Смекни!
smekni.com

Духовный мир и быт в эпоху реформ (1991-1997) (стр. 4 из 4)

5. Теневая экономика

По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в «тень», т.е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую вражду правительства реформаторов к основному источнику налогов во всем мире, а так же основе для формирования среднего класса – мелкому и среднему бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай.

6. Демографическая катастрофа

Создавшаяся в стране социально-экономическая ситуация, когда богатые становятся богаче, а бедные беднее, непредсказуемость в завтрашнем дне привели к сложной демографической ситуации, которая грозит перерасти в демографическую катастрофу.

Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России уже катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х - на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1-1,5 млн. человек. Затем

замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье.

Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн. пенсионеров - 21% населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин.

В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989 г. и микропереписи в 1994 г. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду?

Боится сказать то, что у жителей гор интересы семьи, рода всегда преобладали над интересами государства, что женщины рожали и рожают там охотно и много, что даже после ужаса сталинских репрессий чеченцы за 13 лет ссылки восстановили численность своего этноса, что русские отдают сегодня своих единственных в семье сыновей на кавказскую войну.

По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие уменьшится на 8% и составит 136 млн. человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной безопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа...

Существует цивилизованное решение проблемы. В Китае государство, поняв, что не в силах прокормить свой народ, стало вмешиваться в личную жизнь своих граждан, призывая их ограничить деторождение разумными пределами. В ряде развитых стран существует практика поощрения рождаемости. А что у нас? Не получится ли так, что, разогнав сегодня из Чечни боевиков и получив по закоулкам России вынужденных переселенцев - "лиц кавказской национальности", мы завтра столкнемся с еще более страшной проблемой, когда и земли уже будут не наши, и русских придется заносить в Красную книгу? Уже сейчас в крупных,

средних и даже небольших русских городах существуют значительные диаспоры выходцев с Кавказа, Средней Азии, чьим

промыслом является рэкет, торговля наркотиками, содержание притонов.

Подводя итог можно сказать, что любые реформы, тем более такие масштабные и системные как у нас всегда вызывают некоторое падение уровня жизни, имеют другие побочные эффекты. Но те негативные последствия, которые произошли в нашей стране и в нашей жизни в 90-е годы стали неожиданностью для всех. Учитывая уроки и ошибки, допущенные на уже пройденном, не малом пути все больше и больше становится очевидно, что от идеи реформ нам необходимо перейти к реформе идей.

V. Заключение.

От нынешних реформ зависит то, какой будет Россия в XXI веке, какой она войдет в третье тысячелетие.

Российское общество и его культура переживают сегодня непростые времена, вычерчивая в своей истории очередную кривую социальных последствий «либеральной революции» после августа 1991 года. Глубокий кризис есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного и культурного развития на протяжении всей советской эпохи и ошибками, допущенными уже в годы реформирования. Первостепенная задача духовного возрождения России видится в изживании тоталитарного мышления в общественном сознании, в предельной мобилизации всех спасительных средств и резервов внутри России и за ее пределами, в необходимости защиты подлинных ценностей национальной культуры с опорой на многовековые духовно-нравственные начала, на собирание и восстановление всех истинных ценностей, созданных российским народом за многовековую историю.

Второй раз в XX веке России предоставлен исторический шанс построить процветающее цивилизованное государство, используя накопившийся за века духовный потенциал и богатства наших земель. Первый шанс был упущен в 1917 году. Больше такой ошибки мы не должны допустить.

VI. Список использованной литературы.

1. «Учебный курс по культурологии», Ростов-на-Дону, 1997 г.

2. «Культурология. История мировой культуры», Москва, 1995 г.

3. «Культурология ХХв», Словарь, СПб., 1997 г.

4. В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, «Культура России IX-XX вв.», Москва 1996 г.

5. Н. Шмелев, «Интеллигенция и реформы», Знамя № 2 за 1998 г.

6. М. Масарский, «Демократия, угрожающая свободе», Знамя № 11 за 1997 г.

7. А. Неклесса, «Конец цивилизации или зигзаг истории», Знамя № 1 за 1998 г.

8. Л. Прошак, «Что будет с Россией через 50 лет», АиФ № 42 за 1999 г.