Эксплуатация рабов в Египте не достигла такой степени, как в Греции и Риме. Рабы имели свою семью и имущество. За преступления их наказывали органы государственной власти, а не хозяева. В случаях жестокого обращения с ними рабы могли искать убежища в храмах и приносить жалобу на своих господ, что моглоповлечь за собой превращение их в слуг храмов. Раб, отпущенный на волю, приравнивался к свободным.
Следует указать на пережитки матриархата в брачно-семейных отношениях. Женщины пользовались равными с мужчинами правами. Брак представлялся как договор, и женщина выступала в нем от своего имени. Была обеспечена собственность жены и ее равное положение с мужчиной в браке. Она могла получать развод по своему желанию. Были случаи, когда дети назывались по имени матери, а не отца.
В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершить государственный переворот.
Характерно наличие наказаний за убийство священных животных и святотатство. Наказания отличались исключительной жестокостью. Смертная казнь применялась в простой форме (отсечение головы и повешение) н квалифицированной (сожжение, распятие и погребение заживо). Кроме того, применялись наказания в виде талиона в символической (например, отрезание языка за разглашение государственной тайны) и материальной форме.
В судопроизводстве не было гласности и устности. Обвиняемый или ответчик давали письменные ответы. Суд решал дело втайне, не приводя мотивов. Судья молча прикладывал изображение богини Маат, олицетворявшей истину, ко лбу того, в чью пользу было решено дело.
Литература:
Б. С. Громаков - “История государства и права зарубежных стран”