьбе, либо из дружеских чувств, равно как и в благодарность за что-либо убийство не квалифицируется ни как из корыстных побуждений, ни как совершенное по найму. Это простое убийство.

Действия пособника в корыстном убийстве, включая убийство по найму, квалифицируются по ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК, даже если он сам не стремился извлечь материальную выгоду, но сознавал, что исполнитель действует из корыстных побуждений. Это относится также к подстрекателям и организаторам убийства по найму. Убийство, квалифицируемое как сопряженные с разбоем, вымогательством или бандитизмом, совершается в процессе совершения названных преступлений и квалифицируется по совокупности этих преступлений.

Выделение в УК РФ убийства, сопряженного с бандитизмом, обусловлено тем обстоятельством, что целью создания банды не всегда является завладение имуществом.

9) Убийством, совершенное из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК), согласно разъяснения Пленума 1999 г., считается убийство, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепринятым моральным нормам, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение.