ВВЕДЕНИЕ | 2 | |
ЕКАТЕРИНА II КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНИЦА РОССИИ | ||
1 1,1 | ЗАКОНЫ ОСНОВАНИЕ ДЕРЖАВЫ СОСТОВЛЯЮЩИЕ "НАКАЗ" ОДОБРЕН | 3 3 |
1,2 | "СТРЕМЛЕНИЕ ЗАКОНА К БЛАЖЕНСТВУ КАЖДОГО И ВСЕХ…" | 4 |
1,3 | "ВЛАСТЬ СУДЕЙСКАЯ СОСТОИТ В ОДНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОВ…" | 5 |
1,4 | "НЕМОЖЕТ ЗЕМЛЕДЕТЕЛЬСТВО ПРОЦВЕТАТЬ, ГДЕ НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО СОБСТВЕННОГО" | 6 |
1,5 | "РОССИЙСКИЙ УЧИНИТСЯ ВО СВЕТЕ БЛАГОПОЛУЧНЕШИМ" | 6 |
2 2,1 | ЕКАТЕРИНА II КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНИЦА ЗАМЫСЛЫ | 8 |
2,2 | ЗАКОН О РУГАТЕЛЬНОЙ СУРОВОСТИ И БЕСЧЕЛОВЕЧИЯ | 9 |
2,3 | ДЕЛА В "НАРОДНУЮ ПОЛЬЗУ" | 9 |
2,4 | "ЧТОБ НАКАЗАНИЕ НЕ ПРЕВОСХОДИЛО ПРЕСТУПЛЕНИЕ…" | 10 |
2,5 | БЕГТСТВО ОТ СКУКИ | 11 |
2,6 | ЗАКОНЫ "К ГОДОВЩИНЕ" | 11 |
2,7 | ГЛАВНАЯ РАСПРАВНАЯ ПАЛАТА | 12 |
2,8 | "…ТРУД ДЛЯ НЕЕ БЫЛ ЛЕГОК" | 13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 15 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 16 | |
ВВЕДЕНИЕ
В июне 1762 года очередным в тогдашней России государственным переворотом на престол была возведена императрица Екатерина II От своих предшественников - Елизаветы и Петра III - она наследовала ворох государственных проблем: требования дворянства о расширении своих привилегий, крестьянские волнения, недовольство армии, бюджетный дефицит, апатию высшей и безудержное своеволие местной администрации, паралич судебной системы, в недрах которой было не редкость, по выражению современника, "проволочить дело лет с 20 и правосудия не сыскать", неупорядоченность, а иногда и простое отсутствие законов.
Еще лет за десять до того, в правлении Елизаветы, правительство с видным государственным деятелем Петром Шуваловым во главе стало осознавать, что большие и малые проблемы - во многом порождение общего кризисного состояния, в котором оказалась власть и страна к середине 18 века. Были предприняты административные, финансовые, военные и правовые реформы. Власть начала искать новые, не диктаторско-полицейские (как то было в России, начиная с ПетраI) формы политического взаимодействия с дворянством и торгово-промышленным классом. В этой новой политике важная роль отводилась реформированию законодательства: оно должно было стать и более упорядоченным, и более современным, заботится не только о совершенстве репрессий в государстве, но и об интересах общества, главным образом дворянства, все более явно заявлявшего о своих "вечных и неотъемлемых правах".
В поисках путей государственной реформы закон и его качество выходили на первый план. Это отвечало духу времени, новым веяниям, которые принесла с собой в 18 в. Эпоха просвещения.
Установление абсолютизма, ярче всего знаменованное в России правлением Петра 1, утвердило и идею строгой законности: изданные монархом законы суть незыблемые и неукоснительные правила поведения поданных, "фортеция правды", гарантия правильной государственной деятельности. Для самого Петра 1 тот закон бал наилучшим, в котором возможно прямее и непосредственнее была высказана его монаршая воля. Со временем, однако, в это понимание отношений власти монарха и законности включилось новое требование: монарх - отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства (как о том декларировал и сам Петр), то должен и сам повиноваться законом своей страны.
"Кто хранит законы и владеет народами, - писал Ф. Фенелон в своей знаменитой тогда философскими и моральными сентенциями книге "Приключения Телемака", - сами должны повиноваться законам; всегда подобает закону царствовать, а не человеку". Еще позднее пером французских просветителей понимание смысла закона углубилась: для блага общества недостаточно, чтобы государь был слугой им же изданного закона, надо, чтобы и сам закон был непроизволен по содержанию (тиран вполне свободен наиздавать тиранских законов и тирански же по ним управлять, как это следовало из древнегреческой истории и правления знаменитого Драконта). Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении - дело разумного, понимающего свои границы своей власти монарха. Такова была государственная идея нового, правового, или "просвещенного", абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II .
Спустя два года после восшествия на престол, упорядочив некоторые наиболее жгучие государственные проблемы, Екатерина вплотную задумалась над глобальной реформой российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Сделать она это решила путем собственной законотворческой работы. "Впервые три года царствования моего, - напишет она на склоне лет, - вывела у себя в уме заключение, что образ мысли вообще, да и самый гражданский закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех вообще вещей правил, мною писанных и утвержденных. И для того я начала читать, потом писать Наказ Комиссии уложения. Два года я и читала, и писала, не говоря о том полтора года ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи, и чтоб довести до высшей степени благополучия всякого рода живущих в ней - как всех вообще, так и каждого особенно"…
1 ЗАКОНЫ, ОСНОВАНИЕ ДЕРЖАВЫ СОСТОВЛЯЮЩИЕ
1,1 "НАКАЗ" ОДОБРЕН
В январе 1765 года Екатерина начала непосредственную работу над законодательным проектом, в котором она хотела сформулировать и закрепить самые основные принципы организации государства и правовой политики - своего рода философско-правовую конституцию общества. С самых первых набросков работы была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по французик. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трех раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и ее секретарей, относящихся к "Наказу", сохранились доныне - вплоть до маленьких листочков с поправками букв или цифр.
К маю 1766 года был готов, почти завершенный текст - в нем было свыше полутора десятков глав и более 400 сот статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М.И. Воронцову. В.Г. Баскакову, А.П. Сусарокову, высшим церковным иерархам. Все они, безусловно, одобрили "Наказ", хотя и порекомендовали некоторые исправления. (Только поэт и драматург Сумароков относился с иронией к законодательным замыслам автора). Исправления были учтены Екатериной при окончательной доработки текста летом 1766 года. Так же она сделала некоторые сокращения в разделах о крепостном крестьянстве и церковной политике, а также прибавила две главы о городах и правах так называемого "среднего рода людей" (не дворян и не крестьян). Завершив свой труд, Екатерина, решила созвать из представителей основных сословий тогдашней России особое Собрание по выработке свода новых законов - своего рода Земский собор. Ее труд должен был стать сводом общих правил работы Собрания и принципами будущего законодательства, которое конкретно разработает это Собрание представителей.
В июле 1767 года в Москве собрались с выше 500 выбранных на местах депутаты, образовавших и "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили свежеотпечатанные тексты Свода правовых принципов.
Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, вторичной, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантию гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование текущего и правовой системы в духе этих начал.
1,2 "СТРЕМЛЕНИЕ ЗАКОНА К БЛАЖЕНСТВУ КАЖДОГО И ВСЕХ…"
Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения). Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашало Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на ее особую обширность. Главная из таких закономерностей - " Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства" (ст. 8). А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно" (ст. 11). Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра" (ст.13), способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве (это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии).