В конце 1770-х годов в Париже стали печатать две гравюры из "каменноостровской сюиты": "Проспект Сада…" и "Амфитеатр, или галерея для прогулок…". Они печатались с новых, небольших по размеру досок, вырезанных по махаевским оттискам, попавшим во Францию. Художественная ценность этих повторений невелика: очень груб и невыразителен штрих, упрощено декоративное убранство павильонов, гравюры аляповато раскрашены. Их появление знаменательно лишь в культурно-историческом плане, как свидетельство неослабевающего интереса, который существовал во Франции к изображениям Петербурга.
Работа Махаева над видами города, его окрестностей, Островов - одно из ярчайших проявлений возросшего внимания к истории Петербурга, его архитектуре, в середине XVIII века уже занявшей бесспорное место среди ценностей русской и европейской культуры; в числе ее несомненных достижений - дворцово-парковый ансамбль, созданный при Бестужеве-Рюмине на Каменном острове.
"Усадебный период" был временем начального освоения островных территорий. Первые постройки и небольшие сады при них словно стягиваются друг к другу, архитектурные формы сооружений просты до непритязательности, сады - в основном, хозяйственного назначения. Лишь во второй половине XVIII столетия уникальные ландшафтные и архитектурные возможности Островов осознаются в полной мере. 1750-1770-е годы - это своеобразный взрыв устроительной деятельности; как бы по единому замыслу создается планировочная структура Каменного и Крестовского островов, звездообразная система аллей на Каменном и радиальная - на Крестовском словно перетекают одна в другую, дополняясь плавными и прихотливыми очертаниями валов и прудов Елагина острова. Здания стилистически соотнесены друг с другом, все они рассчитаны на восприятие со стороны Малой Невки. Эффектно поставленный на каменноостровской стрелке дворец становится одной из наивыгоднейших точек, одним из важнейших акцентов архитектурного ансамбля.
Формированию целостной архитектурно-парковой композиции в планировке и застройке Островов была посвящена деятельность мастеров следующих поколений.
ДВОРЦЫ
В сентябре 1765 года Екатерина II дарит Каменный остров наследнику престола вел. Кн. Павлу Петровичу. Первые идеи о перестройке бестужевского дворца связаны с именем русского зодчего В. Баженова, возвратившегося на родину в 1765 году после обучения во Франции.
Увенчанный всеми возможными для архитектора лаврами, Баженов рассчитывал встретить на родине понимание и поддержку в своих градостроительных начинаниях, формировании новой архитектурной школы, возможности скорейшего осуществления творческих замыслов. Весной 1765 года в новом здании петербургской Академии художеств он открывает выставку своих чертежей, рисунков и моделей, которая произвела необыкновенное впечатление. Воспитатель Павла Петровича С. Порошин записывает в своем дневнике: "… смотрели чертежи нашего архитектора г. Баженова, которые подлинно хорошо расположены и вымышлены, и от всех присутствующих […] общую похвалу получили". Состоялось знакомство наследника престола с архитектором. В Зимнем дворце, в покоях великого князя увлеченно обсуждаются вопросы перестройки деревянного усадебного дома на Каменном острове. Осенью того же года отмечены совместные поездки на остров, где "смотрели чертежи", выполненные Баженовым.
Этот эпизод позволил многим исследователям именно В. Баженова считать автором проекта Каменноостровского дворца. Однако документов, подтверждающих такое предположение, до сих пор обнаружить не удалось. Маловероятным представляется использование чертежей, выполненных Баженовым в 1765 году, двенадцать лет спустя, когда начаты были строительные работы на острове. И хотя авторский проект, по которому был выстроен существующий ныне Каменноостровский дворец, остается неизвестным, с большей долей вероятности можно указать как на одного из его создателей - архитектора Ю.М. Фельтена, впрочем, никогда не включавшего дворец в свой формулярный список авторских работ. Именно он в это время строительство на острове Предтеченской церкви и наблюдал за постройкой дворца.
Косвенным подтверждением авторства Фельтена может служить стилистическая близость его усадебного дома в Ааспере, построенного им в начале 1780-х годов.
