Смекни!
smekni.com

Дворянство (стр. 2 из 2)

А. С. Пушкин в своём романе «Евгений Онегин», как в истинной энциклопедии, отразил все стороны русской жизни 19 века. Здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни «золотой дворянской молодёжи». Онегин, утомлённый шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Жизнь Евгения «однообразна и пестра»: балы, рестораны, театры, снова балы.

Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливо выраженной ориентацией на некий умозрительный идеал. Особое значение в связи литературы быта, естественно, приобретало воспитание детей. К дворянским детям применялось так называемое «"нормальное воспитание", то есть воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребёнка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. Говоря словами Пушкина: "у каждого сословия были свои "пороки и слабости", были они, конечно, и у русского дворянства". В дворянских обычаях и дворянском воспитании многое неразрывно связано с бытом ушедшей эпохи; определенные утраты в любом случае были бы естественны и неизбежны.

Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в государстве дворянского сословия, в целом. Когда Чацкий из комедии Грибоедова " Горе от ума" с вызовом заявил: "Служить бы рад, прислуживаться точно, - он имеет в виду, что в реальности служба Отечеству часто подразумевалась служба "лицам", вельможам и высокопоставленным чиновникам. Но заметим, что независимый и свободолюбивый Чацкий в принципе против службы не выступает, а лишь возмущается тем, что это благородное дело дискредитируется корыстными и недалёкими людьми. Правило служить верно входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус эстетической ценности нравственного закона. Этот закон признавался на протяжении многих десятилетий людьми, принадлежавшим к разным кругам дворянского общества. Обратим внимание на, что такие разные люди, как небогатый помещик Андрей Петрович Гринёв, не читающий ничего кроме Придворного календаря, европейски образованный аристократ князь Андрей Болконский, Прощай, Петр. Служи верно; кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»,-так говорил Пушкин в своей повести «Капитанская дочка».

«-Целуй сюда, - он показал щеку, - спасибо, спасибо!

-За что вы меня благодарите?

-За то, что не держишься за бабью юбку. Служба, прежде всего. Спасибо, спасибо! Теперь слушай: письмо Михаилу Илларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи»,-так говорил Толстой в своей повести «Война и мир».

Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Характер отношения отца и сына значение, которое придаётся именно физической храбрости, столь выразительно переданные одной фразой набоковского героя - очень показательны для дворянской среды.

Храбрость и выносливость, которые, безусловно, требовались, от дворянина были, почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Не удивительно, что эти качества высоко ценились и старательно прививались детям. В Царском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для гимнастических упражнений. Лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванию и гребле. Прибавим к этому ежедневный подъём в семь утра, прогулки в любую погоду и обычно простую пищу. При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. Может возникнуть вопрос: «Чем собственно, отличаются тренировки от современных занятий физкультурой?» Отличие в том, что физические упражнения и нагрузки призваны, были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности. Светское общество относилось к бытовой стороне жизни, как к явлению глубоко содержательному, имеющему самостоятельное значение. Многие светские люди, конечно, что-то «делали» и в нашем современном понимании: состояли на военной или государственной службе, занимались литературным трудом или издательской деятельностью. Но при этом жизнь несвязанная непосредственно со службой или работой, была для них не вынужденным или желанным промежутком между делами, а особой деятельностью, не менее интересной и не менее важной.

Дворянские дети, как и любые другие, прежде всего приучались к элементарным правилам гигиены. Подчеркнутое внимание к окружающим, отличавшим поведение светского человека, разумеется, было не в ущерб его заботе о собственном достоинстве, к которому дворяне относились с такой щепетильностью. Но именно чувство собственного достоинства и заставляло их вести себя внешне очень скромно. По обыкновению это правило хорошего тона имело определенные эстетические и психологические нормы. Тон «хорошего общества», при всем внимании его к этикету и строгим требованиям к искусству беседы, вовсе не отличался чопорностью и ханжеством. Напротив, эти качества проявляли те добровольные «опекуны высшего общества», которые никогда в нем не бывали, и потому поддерживались «под светский тон так же удачно, как горничные камердинеры пересказывают разговоры своих господ», и нравственные нормы и правила хорошего тона естественны, устраивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу. При том мы должны иметь в виду, что дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, чем современная семья.

Естественность и непринужденность, с которой светские люди выполняли требования этикета, была результатом целенаправленного воспитания, сочетавшего в себе внушение определенных эстетических норм и усердную тренировку.

Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой России за безопасность южных границ, за выход к Азовскому и Черному морям.

Начало событий, дальним последствием которых явилось возникновение Таганрога, восходит ко второй половине XV столетия, к поре героических усилий русского народа, направленных на окончательную ликвидацию татаро-монгольского ига.

На протяжении двух столетий Россия вынуждена была вести на юге оборонительную политику. Напряженным трудом многих тысяч людей возводились города-крепости, закрывавшие путь татарской коннице к Москве.

Первые попытки пробиться к южным морям Россия предприняла еще в 80-е годы XVII века, в период правления Софьи. Русские войска дважды - в 1687 и 1689 годах - ходили на Крым, но безрезультатно.

Петр I решил сосредоточить главные усилия на овладении Азовом - одной из сильнейших турецких крепостей в Европе, запиравшей выход из Дона в Азовское море и служившей Турции плацдармом для агрессии в глубь русских земель.

Первый Азовский поход закончился неудачей.

Русская армия не имела флота. Но после поражения при попытке взятия Азова в Преображенском под Москвой, в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске развернулось строительство парусно-гребной флотилии. Весной 1696 года флотилия спустилась Доном к Азову и 27 мая вышла в море. Азов был блокирован полностью, и 18 июля 1696 года гарнизон капитулировал. 21 июля пала турецкая крепость Лютик, прикрывавшая выход в море по Мертвому Донцу.

Взятие Азова явилось выдающейся победой России, имевшей важное международное значение.

Задачи обороны южного края и продолжение борьбы с Турцией требовали теперь установления морского господства на Азоваком море. Для этого необходим был морской флот, а для флота - гавань.

Вскоре после взятия Азова, 27 июля 1696 года, Петр I с ближайшими соратниками отправился на лодках в Азовакое море, чтобы выбрать место для сооружения гавани. В тот же день экспедиция прибыла к высокому, приметному, пустынному мысу, издавна называвшемуся Таган-Рогом.

Именно здесь, на мысу Таган-Рог, решено было соорудить гавань для первого в истории России регулярного военно-морского флота.

12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: "Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога..."

Эту дату принято считать официальным днем основания города Таганрога, первоначально называвшегося Троецком на Таган-Роге.

Обширные работы военного и гражданского характера на мысу Таган-Рог, возведение на Миусском полуострове Семеновской (Миусской), Ново-Павловской и Черепашкинской крепостей, призванных обеспечить безопасность Таганрога со стороны Крыма, восстановление Азова, дооснащение и ремонт боевых судов Азовского военно-морского флота превратили Приазовье в один из крупнейших районов строительной деятельности в России конца XVII - начала XVIII века.

Первыми строителями Таганрога были солдаты. Затем строительство города, крепости и гавани велось руками работных и ремесленных людей, которых ежегодно направляли сюда со всех концов европейской части России в порядке отбывания чрезвычайно тягостной натуральной трудовой повинности.

Руководили строительством основных военных объектов в Таганроге приглашенные в Россию иностранцы.