Храм у шумеров нисходит с неба: рис. Зиккурат.
Урук – божьих рук работа,
Эана – храм, спустившийся с неба…
Храмы строили цари. Они показывали пример, неся на голове корзину с глиной. В памяти потомков они желали остаться в образе строителей. Тем самым они уподобляли себя богам. Строительство тогда было не столько искусством, сколько воплощением мистических идей.
рис. Царь Ур-Намму с корзиной глины на строительстве зиккурата. Бронза.
Новая для Востока форма храма – ступенчатая пирамида со святилищем наверху -зиккурат.
Зиккурат ставили на небольшой платформе. Через 50 -100 лет храм из глины рушился, образуя высокую платформу нового храма. Подняться на нее можно было по длинному лестничному маршу. Ступени, вероятно, символизировали этапы духовного пути. В одной из раскопок у храма найдено 100 ступеней.
Внутренние стены храма украшались, казалось бы, не совсем религиозными изображениями военных побед, сценами доения коров. В этом было что-то документальное - у шумеров была страсть все фиксировать в летописях и в изображениях. Такие изображения, впрочем, несли отголосок культа божественной коровы, "небесным молоком" которой питался Шумер.
Это образ “священной горы” места встречи с Божеством. Зиккурат обычно строили рядом с храмом бога луны. Тут же было святилище, дом жрецов, дворец царя и царское кладбище.
В центральном помещении храма находилась статуя сидящего на троне Божества. Здесь проходила Ось мира. Таинства в “святая святых” с участием статуи были скрыты от обозрения. Даже царь допускался туда только по особым случаям и без царского облачения.Столб храма из Агады. 2000 г. до н.э. (Ось мира). Медная плита.
Статую бога изготовляли из ценных пород дерева. Ее обшивали золотом, венчали короной, украшали ожерельями, подвесками и браслетами. Вероятно, украшения первоначально возникли, как знаки статуса, символы достоинства. Скорее всего, эти символы определяли статус посвященной жрицы.
Символы достоинства - знаки, указывающие на сферу распространения полномочий. В речь богини Инанны вложены слова: "Мой отец дал мне небеса, дал мне землю. Небо он поместил как корону на мою голову, землю он поместил как сандалии на мои ноги".
СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ
ПОНЯТИЕ О БОГЕ
Шумерская генеалогия богов начинается с “Божественного господина мэ Вселенной” и “Божественной госпожи мэ Вселенной”:
Мэ – таинственная сила, образующая сущность (природу) каждой вещи.
Взялись рука за руку боги,
Бросили жребий, разделились:
Ану поднялся на небо,
[…] его подданные землю…
“Старшим” в считался бог Ан (Ану). Он сотворил небеса – обитель богов. После этого Ан почил, погрузившись в созерцание. Завершал творение Энлиль.
Богу Ан соответствует имя парного ему женского божества - его супруги, богини земли Анату. У семитов этому имени созвучны Анта, Анат, Аната, Анаит, Анахита, обозначающие Великую Матерь.
Имена с корнем "Ан" носят богини Скандинавии, анты на юге России, анды в Дагестане. У шумеров "ан" обозначает небо; в санскрите - мать. У римлян было слово "анус", в котором окончание "ус" значило - кольцо, круг и старая женщина.
Игры у многих народов, где соперники стреляют в кольцо, а победитель награждается белым платком (знаком богини), воспроизводят древние ритуалы оплодотворения. По этой причине ученые склоняются к версии о происхождении шумерского культа бога Ан и Анату из земледельческого обряда.
В дальнейшем старшинство богов нередко определяла ситуация. Пример тому - возвышение бога Мардука при Навуходоносоре I (1126-1105 гг. до н.э.). Царь вернул в Вавилон статую Мардука, плененную эламитами. В благодарность богу за то, что он соблаговолил вернуться, вавилоняне наименовали Мардука, сына бога Энки, “царем богов”.
В представлении шумеров божественный пантеон походил на их Совет жрецов. Собрание богов вел бог Ан. Предложения, сопровождаемые криками "да будет так!" принимались собранием. В силу они вступали после провозглашения семеркой "богов-законодателей".
Предлагали и готовили решения 50 "великих богов". Младшие боги не имели права голоса, а свое мнение могли выражать "шумом". Несомненно, что этому небесному идеалу соответствовал порядок решения городских проблем в Шумере.
Позднейший Вавилонский эпос “Когда вверху…” дает другое представление о Священной истории. В ней появился сюжет борьбы богов за власть.
