Введение.
Несколько лет тому назад у меня была возможность рассмотреть в деталях жизнь исламской страны. Первое, что произвело на меня впечатление, были женщины. Тогда я была незнакома с правилами хиджаба и мне показалось очень странным и красивым то, что женщины носили.
На них были длинные платья темного цвета, из-за которых не было видно ни тела, ни фигуры, ни настоящей красоты женщин и девушек. На голове были длинные платки, которые закрывали шею и волосы. В таком одеянии представительницы женского пола казались таиственными, недосягаемыми и немного грустными. Тогда, шесть лет назад, мне эта тема показалась очень интересной. Вот почему я начала свое иследование внутреннего мира мусульманок.
Несколько лет спустя в мире произошли ужасные вещи, отнявшие жизнь многих тысяч людей. Это были террористические атентаты в США, в Испании, в России... Но больше всего меня удивил тот факт, что многие женщины, называвшие себя шахидками, погибали и уносили с собой жизни ни в чем неповинных людей. Тогда мне стало интересно, как они думают, как их воспитывали, что им говорили и как убедили в том, что их смерть принесет добро человечеству. Конечно же, это мышление было искаженым, но чтобы изучить его лучше, надо четко разобраться с жизнью и миром мусульманок.
Итак, я начала свою работу. Мне понадобились долгие годы, чтобы заставить даже своих подруг-мусульманок рассказать что-то большее о своей религии и жизни. Было непросто понять их мысшление, нравственность и ценности. У них есть определенные цели в жизни, хотя на первый взгляд кажется, что девушки буквально закрыты от общества и не участвуют активно в его развитии.
Как развивались женщины в Исламе? Что способствовало их воспитанию? Какие семейства они создают? Как и где они обучаются? Какие у них права? Почему считается, что мужчина – глава семейства, когда именно женщина воспитывает детей? Какова роль женщины в экономической сфере жизни исламского государства? И есть ли она вобще?
Женщину во все времена эксплуатировали самым унизительным способом. Она была „девушкой с обложки”, которую забывают через несколько лет, ее пожирают глазами, пока она разносит еду в самолете, тело используют для достижения целей. Но что она делает для того, чтобы остаться женщиной, чтобы ее уважали, относились к ней как к чему-то святому и недостижимому? Она не может ничего сделать, так как живет в мире, управляемым мужчинами. На женщину смотрели как на товар. И многие в наши дни спаришавают себя можно ли избежать такую нелепость? Есть ли на этом свете что-то, что поможет женщине стать такой, какой она была задумана с самого начала своего создания?
Я вспоминаю здесь слова, сказанные Гюставом Флоберем1 относительно влияния Ислама на положение женщины: „Ислам оказал более положительное воздействие в плане улучшения положения женщины, чем многие наши европейские законы”. И, чтобы наглядно увидеть влияние Ислама на положение женщины на Востоке, достаточно рассмотреть условия её жизни в эпоху до Корана.
Взгляните, как жила женщина прежде ниспослания Корана, и вы увидите, как Священная Книга подняла честь женщины на высоту.
Сначала вкратце посмотрим на её жизнь до Ислама, её положение в Исламе.
До эпохи Ислама за женщиной практически не признавалась никакая социальная роль ни в каком обществе. Она была лишь товаром, который покупается и продаётся. Если женщина уходила из дома своего отца, то полностью теряла свою свободу. Она не имела права высказывать своё мнение ни по какому делу. У некоторых народов женщина в случае смерти своего мужа должна была стать женой кого-либо из его родственников. Ей нельзя было даже возвращаться в дом своих родителей, ибо она считалась неотъемлемой частью семьи своего мужа. Естественно, ни о каком уважении к ней не могло быть и речи.
Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани2 пишет: „В Персии женщины находились в полной власти мужчины, который имел полное право присудить её к смерти или даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения”.
Хотя греки были в древности одним из самых передовых народов, о чём свидетельствуют их памятники культуры, положение женщины у них было весьма приниженным. Об этом писал выдающийся исламский проповедник Абу-ль-Аля аль-Маудуди3: „Женщина не имела в тогдашнем греческом обществе никакого прочного социального статуса. Согласно греческим мифам, женщина по имени Пандора была источником всех человеческих бед и несчастий'.
Индуистские обычаи низвели женщину на один уровень с животными в джунглях. Вдову полагалось сжигать по смерти мужа вместе с ним. Индусы доходили до того, что мать оказывалась под опекой собственных сыновей и не имела права на уважение с их стороны.
Кое-кто говорит: „На Западе женщина получила права и свободу”. Но вплоть до общей собственности на женщин - Запад в этом опередил даже первобытные народы. Например, у племени баконго целомудрие женщины не ставится ни во что. Честь женщины и её авторитет определяются тем, насколько она желанна и привлекательна, и за какую цену её хотят купить.
