.
Многие ученые и исследователи называют Египет «даром Нила», потому что если бы не эта могучая река, в долине ничего бы не росло, и она бы просто превратилась в пустыню. Ежегодные разливы Нила сделали землю плодородной, и уже к 5 тыс. до н.э. вдоль его берегов появились первые земледельческие поселения. Располагались они вдалеке от воды, так как люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя некоторые простейшие правила ухода за культурными растениями им уже были известны. Темная земля в долине Нила столь сильно отличалась от каменистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою родину «Кемет» («Черная»). Большинство египтян жило в сложенных из кирпича-сырца домах с плоскими крышами. Они выращивали пшеницу, ячмень и овощи (горох, чечевицу, фасоль и бобы). Кроме того, разводили скот и домашнюю птицу (гусей и уток). Однако крестьяне редко питались мясом: все необходимые вещества они получали из чечевицы, яиц и рыбы.
Довольно интересен тот факт, что египтяне старались не готовить еду сами – чаще всего относили ее в специальные «столовые», в ней кормилось все население деревни.
Специальный чиновник следил за тем, чтобы повара не воровали пищу и поровну раздавали похлебку, пиво или кашу. Этот же чиновник собирал с крестьян налоги и разбирал их дела в суде. Такое положение вещей подчеркивает изначальное стремление египтян к справедливости и равенству.
Главная трудность в обработке наиболее плодородных «нижних полей» заключалось в том, что после спада воды влага распределялась чересчур неравномерно – одна область высыхала, а другая превращалась в болото. Египтяне придумали довольно простое устройство, позволявшее заниматься земледелием куда эффективнее. Они начали строить стенки из крепко сбитой земли, обмазанные глиной (так, чтобы не просачивалась вода).
Это изобретение позволило регулировать количество воды по своему усмотрению.
Период земледелия заканчивается, когда в Восточной Африке (там расположен исток Нила) начинают таять горные снега. Уровень воды в реке резко повышается, и начинается разлив. Нил затопляет низкие берега, и плодородная почва на несколько месяцев превращается в болото. Обычно подъем воды начинается в середине июля, и не спадает до прежнего уровня вплоть до середины ноября (наибольшего подъема вода достигает в августе – 8-10 метров над обычным уровнем).
Именно для поддержания этой сложной системы запруд люди создали целые центры управления водоснабжением (эти центры и стали первыми египетскими городами) [1]. Каждый такой город объединял вокруг себя небольшую область, которая называлась номом. Правители областей (номархи) отдавали приказания о подготовке полей к посеву, о прокладке новых или ремонте старых каналов, они следили за тем, чтобы весь урожай отвозили в городские амбары, который старались распределять поровну между всеми жителями.
Египтяне были чрезвычайно трудолюбивыми земледельцами и получали самые высокие в Древнем Мире урожаи, хотя орудия, которые им приходилось использовать, мало отличались от орудий труда прочих народов Древнего Востока. Однако справедливости ради следует сказать, что высокие урожая были, скорее всего, не столько заслугой египтян, сколько следствием чрезвычайно высокой плодородности почвы.
В период подъема воды люди работали на фараона. Они строили пирамиды, дворцы и храмы. Вместе с ними трудились также каменщики, скульпторы, плотники, ювелиры… Некоторые ремесленники только и занимались тем, что строили пирамиды. Обычно возведение каждой новой пирамиды начиналось при восшествии на престол молодого фараона. Редкий правитель доживал до момента окончания строительства. Дело в том, что крупные храмы и пирамиды строились целыми десятилетиями. Храм, не достроенный при одном фараоне, продолжал строиться уже при его преемнике.
С течением времени сложилось два царства – Нижний Египет на севере и Верхний Египет на юге. Их объединил первый египетский фараон Менес около 3200 года до н.э [2] (к тому моменту уже насчитывалось приблизительно 40 номов).
Такое ранее объединение страны под властью фараона (в те времена ни одно государство еще не знало настолько сильной власти одного человека) сыграло огромную роль в ускорении процесса институционализации власти, а также в процессе становления эффективной централизованной администрации[3].
Долгую египетскую историю принято делить на три огромных периода: Древнее Царство (28-23 вв. до н.э.), Среднее Царство (21-18 вв. до н.э.) и Новое Царство (16-11 вв. до н.э.).