Тогда, "во время оно", небо еще не имело имени. Первородный бог Апсу, сотворивший мир, и Матерь Тиамат (которая все родила), смешивая пресные и соленые воды, зародили богов.
Суета новорожденных в чреве Тиамат пробудили Апсу. Он решает убить их. Но боги его перехитрили, и Апсу сам был убит. Тиамат пытается мстить богам, но Мардук, заручившись поддержкой богов, убивает ее.
После битвы Мардук и Эа сотворили людей для служения богам, чтобы те отдохнули от своей тяжкой работы (они носили корзины с глиной на строительстве каналов и храмов).
По версии “Поэмы об Атрахасисе”, происхождение человека связано с бунтом младших богов, Игигов, занятых изнурительным трудом. Конфликт разрешил бог Эа, который посоветовал для тяжких трудов создать людей.
По общему согласию в жертву был принесен один из старших богов, Аннуаков. Его кровь смешали с глиной. Затем Мами и Эа создали людей.
ДУХОВНАЯ ИЕРАРХИЯ
В Месопотамии, как и повсюду, имел хождение миф о сотворении мира из космического яйца. В первозданном океане из расколотого яйца появились небо и земля. Потом образовалась иерархия богов- небесных и земных.
Ближайший к небу уровень занимает горная страна Кур, Великая земля. Это царство мертвых. Ниже – подземный океан Абзу. Под ним – божественные сущности “ме”, где обитают младшие боги – абгали. Подземная река отделяет мир живых от мира духов.
Сходные представления об устройстве мироздания наблюдаются повсюду - и у северных народов, и на островах Юго-Восточной Азии. Но в Шумере они стали образом устройства земной жизни, схемой планирования городов.
На межевом камне можно видеть схему мироздания. Такие камни ставили в свидетельство передача земли под охрану богов. Камень напоминает строение тотемного столба. Высшие божества изображаются знаками вверху. Внизу, на своем обычном месте – змей, символизирующий подземный мир, бездну.
Межевой камень.Древнейшим (неолитическим) образом божества в Междуречье был образ небесной Богини-Матери. Она изображалась иногда с ребенком на руках. Ее звали Дамгальнум, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами, Баба. На втором плане был образ бога земли. Он вышел на первый план в эпоху царств. Вслед ему явилась вереница второстепенных богов, - вероятно, племенных по происхождению.
В древнем шумерском списке указано 50 пар богов, владык в своей сфере творения. У вавилонян их уже 600, - по причине пришедшего пополнения, в том числе и героев страны. В те времена полагали, что прославленные герои могут стать бессмертными - как боги. На тему бессмертия существует эпос о Гильгамеше, правителе Урука (около 2700 г. до н.э.). Его считали потомком богов (на 3/4 богом). Достигнув предела возможного для человека, "буйный" Гильгамеш пускается в странствия за рецептом бессмертия.
Праведник Ут-напиштим, спасшийся в ковчеге от потопа, указал ему траву омоложения. Траву удалось достать со дна морского. Но - увы! Когда Гильгамеш купался, траву съела змея. Ему не осталось ничего другого, как признать неизбежную участь человека.
Про удачливого человека говорили, что он "имеет духа". Ближайшим к человеку считался личный бог, из числа четырех покровителей. Он наследовался от отца к сыну, определяя творческие способности и успех. Через него можно было сообщать богу ("отцу") о своих нуждах.
В одном из писем к личному богу "сын" пишет: “Богу, отцу моему скажи. Так говорит Апиль-Адад, раб твой: Что же ты мною пренебрегаешь? Кто тебе даст [другого] такого, как я? Напиши богу Мардуку, любящему тебя; прегрешения мои пусть он отпустит. Да увижу я твой лик, стопы твои да облобызаю. И на семью мою, на больших и малых взгляни. Ради них пожалей меня. Помощь твоя пусть меня достигнет”.
Искренняя молитва растерянной души отражает особенность древней религии, возможно, недоступную нашему пониманию. Эта религия адресуется скорее царю и кругу "достойных". Остальные находились в безопасном отдалении от божества. Бога боялись увидеть и назвать его истинное имя. Поэтому к нему обращались через духа-покровителя.
В богословии принята этапность, постепенность раскрытия Истины о Боге в разные исторические эпохи. Конечно, древние ритуалы могут привести нас в смущение. И здесь уместно вспомнить о различиях древнего и современного религиозного сознания.
К примеру, говоря о "чувственности" религии Шумера, мы исходим из понятия о "грехе". Шумерийцам такое понятие было неведомо. Они знали "нечистоту" и тысячи способов предохранения от нее.