Начало строительных работ в Каменноостровском дворце относится к весне 1776 года, когда ожидалось рождение первенца у великокняжеской четы - Павла Петровича и Натальи Алексеевны. Именно к этому времени из конторы строительства домов и садов при министерстве императорского двора следуют запросы на строительные материалы: кирпич красный железный и полужелезный, бутовую плиту, тесаный дикий камень. Сюда же для ведения работ требуют "каменных дел мастера М. Кеза и подмастерья Ракитина". Однако строительные работы были прерваны, и, по-видимому, надолго, разрушительным наводнением 1777 года. В это время Ю. Фельтена в качестве руководителя работ по строительству дворца сменил Дж. Кваренги, приехавший в Россию в конце 1779 года. Выполненным им проект планировки и отделки здания был окончательно утвержден в 1781 году.
Каменноостровский дворец - одна из первых построек Кваренги в Петербурге. Двухэтажный корпус южным фасадом обращен к Малой Невке. Северный фасад раскрывается к широкому парадному двору, ограниченному по сторонам равновысокими боковыми крыльями здания. В центре фасада - высокое крыльцо с шестиколонным тосканским портиком, завершенным фронтоном. Противоположный фасад украшен восьмиколонным портиком, вплотную придвинутым к стене здания, и завершен аттиком. Дворец в целом отличается великолепными пропорциями, красотой силуэта, мастерски прорисованными деталями архитектурного декора.
Вид на Каменноостровский дворец.
Гуашь В. Барта. 1806
Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы. На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.
Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы.
Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной, смотритель Каменноостровского дворца К. И. Кюхельбекер писал им 24 октября 1782 года: "К своему приезду ваше высочество найдет оконченными оба зала, столовую, обе маленькие комнаты позади столовой и маленькую комнату около театра".
Тем временем, находясь в Париже, "граф и графиня Северские" (под этим псевдонимом путешествовали наследник российского престола с великой княгиней) через князя Н. Юсупова делают интереснейший заказ, о котором известный французский живописец Ж. Берне писал в январе 1784 года: "Господин Робер меня уверил, что Вы ему сказали, что в доме е. и. выc. имеется три салона, которые должны быть украшены картинами: один зал - "пейзажи" господина Гаккерта, другой зал - "архитектура", исполнение господина Робера и последний - "морские виды", исполнение мое…"
Три салона - это центральный двусветный Большой зал-галерея со скругленными углами и два полукруглых зала по его сторонам. В письме Юсупову от 4 января 1785 года Робер сообщал: "Между тем я начал работать над двумя самыми большими [картинами], из которых одна изображает пожар в городе Риме, замеченный с галереи с колоннами, на которые падал рефлекс от огня. Другая картина изображает самые замечательные памятники архитектуры Лангедока и Прованса. Две другие картины, хотя они еще только начаты, но все их этюды, все фигуры изображены с натуры и представляют собой - одна мотивы из жизни Рима, вторая то, что мы имеем самого примечательного в архитектуре Парижа".
Особенно заботили Робера два панно, которые должны были разместиться на скругленных углах Большого зала. "Поэтому, - писал художник Юсупову, - чтобы не сделать ни малейшей ошибки в измерениях, я сделал копию плана [помещений Каменноостровского дворца] в уменьшенном виде, который имею честь послать Вам, чтобы была сделана проверка измерений на месте. Это имеет большое значение для картин, чтобы их могли поместить, ничего не обрезая, когда они прибудут".
Эта копия была сделана Робером с чертежа, о котором Кюхельбекер сообщал секретарю Павла барону Л. Г. Николаи: "Я взял у господина Кваренги план бельэтажа дома на Каменном острове, и поскольку Он был единственным, я попросил сделать копию, которую я оставляю у себя, а оригинал с первым курьером будет отослан Вам".
Но именно в это время планы Павла Петровича изменились, он готов довольствоваться двумя картинами Робера, уже выполненными, а две другие, писал он, "сделались для меня лишними, по новой перемене в украшении комнаты, для которой я назначал их".