Вавилон
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,
Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-
вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в
надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,
царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из
аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии
Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-
ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-
рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период
Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-
ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками
персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из
полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-
ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.
С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом
Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раско-
пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал
прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу
Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-
вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”
(Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-
чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя
стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была
икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-
вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-
нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя
богини Иштар.
Вавилония
Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,
располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города
Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего
расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть
Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,
которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-
тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-
нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-
шей эры племена аморитов.
Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых
относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Дву-
речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.
Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и
древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь
занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-
ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания
оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных
сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-
тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-
ли камень, дерево и руду.
Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, ко-
торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-
дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).
Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на
искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосу-
дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и сво-
бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали
вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.
Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда произво-
дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торгов-
ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое зна-
чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали
походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так,
Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан). Разви-
тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.
Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и
его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классо-
вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было ор-
ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.
Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями ца-
ря, царской власти и государства, царей называли богами.
К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладель-
ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена
гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее
своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-
лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В резуль-
тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и полити-
ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в
котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Уту-
хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способс-
твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.
Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-
ства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные
правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого
хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура
(2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную
часть Малой Азии.
Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-
лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.
В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская
династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.
Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).
Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и
над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-
ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-
нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-