Относительно такого вида преступления как убийство по «Русской Правде», необходимо отметить, что четкого различия между убийством как преступлением, посягающим только на жизнь человека и другими преступлениями, где лишение человека жизни было элементом посягательства, не наблюдается. Поэтому «Русская Правда» устанавливает ответственность за убийство в свадьбе на пиру и убийство в разбое2, где в статье 2 указано: «Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не сыщютъ, то вирную платити в чьей же верви голова лежитъ, то 80 гривенъ; паки ли людинъ, то 40 гривенъ»3. Кроме того, формулируя составы законодатель обрисовывал в них только объективные признаки, не упоминая о субъективных, а преступление в целом увязывалось только с фактом причинения смерти потерпевшему.
Видом наказания за убийство по «Русской Правде» была смерть. Так, статья 1 Краткой и Пространной Правды гласит: « Аже убиетъ мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брато – чаду, ли братию сынови …»4. Как видно этой же статьей определен и круг мстителей, при чем, он является ограниченным. Ряд исследователей считают, что в данном случае статья 1 указывает только на послесудебную месть. В свою очередь Н. А. Максимейко высказывает свою точку зрения относительно мести, которая заключается в том, что в этой статье слову «мстить» придается не только значение, какое с ним обычно связывается: « чувство мести может быть удовлетворено не только непосредственно расправой с обидчиком, но и при посредстве суда. С этой точки зрения «мстить» значит возбуждать судебное преследование против обидчика»1. Если придерживаться указанной точки зрения, то охрана жизни уже в древнейшие времена носила публичный характер. Если же, в качестве наказания за убийство месть допускать как кровную месть, то охрана жизни являлась частным интересом. Но это достаточно спорный вопрос определить, что понимал законодатель в « Русской Правде» под понятием «месть».
Однако наряду с местью законодателем в статье 1 «Русской Правды» введена ответственность за убийство посредством денежного выражения, так называемой «виры»: «аже ли не будеть кто его мьстя, то положится за голову 80 гривенъ, аже будетъ княжь моужъ или тяунъ княжь; аже ли будет русинъ, любо гридь, любо купець; любо тиунъ бояренъ, любо мечникъ, любо изгои, любо словенинъ, то 40 гривенъ положите за нь»2. В данном случае наблюдается дифференцированность ответственности за убийство в зависимости от занимаемого потерпевшим положения в обществе, что говорит о том, что жизнь человека отнесена к уголовно–правовой охране государства, то есть на лицо публичность уголовного права. В подтверждение того служит тот факт, что согласно «Русской Правды» не считалось наказуемым убийство вора (татя) в воровстве, то есть при самом совершении, однако если он убивался связанным, когда его вели на княжий суд, то за него необходимо было заплатить 12 гривен. С одной стороны, это говорит об охране частных интересов лиц потерпевших от посягательств вора, с другой о защите интересов самого вора с морально–нравственной стороны, как лица, находящегося в беспомощном состоянии и неспособного к оказанию сопротивления, а также о верховенстве княжеского суда, то есть княжеской воли.
В период образования Русского Централизованного государства, когда процесс объединения русских земель завершался, возникла необходимость в создании законодательного акта, который бы установил единообразие правового регулирования. Им стал Судебник 1497 года, составленный на базе, действовавших в разное время, на разных территориях Руси нормативных актах. При его составлении использовались Уставные грамоты и «Русская Правда», но эти нормы вносились в Судебник в измененном виде с добавлением новых. Под преступлением понимается уже не только нанесение материального или морального ущерба: «обиду», преступление – это уже нарушение установленных норм, предписаний, а также воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.
В группе преступлений против личности выделялись квалифицированные виды убийства («государский убийца», «разбойный убийца»). Система наказаний усложнялась, сформировались новые цели наказания – устрашение и изоляция преступника. Целью властей стала демонстрация их всесилия над обвиняемым, его душой и телом. Высшая мера наказания – смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием со стороны государя1.
В уголовно-правовой охране жизни человека, внимание заслуживает нормативный акт под названием «Запись о душегубстве», который датируют 1456–1462 г.г. Он отражает отношение государства к вопросам охраны жизни. Под душегубством в нем понималось не только человекоубийство, но и самоубийство, а также внезапная смерть в результате несчастного случая. Из данного положения следует, что жизнь человека государством превращается в абсолют. А за посягательство на жизнь преследовался не только убийца, но и самоубийца2. Основанием государственной реакции на суицид являлось христианское учение, по которому самоубийство – это великий грех.
