План
Введение. 2
1 Глава. К истории вопроса. 4
2 Глава. Славянофилы и западники: дискуссии о России и ее судьбе. 8
2.1. Славянофилы.. 8
2.2. Западники. 10
2.3. Отличительные особенности западничества и славянофильства. 11
Заключение. 13
Список использованной литературы.. 18
Епископ Феофан Вышенский, затворник.
Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным. В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований. Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, «русского духа». Россия переросла прежние формы своего исторического бытия. Та полная богатых и ярких событий, но в известном смысле все же «растительная» жизнь, которой она жила, перестала соответствовать степени ее духовного возраста. Пробил час окончательного пробуждения русской мысли от предрассветной дремоты восемнадцатого века.
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х — 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Тема моей работы кажется мне актуальной и злободневной. Так как в настоящее время (в который раз!) решается вопрос о дальнейшем пути России. Ну почему «мировое сообщество» так «заботятся» о нас, почему их не волнует судьба Японии, Китая – подавай им заботу о нас, о России?
Небезынтересен и вопрос о «новой национальной идее», которую взялось выработать еще правительство Ельцина, и которая до сих пор не выработана. Чем была плоха старая и какая она?
Как отвечают на эти вопросы представители полярных взглядов на них западники и славянофилы я и попытаюсь осветить в своей работе.
Сразу оговорюсь, что изучавшим историю Отечества по «государственным» программам многое покажется непонятным и странным, ибо они уверовали, что в России строят «демократическое и правовое государство».
Однако понять всю сложность происшедшего и происходящего, можно только выйдя за пределы материального в область духовного. Поэтому материал в работе изложен с точки зрения Русской Православной Церкви, которая создала государство Российское, воспитала народ русский, подверглась вместе с ним немыслимым гонениям в ХХ веке, и которая снова поднимает и возрождает народ свой.
Именно Церковь сообщила нашему народу свойство соборности, бесценное качество, безумно растрачиваемое нами ныне в погоне за дьявольскими миражами грядущего якобы «общества всеобщего изобилия». Русская соборность - это сознание духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Смысл этой общности в служении вечной правде, той Истине, которая возгласила о Себе словами Евангелия: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Иоанн 14, 6). Это осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель — посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия.
С соборностью народа неразрывно связано его второе драгоценное качество — державность. Воплощение нравственного идеала требует соответственной социальной организации. Такая организация немыслима без державного сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма. «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими», — вот державный глас народа, выраженный чеканным слогом митрополита Московского Филарета, одного из величайших русских святителей прошлого века. Державность — это сознание каждым ответственности за всех, ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Не принудительной ответственности «за страх», а добровольного религиозного служения «за совесть». Державность — это государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное послушание «удерживающего» (по слову апостола Павла, см. 2 Сол, 2,7), стоящего насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла.
Оба эти народные качества с неизбежностью проявились в третьем - в открытости, «всечеловечности» русского характера. Открытость эта - отрицание фальшивой национальной спеси, отрицание самоценности национальной принадлежности. Это готовность бескорыстно соединиться с каждым, приемлющим святыни и нравственные устои народной жизни.
«Мир прелюбодейный и грешный гордо поднял голову свою на Церковь. Мы смело обличаем это безверие и безумство, это современное бешенство. Господь видит все совершающееся в нашем Отечестве, и уже скоро изречет праведный суд Свой на дерзких и вероломных, дышащих злобою и убийством... Господи! Да возопиет кровь Твоя против всех крамольников, и да воздаст им Господь праведным отмщением!»
Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский.
Христианское мировоззрение давно подметило в череде исторических событий некую необъяснимую на первый взгляд странность. Походы и войны, мятежи и революции, смены династий и свержения престолов, экономические кризисы и политические интриги — эти внешне бессвязные и хаотические явления соединены между собой удивительным единством последствий. Их конечным результатом всегда является разгром национальной государственности и попрание христианских святынь: Неизбежно встает вопрос: почему? Что это — случайность или «объективная закономерность», столь любезная сердцу историков-материалистов? Особое звучание приобретают в этой связи многочисленные христианские пророчества, предсказывавшие именно такой ход истории.
«Молим вас, братия, - обращается апостол Павел к народу церковному на заре христианской эры, - да не обольстит вас никто никак... Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не взят от среды удерживающий теперь» (2 Сол. 2; 1, 7). В этом апостольском призыве - ключ к пониманию многих загадок истории и наших сегодняшних недоумений.
Истоки «тайны беззакония» коренятся в седой древности. Ее отправной точкой являются события внешне мало значительные — в VIII и VII веках до Р. X. под ударами Ассирии и Вавилона пали маленькие ближневосточные царства — Израильское (в 727 г. до Р. X.) и Иудейское (в 606 г. до Р. X.).
Лишившись независимости и превратно истолковав священные книги, часть религиозных сект Израиля и Иудеи связали свои надежды на восстановление государственности с пришествием Мессии - царя Израильского, который соделает их господами мира. Считая себя народом, якобы избранным Богом для господства, они ревниво оберегали свою национально-религиозную «исключительность». Закоснев в ожидании Мессии как политического и военного лидера, эти люди отвергли истинного Мессию — Иисуса Христа, пришедшего в мир с проповедью покаяния и любви. Особую ненависть вызывал у них тот факт, что, обличив заблуждения иудейских «законников» - книжников и фарисеев, Христос разрушил миф об их «богоизбранности», приобщив к Своему спасительному учению все окружающие народы. Обличая сатанинские истоки безмерной гордыни самозваных претендентов на мировое владычество, «Иисус сказал им... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоанн. 8; 42, 44).
Простить Ему этой правды «сионские мудрецы» не могли. Христос был оклеветан и по лжесвидетельству осужден на смерть. Но распятым Он оказался для богоборцев еще страшнее. Христианство стремительно завоевало мир, отодвигая мечту о господстве все дальше и дальше. Тогда христианской Церкви была объявлена война. Вести ее открыто христоненавистники не могли - не хватало сил.
Их оружием в этой войне стали тайные общества и организации, скрывавшие за внешне благовидной, деятельностью свою главную цель: низвергнуть христианство, разрушить национальные государства и подготовить таким образом «добровольное» объединение мира в рамках единой международной политической структуры под властью единого мирового правительства. Его глава и должен по замыслу «архитекторов» этого «общемирового дома» воплотить в жизнь многовековую мечту о господстве над миром. Христиане назвали этого грядущего мирового диктатора антихристом.
Под какими только личинами не скрывались «предтечи антихриста» — строители «единого мирового сообщества», основатели экуменических движений, приверженцы «всеобщих мировых вероучений» и тому подобных богоборческих начинании. Все шло в дело - еретические секты средневековья, псевдомонашеские ордена времен крестовых походов, литературные чтения и философские кружки эпохи Просвещения, научные ассоциации и масонские ложи нашего космического века с удивительным единодушием выполняли кропотливую работу по разрушению христианского мироощущения и национальной государственности.
Отпавший от благодати Божией католический Запад первым испытал на себе всю мощь этого натиска. «Vexilla regis prodeunt inferni» («Знамена властителя ада продвигаются вперед»), — так писал в 1884 году в своей энциклике папа Римский Лев XIII, предупреждая западный мир об опасности. Ныне на наших глазах завершается один из последних актов этой грандиозной исторической драмы. Западный мир, хвастливо именующий себя «цивилизованным» и кичащийся многовековой христианской культурой, на деле являет собой жуткое зрелище тупого, животного равнодушия к вопросам истинно духовной жизни.