Основные периоды истории Древнего Египта
Уже во времена Древнего Царства (28-23 вв. до н.э.) сложилось древнеегипетское государство – единый хозяйственный организм. Столицей стал город Мемфис, основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта. Также выработалась развитая система администрации, которая еще не знала строгого разделения функций по отделам, но уже состояла из трех уровней: центрального, регионального и местного. На местном уровне власть представляли писцы и главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога. На региональном уровне представителями власти были жрецы, номархи и чиновники средней руки. Региональная власть занималась сбором ренты-налога и отвечала за нормальную работу храмовых хозяйств. Во главе высшего, центрального, уровня власти стоял министр чати (джати), должность которого обычно занимал кто-то из близких родственников фараона. Чати возглавлял судебное и протокольное ведомства, государственную сокровищницу, занимался организацией крупных строительных проектов, следил за деятельностью региональной и местной администрации.
Таким образом, египетское государство периода Древнего Царства было хорошо организованным аппаратом власти, опирающимся на генеральный принцип власти-собственности. Судя по всему, простой египтянин был настолько поглощен государственными делами, что у него не оставалось времени на себя. Однако маловероятно, что простые граждане возмущались таким положением вещей – напротив, оно их скорее устраивало. Причиной этого могла служить та же абсолютная сакрализация власти фараона. Повсеместное господство государственных служителей оказывало свое влияние: все, причастные к власти, владели своим имуществом – не только должностным, но и личным. Настолько полное господство государства было необычно даже для Востока. Это во многом сказалось на формировании специфических черт древнеегипетского общества[4].
I Переходный период, продолжавшийся около двух веков, – время правления седьмой-девятой династии – своеобразное «белое пятно» в истории Древнего Египта. Кроме фараонов, огромное значение играли номархи, которые сконцентрировали в своих руках огромную власть. Только к 21 веку до н.э. произошел положительный сдвиг.
В начале периода Среднего Царства (21-18 вв. до н.э.) наметилось два религиозно-политических центра – Фивы и Гераклеополь. Борьба между правителями этих центров вновь делала актуальным вопрос об объединении Египта. Попытки объединения десятой и девятой династии были неудачными, и стремительное усиление Фив и выдвижению на передний план одиннадцатой, фиванской, династии, привело к тому, что власть в стране сосредоточилась именно в Фивах. Фараоны этой династии в большинстве своем носили имя Ментухетеп. Еще большее усиление власти произошли при фараонах двенадцатой династии – Аменемхетах и Сенусертах (наивысшая степень централизации произошла при Сенусерте III). Во времена правления двенадцатой династии выдвинулось служилое чиновничество, которое даже несколько оттеснило от власти жрецов. Также большую роль стала играть армия, так как солдаты и армейское начальство получали за несение службы наделы. Подобное усиление центральной власти сказалось и на строительстве монументальных сооружений, которые стали вновь воздвигаться в Египте. Примером может служить огромное водохранилище в районе Фаюма (естественная котловина в районе Фаюмского оазиса с помощью дамб, каналов и плотин была превращена в искусственный резервуар, служивший для скопления избыточных вод во время разливов Нила).
Впрочем, усиление Египта было недолгим – уже после Аменемхета III власть фараонов стала значительно ослабевать, и расцвет остался позади. Тринадцатая династия с трудом удерживала власть, а позже и вовсе произошел распад страны на две части, начался II Переходный период.
II Переходный период также занял около двух веков.
Имевших незначительную власть тринадцатую и четырнадцатую династии, сменили вторгшиеся племена гиксосов, которые не принесли ни экономической, ни политической стабильности, а потому были вскоре изгнаны.
Во времена Нового Царства (16-11 вв. до н.э.) Египет подчинил себе значительную часть Сирии и Палестины, а также Нубии. Дань, которую египтяне взимали с покоренных государств (а также золото Нубии), сделали Египет богатейшей страной древнего мира, влияние Египта сильно возросло. Интересно то, что фараонов эпохи Нового Царства хоронили в гробницах, выдолбленных в скалах, а не в пирамидах, как раньше, потому что пирамиды часто разграблялись.
Египет преуспевал, но к концу эпохи Нового Царства его границы оказались под угрозой. В начале 13 века до н.э. египетская армия под управлением Рамсеса II победила хеттов в битве при Кадеше. Хоть победа и не была решающей, Рамсес II приказал высечь на стене храма надпись, чтобы ее увековечить[5].
Во время эпохи Нового Царства была предпринята неудачная попытка введения единобожия Аменхетепом IV (позже сменил свое имя, став Эхнатоном). Основная цель реформы была не в том, чтобы заставить всех египтян поклоняться богу солнечного диска Атону, а чтобы укрепить власть. Но Эхнатону просто не хватило времени для завершения реформы (он правил всего 17 лет), а его наследники не могли толком поддержать эту положительную реформу. Кончилось все тем, что фараону Тутанхамону пришлось перенести столицу в Мемфис, разрушить прежнюю столицу Ахетатон, а имя Эхнатона предать проклятию и забвению[6].