На Аравийском полуострове арабы в период джахилийи также отказывали женщине в правах. Она не могла наследовать после смерти мужа или отца. Они нередко даже закапывали в землю живыми новорождённых дочерей, якобы боясь позора и нищеты.
Во время менструации женщина обязана была оставлять дом и жить несколько дней в отдельной палатке, ибо она в это время считалась 'мерзкой'.
В Китае женщина принадлежала отцу, мужу и сыну. Сначала она должна была повиноваться своим отцу и брату, а после замужества - мужу, а по его смерти - сыну. Это - явное игнорирование её прав и лишение её свободы. Более того, в Китае родственники девушки подбирали ей мужа через специального маклера. В Японии существовало бесчеловечное законодательство, по которому от женщины, вышедшей замуж, требовалось полностью прекратить связи с родительским домом и не возвращаться в него ни под каким предлогом, поскольку она рассматривалась как собственность мужа, и не имела никакого права на самостоятельные действия - совсем как домашнее животное.
В иудейских мифах и сказаниях женщина предстаёт как источник всех бед и несчастий человечества, причиной всех возникавших проблем. Это искажало образ женщины, придавая ему зловещий характер.
Согласно воззрениям древних арабов, женщина не имела права на наследование, так как не участвовала в боевых стычках и набегах. Это есть проявление абсолютного эгоизма. И если бы тогдашние арабы допустили бы её до участия в набегах и в грабеже, то, вполне вероятно, кто-то из женщин мог оказаться в плену. А это свело бы с ума её хозяина, который стал бы говорить, что она причинила ему боль и покрыла позором на всю жизнь. Но если бы они относились к женщине по справедливости и охраняли её достоинство, то она была бы разумной и послушной, лояльной как мужу и его семье, так и своим родным, а не существом, принадлежащим безрассудному мужу, для которого она - всего лишь бесправный товар, с которым можно поступать как угодно, существом, которое не имеет права возражать мужу или поправлять его, если бы даже он нёс явную нелепицу.
В целом женщина до Ислама находилась в достойном сожаления униженном положении у всех народов, была бесправным существом в руках мужа-эгоиста, который угнетал её, одновременно считая её причиной всех несчастий и источником позора. Нередко деспотичный сын помыкал ею и заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её мужа. Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них. Нередко её уделом было сожжение на костре, если она осталась вдовой. Таков 'гуманизм' человеческих законов во все эпохи. Сколько ни старались люди исправить законы и сочинить новые своим разумением, они не могут предоставить женщине её права.
Наоборот, они только узурпируют их.
Нынешнее же положение женщины на Западе и в тех странах исламского мира, которые любят подражать всему западному, не лучше, чем в доисламскую эпоху. Несмотря на утверждения о том, что женщины там освободились от оков, на самом деле они попали в ещё более крепкие кандалы. Женщина вновь стала товаром, в основном для удовлетворения сексуальных потребностей. Женщины путём аборта убивают своих ещё не родившихся детей, чтобы быть подальше от детских проблем.
Ислам справедливо относится к женщине, определив её права и обязанности и разработав необходимые нормы согласно Корану.
Ислам утвердил добрые нравы и отверг противоречащие им дурные джахилийские обычаи, которые узурпировали права и попирали достоинства людей.
Религия вернула женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи всевозможных унижений. Она стала пользоваться уважением и вниманием в доме своего отца, и мы видим, что ей оказывают честь и достойно в доме мужа. Она имеет возможность высказывать своё мнение, навещать своих родных и поддерживать с ними связи. Когда же она становится матерью, то превращается в оберегательницу детей и в источник, бьющий счастьем и любовью.
Ислам повелевает мужчинам не из числа ближайших родственников отводить от неё свои взоры в знак уважения и оказания ей чести.
Забота Ислама о женщине доходит до жалости к ней. Посланник Аллаха, Mухамед, сказал в Прощальной проповеди: „Обходитесь с женщинами по-доброму, ведь они у вас как заложницы, ничего своего не имеют. Вы взяли их в жёны как дар Аллаха, и они стали доступными вам по слову Аллаха”.4
В исламской истории есть замечательные примеры из жизни мусульманских женщин, права которых Ислам гарантировал и обеспечил им достойную жизнь. Честь и почёт, которые были им оказаны, иногда невозможно описать пером. Абу Дауд5 в своей книге 'Ас-Сунан' ('Предания') рассказал, что Умм Хани, дочь Абу Талиба, защитила одного мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она пришла к Пророку и рассказала ему об этом. И Пророк сказал: „Мы защищаем того, кого защитила ты, и даём безопасность тому, кого ты обезопасила”.