Многочисленные винные сосуды, найденные в Нижнем Египте, свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда. В гробницах был найден ячмень, а также разновидность пшеницы–эммер (двузернянка), земледельческие орудия - плуг, мотыга, деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремния. Помол зерна производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно). В могилах были найдены полотна и льняные веревки, некоторые полотна очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о развитом льноводстве. Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы, засвидетельствованы изобразительным искусством и письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках.
5. Источники сырья.
Почти все сырье, необходимое для производства можно было найти или в самой стране, или в близлежащей пустыне. Египетские месторождения меди были ничтожны, но ее добывали на Синайском полуострове (п/о), золото имелось в пустыне между Нилом и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии.
Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком, песчаником.
Полудрагоценные камни добывали в пустыне к востоку от реки, другие (бирюза, малахит) на Синайском полуострове.
Редкий камень лазурит доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами. Черное дерево, употреблявшееся для всевозможных поделок, от частей домашней обстановки до наконечников стрел было, несомненно, привозным. Широкое использование слоновой кости говорит о том, что слон еще водился по окраинам пустыни. Таким образом, природные богатства страны и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться собственным и близлежащим сырьем, что, конечно, не исключало торговых отношений Египта со странами, даже довольно отдаленными (например, посуда, привозимая с островов Эгейского моря).
6. Общественные отношения и государственная власть.
Большое царское хозяйство тщательно управлялось и выпускало разные изделия (различные печати: «печать судостроительного или деревообделочного заведения», «мастерские пищи») упоминаются в надписях II династии. В конце II династии внутри самой царской семьи хозяйство царицы было отдельным от хозяйства царя.
Выделение «дома царя» предполагает существование при I и II династиях и «домов» (хозяйств) нецарских. Среди надгробных надписей царских приближенных и слуг I династии, имеется одна, в которой погребенный прямо называется «рабом». Возможно, этот «раб» был царским невольником, скорее всего домашним слугою царя.
В период Раннего царства велось немало войн, внутренних и внешних (связанный пленник – излюбленный сюжет в тогдашнем изобразительном искусстве, на некоторых изображениях представлено убиение пленных на других показывался только их угон).
В период Раннего царства рабы не привлекались к земледельческому труду, а привлекались к строительству пирамид и усыпальниц.
Общественное расслоение Египта наблюдалось уже в середине I династии. Об этом свидетельствует усыпальница важного сановника с многочисленными помещениями, с большой утварью и припасами. Вельможа похоронен по-царски, с ним похоронены его рабы. В ряде могил было обнаружено: дорогая каменная посуда, игральные пешки из слоновой кости, изящная булавка, большая медная чаша, что свидетельствует о погребенных как о людях с достатком. Могилы изнутри отделаны сырцовым кирпичом.
Бедняков хоронили в ямы, вырытые в слежавшемся песке. Столичная знать, располагавшая людьми и богатствами уже тогда вершила судьбами людей.
Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было непрочным. Борьба между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом красной нитью проходит через историю Раннего царства.
Во главе государства стоял царь, которого окружал многолюдный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников.
Вельможи были обладателями важных должностей в самом царском хозяйстве. Источники упоминают об областях, на которые распадался в то время Египет и которые греки позже называли номами. Звание, обозначившее впоследствии правителя области - номарха, встречается в надписях уже при I династии. Также встречается слово «судья». Постоянное войско существовало в зачаточном состоянии (рисунок с иероглифом «воин», на котором изображен воин с луком в руке).
Большое значение в государственной жизни имели писцы (каждые два года в стране производился переучет для налоговых целей).
Основной задачей государственной власти являлось подавление угнетаемых.
7. Культура эпохи Раннего царства.
Письменность и начало знаний.
В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.
Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов, иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово или косвенно намекали на содержание слова.
Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными надписями. Почерк отличается беглостью и уверенностью. Изображения (иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек. Счетное дело достигло высокого уровня. К началу I династии египетские счетчики пользовались громадными числами (слова и знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1 000 000). Летоисчисление велось по годам, подразделенным на месяцы и дни. Каждый год получил свое наименование по имевшим место событиям. Имена царей, названия лет, уровень Нила заносились в летопись.
Религия.
В период Раннего царства учение о божественности главы государства служило упрочнению существовавшего классового строя.
Воинственная богиня гор. Саиса-Нейт пользовалась при I династии большим почетов и в других частях страны.
Земледельческое божество – солнце Ра, упоминается впервые в составе царского имени при II династии.
Уже при I династии появляется в надписях вера в существование у человека души-двойника, в особое значение имени человека. Забота о снабжении умершего жилищем (гробницею), едой и утварью для загробного существования была унаследована от прошлого и развита дальше. Вера в волшебство обнаруживается в раннеегипетских источниках.
Искусство.
Если о раннеегипетских храмах судить по знакам – изображениям в письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества – это гробницы царей, знати. Первоначально они возводились не из камня, а из кирпича-сырца (ступенчатая пирамида).
От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень немного крупных круглых скульптур (изображение людей и животных). Однако еще при II династии даже крупные каменные изваяния людей иногда отличались несоразмерностью отдельных частей тела.
Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались. Плоские изображения и письмена составляли при первых династиях неразрывное единство. Художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог его видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайным углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все его характерные признаки были видны одновременно. Предметы изображались, как если бы на них одновременно смотрели прямо и сбоку.
Этим объясняется строение на наш взгляд построение человеческого изображения: голова, локти и низ тела повернуты вбок, плечи же и глаз нарисованы прямо.
Египетская передача животных – вид сбоку, менее отличное от нашей. Египетский способ изображения на плоскости намечался в живописи и резьбе задолго до I династии но последовательность не проводился.
В Раннем царстве возникают все виды египетского письма, складывается система счета, появляется первый свиток папируса, делаются первые попытки мумификации, начинают возводиться монументальные гробницы – каменные мастабы и создаются первые характерные статичные статуи официальных лиц.
В эпоху Раннего царства бог Хор (Гор) становится великим богом – покровителем единого Египетского царства («владыка Обеих Земель»), носитель двойной короны Египта.
II. Египет Древнего царства.
Период Древнего царства охватывает несколько веков III тысячелетия (IV-VIII династии).
Период Древнего царства длился 515 лет.
Данная эпоха показывает, какое большое значение имело окончательное объединение страны, сплочение в единое экономическое и политическое целое Верхнего и Нижнего Египта.
В период Древнего царства Египет являлся крупным централизованным государство, распространившим свое влияние на области Синайского полуострова, Южную Палестину и Нубию.
1. Орудия труда из меди и камня.
В Египте при раскопках найдено немало кремневых ножей, скребков, сверл, кремневых лезвий, каменных сверл.
Медь и золото ковали камнем, зажатым прямо в руке. Камнями оббивали твердый камень, не поддававшийся обработке при помощи меди. Каменными были также лощила.
Однако медные орудия также найдены в значительном количестве (разные ножи, резцы, тесла, топоры, пилы, изображение на стенах гробниц медных орудий в действии в руках мастеров). Медь обычно ковали.