В 1649 году в связи с утверждением Земским собором Уложения, уголовное право приобрело резко выраженный государствено–публичный характер. Царская власть усилилась и теперь Московскому царю принадлежало право законодательства, суда, управления и верховная военная власть. Источниками, которые получили кодифицированное закрепление в Уложении были: судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских соборов, Стоглав, литовское и византийское законодательство1. Преступления против личности включали большую группу составов, среди которых были убийство, нанесение телесных повреждений, побои и оскорбления. Выделялись различные виды убийства, в том числе квалифицирующие, к ним были отнесены:
1) убийство родителей детьми, за что следовало наказание в виде смертной казни без пощады;
2) убийство матерью внебрачного ребенка;
3) мужеубийство;
4) отравление. К менее тяжким преступлениям, связанным с лишением жизни человека были отнесены: убийство родителями детей, которое наказывалось одним годом лишения свободы, т.к. родители по религиозным соображениям имели неограниченную власть в отношении своих детей. И убийство в драке по пьяному делу.
Уложение выделяет формы вины: умышленное убийство, неумышленное убийство. Складывалась и дифференцированность ответственности, за умышленное– смертная казнь, за неумышленное другие виды ответственности. Кроме того, в Уложении предусматривалась ненаказуемость случайного (невиновного) причинения смерти. В качестве самостоятельных составов предусматривалась ответственность за подстрекательство и покушение на убийство. Необходимо также отметить, что начиная с XYI века убийство в законодательстве уже было отделено от разбоя, но в практике «Разбойного приказа» оба состава все еще проходили вместе, и их окончательную дифференциацию осуществило только Соборное Уложение1.
При Петре I усматривается новый виток в развитии уголовного законодательства, которое в целом было пронизано государственно–публичным интересом. Объяснением тому послужило обострение противоречий между различными общественными группами, классами, а также проводимыми государственными преобразованиями. Время диктовало свои условия, в стране возникали разного рода восстания, а старое законодательство уже не отвечало требованиям нового времени. Кроме того, необходимо было законодательное закрепление абсолютной дворянско–чиновничьей монархии.
Были изданы Артикулы Воинский и Морской, которые предусматривали жестокие наказания и предназначались фактически для военных, но в свою очередь получили также распространение и на гражданских лиц. В главе 19 Артикула Воинского ответственность за убийство четче подразделялось на совершенное умышленно и учиненное по неосторожности, и делилось на простое и квалифицированное. К квалифицированным видам убийства были отнесены: убийство по найму, из корысти, убийство родителей, «дитя во младенчестве», убийство путем отравления и другие2. Также была введена ответственность за убийство на дуэли, которое относилось к числу квалифицированных видов убийств. Ответственности подлежали не только убивший соперника, но и секунданты и даже убитый. Все так же как и раньше, оставалось квалифицированным видом – убийство при посягательстве на свою жизнь.
В Артикуле было выведено положение о проведении судебно–медицинской экспертизы по делам об убийстве, с целью установления причинной связи между деянием и наступлением преступного результата, что свидетельствует о возрастающем стремлении к установлению такого порядка осуществления правосудия, когда устраняются моменты необоснованного и несправедливого обвинения1. В целом Воинские Артикулы, изданные в 1715 году, содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, вины, цели наказания, необходимой обороны, крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств2.
В научной литературе оспаривается вопрос о законодательной деятельности Петра, одни утверждают, что он (Петр) занимался лишь тем, что «перетаскивал» в Россию западное. Другие, что заимствование и использование западных достижений в области законодательства, подвергнутых самостоятельной переработке, не является чем–то предосудительным. Вторая точка зрения более приемлема, т.к. на протяжении многих столетий, начиная с Древнейших времен, и этот вопрос раскрывался ранее, русское государство заимствовало положения в области законодательства у разных народов: у Византиии, у Литовского государства. И в настоящее время мы свое законодательство подстраиваем под международный уровень, заимствуя основные положения из международной уголовно–правовой практики.