Институт международного права и экономики
имени А.С. Грибоедова
Юридический факультет
Заочное отделение
I курс
Тема реферата:
(период монгольского ига)
группы Ю-13
Дорошина
Андрея Евгеньевича
Преподаватель:
Кандидат юридических наук,
Н.Д. Котков
г. Петрозаводск (филиал)
1999 г.
ПЛАН РЕФЕРАТА:
1 | Введение | 3 |
|
| |
2 | Номоканон | 4-7 |
|
| |
3 | Двинская и Белозерская уставные грамоты | 8-12 |
|
| |
3.1 | Двинская уставная грамота | 8-10 |
|
| |
3.2 | Белозерская уставная грамота | 11-12 |
|
| |
4 | Псковская и Новгородская судные грамоты | 13-25 |
|
| |
4.1 | Псковская судная грамота | 13-21 |
|
| |
4.2 | Новгородская судная грамота | 21-25 |
|
| |
5 | Московская губная запись 1486 г. | 26-27 |
|
| |
6 | Заключение | 28 |
|
| |
7 | Список литературы | 28 |
1. Введение.
В истории государственного права России период так называемого монгольского ига (от покорения Руси монголо-татарами в 1237 г. до выхода Судебника Ивана III в 1497 г.) раскрыт не достаточно широко. В предлагаемой Вашему вниманию работе я попытаюсь приоткрыть завесу неизвестности над появившимися в этот период на Руси законодательными документами.
В государстве хотя и продолжала действовать Русская Правда, как основной закон суда и расправы на Руси, и даже имелись новые редакции конца XIII в. и XIV в., но, тем не менее, дальнейшее развитие русского законодательства шло вперед, как вслед за естественным развитием общества, так и под влиянием монголов. Монголы настолько сильно воздействовали своим влиянием на общественную жизнь и законодательство, что и в том и в другом отношении этот период истории резко отличается от предшествующего ему.
Татарские ханы в своем управлении Россией строго придерживались наставлений Чингисхана, выраженных им в его книге «Тунджин» (книга запретов). Они предоставили России управляться своими князьями, не коснулись ни обычаев, ни религии страны, а лишь определили форму отношений, в которых должно было стоять русское общество к хану.
Подчинение татарам выразилось главным образом в 4 условиях: в признание верховной власти татарского хана; в платеже дани; в предоставлению войск хану; в содержании войск и баскаков, присылаемых в Россию.
Полное владычество татар продолжалось не более 100 лет. При Узбеке ханские чиновники были удалены из России, и сбор дани стал осуществляться русскими князьями. Московские князья, начиная с Юрия Даниловича, были верными слугами хану, но служили ему не даром. Хан усиливал их, отдавая им владения других князей, предоставлял свои войска для борьбы с соседними князьями.
По смерти Узбека, в Орде начались междоусобица и ханская власть так ослабела, что не только московские, но и другие князья стали торговаться с ханом относительно размера дани, увеличивая или уменьшая ее в зависимости от того – силен или слаб хан. Наконец, в 1380 г. Великий князь московский Дмитрий Иванович Донской выступил в поход против самого татарского хана Мамая и разбил его в страшном сражении на Куликовом поле.
Куликовская битва хотя и не освободила страну от татарского владычества, но сильно подняла русских во мнении татар. Дань стала платиться все неисправнее, ордынские царевичи стали прибегать к покровительству Москвы. Московские князья давали им уделы с обязанностью служить им против хана и защищать Россию. Наконец в 1480 г. Иван III окончательно свергнул иго татар и стал сам подчинять себе разные татарские царства.
А теперь, после небольшого экскурса в историю, перейдем к теме реферата и рассмотрим памятники законодательства России, существовавшие в рассматриваемый нами период. Этот период был самым деятельным в истории русского законодательства, когда все законы очень быстро развивались и изменялись.
2. Номоканон
Одновременно с Русской Правдой и дополнительными к ней уложениями в рассматриваемый нами период на Руси действовал Греческий Номоканон или Кормчая. Как и другие правовые документы того времени, Номоканон постоянно изменялся и пополнялся новыми законами. Он пополнялся правилами чисто русского происхождения, составленными на церковных соборах русских епископов, а так же написанными русскими митрополитами по поводу частных церковных вопросов. Постепенно Номоканон на Руси получил особенный, отличительный от греческого характер. В него вошли, кроме греческих законов и церковных правил, правила составленные русским духовенством, а также Русская Правда и другие законодательные документы Древней Руси. Этот постоянный рост Кормчей, причем рост обусловленный русской действительностью, делает ее очень важным законодательным памятником.
Кормчая («Книга, глаголемая Кормчая, рекше правило закону греческим языком – номос канон») дошла до нас во множестве списков и состав ее по этим спискам большею частью не одинаков, но, тем не менее, все статьи, входящие в нее, можно разделить на 6 разделов.
В первом разделе русских Кормчих помещается «Слово о святых вселенских соборах, где, когда и почему который собор был собран». Это краткая история вселенских соборов без изложения их правил.
Во втором отделе излагаются правила апостольские и отеческие по толкованию дьякона Алексея Аристина, законохранителя и эконома константинопольской церкви, известного византийского законотолкователя XII века. Эти изложения начинаются приведением текстов апостольских правил и их толкованием, затем следуют правила соборные и их толкование.
Третий раздел составляют «Правила Василия Великого» относящиеся к церковным законам. Эти 91 правило собраны из разных посланий Василия Великого.
Четвертый раздел составляют церковно-гражданские законы греческих императоров. В наших Кормчих они известны под следующими названиями:
1. «Заповеди царя Юстиниана, или от различных титл, рекше граней, царя Юстиниана новых заповедей главы избранны различны». В этой части приводились извлечения сделанные патриархом Фотием из Юстиниановых новелл.
2. «Юстиниана царя 6 собора узаконения, коего подобает поставляти в епископы и клирики». Отрывок из Юстиниановой новеллы о поставлении епископов и клириков.
3. «От книг божественных повелений блаженныя кончины Юстиниана различныя заповеди, правил 87». Сборник, приписываемый Иоанну Схоластику, в котором помещены законы о церковном устройстве, управлении и имуществе.
4. «Леона царя премудраго и Константина вернаго царю главизны о совещании обручения и о образех и о инех различных винах». Так названа в русских Кормчих эклога императора Льва Исаврянина и Константина Копронима, изданная в 739-741 годах. В ней приводятся законы о браке и гражданских обязанностях брачующихся, помещены узаконения об опеке, об освобождении рабов, о займах, о залогах, о дарах, о завещаниях, о наследстве без завещания, о наймах, о свидетелях и о разных преступлениях.
5. «Законы градскаго главы различны в 40 гранях». Под этим названием помещен перевод статьи Прохирона Василия Македонянина.
6. «Новая заповедь царя Алексея Комнена». В ней говорится об уравнении брака рабов, с браками свободных, именно – чтобы браки между рабами совершались по тем же церковным правилам, как и браки свободных.
7. «Царя Алексея Комнена от новых заповедей». В ней помещены законы о браках.
8. «Изложение бывшаго церковнаго соединения при Константине и Романе в лето 6428». Под этим названием, помещались постановления о третьем и четвертом браках. Четвертый брак отвергается, а для третьего назначаются годы, старше которых брак не может быть совершен.
9. «Об усыновлении и братотворении, о браке и степенях родства, воспрещающих супружество». Это статьи, явно византийского происхождения, но в подлиннике еще не открытые и только отрывками встречаются в напечатанных работах Левенклавия.