Смекни!
smekni.com

Древнегреческая культура (стр. 2 из 4)

Наиболее острым в политиче­ском отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший пред­ставитель этой комедии— Аристофан, расцвет творчества ко­торого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о пуб­лицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет—мир.

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танца­ми сопровождал все действие. Эс­хил ввел двух актеров вместо одно­го, уменьшив партии хора и сосре­доточив основное внимание на ди­алоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из ми­мической хоровой лирики в подлин­ную драму. Игра двух актеров да­вала возможность усилить напря­женность действия. Появление третьего актера—нововведение Софокла, которое позволило обрисо­вать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчи­нами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, в обуви на тол­стой подошве (котурны), что уве­личивало их рост; лица покрывали маски, выражение которых отвеча­ло характеру персонажа. Комиче­ские актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.

В отличие от современного теат­ра в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные ак­теры появились не сразу. Первона­чально играли, пели и танцевали сами граждане. Для каждой поста­новки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. Финан­сирование и организация театраль­ного представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государствен­ным институтом.

Театральные представления, обычно продолжавшиеся во вре­мя общенародных государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований. К состяза­ниям допускались три трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был пред­ставить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей реак­цией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как побе­дителей определяли специальные судьи.

В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий — на представление соби­рались все желающие. Этим объяс­няется и огромное число произве­дений, созданных трагиками. По подсчетам современников Эсхила, Софокла и Еврипида, на каждого из них приходилось более 90 про­изведений[3].

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по суще­ству вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепе­щущие вопросы. Сходство с народ­ным собранием усиливалось благо­даря тому, что театральные пред­ставления давались по праздникам.

В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прос­леживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотиче­скую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпо­ху греческой колонизации регуляр­ная система планировки начинает оказывать влияние на градостро­ительную теорию и практику. Ви­димо, в V в. до н.э. жил создатель теории регулярной планировки города Гипподам. Под влиянием его идей были спланированы Олинф и восстановленный после персидско­го разгрома Милет. Теория Гипподама не сводилась только к разбив­ке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересека­ющимися под прямым углом улица­ми. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, разли­чавшихся по функциям: обществен­ный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значи­тельные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная ста­туя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульпто­ром Фидием из золота и слоновой кости.

Особое место в истории древне­греческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный пер­сами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н. э. Ансамбль Акрополя счита­ется вершиной древнегреческой ар­хитектуры, символом эпохи наи­высшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооруже­ний: парадные ворота—Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин— Парфенон.

Строительство ансамбля Акропо­ля осуществлялось по программе. В его создании ведущая роль при­надлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию. Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не только прославляли Афины, но и выступа­ли в роли религиозного центра все­го Афинского морского союза.

Главное сооружение Акрополя— Парфенон. Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон—храм Афины-Девы, и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполнен­ная Фидием. Тема вос­точного фронтона—рождение лю­бимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево. Это был симво­лический сюжет: в то время богиня Афина воспринималась как покро­вительница демократии, а Посейдон—как покровитель аристокра­тии. Изображения на метопах свя­заны с мифами (борьба богов с титанами, афинских героев с ама­зонками, битва лапифов с кентав­рами, разрушение греками Трои), но скульпторы переосмыслили их. Единая идейная основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дико­сти и отсталости. В единый смыс­ловой ряд поставлены боги, лапифы и греки, в другой—гиганты, кентавры и троянцы. Все эти мифы заключали прекрасно осознава­емую современниками аллегорию борьбы и победы греков над перса­ми. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на котором пред­ставлена торжественная процессия во время праздника великих Панафиней, в нем должны были прини­мать участие как граждане Афин, так и афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона счита­ется одной из вершин классическо­го искусства. При всем композици­онном единстве он поражает своим разнообразием, из более чем пяти­сот фигур юношей, старцев, деву­шек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным мастерством переданы полные динамизма движения людей и жи­вотных.

Помимо статуи Афины для Пар­фенона Фидий выполнил еще од­ну—бронзовую фигуру, первый после разрушения персами Акропо­ля памятник, поставленный среди его руин в 465—455 гг. до н. э. Фидий создал иной образ богини— Афины Промахос (Афины-воитель­ницы), грозной и суровой защитни­цы своего города; правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове—шлем. Фи­гура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели сверкающие на солнце верхушку копья и гребень шлема статуи.

Уже после смерти Фидия непода­леку от Парфенона возводится храм, посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею (отсюда его назва­ние—Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по преданию, про­исходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось от­верстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем Посейдона, а около хра­ма росла священная олива. Эрех­тейон выделяется необычностью своей планировки: он асимметри­чен, и его отдельные части нахо­дятся на разных уровнях. Три раз­личных портика примыкают к его основной части, из них особенно известен портик кариатид, где не­сущие крышу колонны заменены фигурами девушек, медленно дви­жущихся к Парфенону.

Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, «грандиозные по величине и непод­ражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх. Эти творения и в его время (а жил он в 1 в. н.э., т.е. пять столетий спу­стя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они «проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестаре­ющую душу»[4].

Скульптура

Скульптура и живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основ­ными оставались изображения бо­гов и героев—покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса»—подобия—как основной эстетической категории.

В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Гре­ции. Древнейшие скульптуры пред­ставляли собой изображения, гру­бо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой ко­стью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике об­работки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульпту­ры, а в технике обработки метал­ла—к отливке скульптуры из бронзы. В VII—VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и за­драпированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фи­гуры мужчины связано с основны­ми тенденциями развития обще­ства. Статуя изображает прекрас­ного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состяза­ниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготов­лять надгробные статуи и изобра­жения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде слож­ных многофигурных композиций стали непременной частью антабле­мента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.