Смекни!
smekni.com

Идеология друидизма (стр. 4 из 5)

Êðîìå òîãî, çäåñü íåò íàìåêà íà òî, ÷òî öåïü ïîñëåäîâàòåëüíûõ æèçíåé áûëà ìåòîäîì ðåëèãèîçíîãî èëè ýòè÷åñêîãî î÷èùåíèÿ, èëè ÷òî ýòî áûëî îïðåäåëåíî äîêòðèíîé ìîðàëüíîãî âîçäàÿíèÿ, è ÷òî îñâîáîæäåíèå äóøè áûëî ïîñëåäíåé íàäåæäîé. À ýòî ÿâëÿåòñÿ ñóùåñòâåííîé ÷åðòîé ðàçâèòîãî ó÷åíèÿ î ïåðåñåëåíèè äóø. Îòñóòñòâèå ïîäîáíûõ ïðåäñòàâëåíèé â êåëüòñêèõ ëåãåíäàõ ÿâëÿåòñÿ äîêàçàòåëüñòâîì òîãî, ÷òî ýòè èñòîðèè î âîçðîæäåíèÿõ ÿâëÿþòñÿ íå âûõîäîì ðåëèãèîçíîé ôèëîñîôèè, à ðåçóëüòàòîì íîðìàëüíîãî ïðèìèòèâíîãî ìûøëåíèÿ, êîòîðîå ìîæåò áûòü èçó÷åíî â ñàìûõ èçîëèðîâàííûõ è ïðîñòûõ îáùåñòâàõ.

Èðëàíäñêàÿ ïîýòè÷åñêàÿ ëèòåðàòóðà, â îòëè÷èå îò íåìíîãèõ èñòîðèé î âîçðîæäåíèÿõ, ñîäåðæèò îáøèðíûé ìàòåðèàë, ïîçâîëÿþùèé ïîëó÷èòü ïðåäñòàâëåíèå î ïîòóñòîðîííåé ñòðàíå êåëüòîâ, îá èõ Ýëèçèè. Êðàñî÷íîå, ïîýòè÷åñêîå îïèñàíèå ýòîé ñòðàíû äàþò, íàïðèìåð, äâå ñàãè, êîòîðûå ñîäåðæàò â îñíîâíîì ÿçû÷åñêèå êîíöåïöèè: “Èñ÷åçíîâåíèå Êîíäëû Ïðåêðàñíîãî, ñûíà Êîíäà Ñòà Áèòâ” è “Ïëàâàíèå Áðàíà, ñûíà Ôåáàëà”. Ýòà ÷óäåñíàÿ ïîòóñòîðîííÿÿ ñòðàíà (â ñàãå î “Ïëàâàíèè Áðàíà” îíà íàçâàíà Ýìàéí) ëåæèò äàëåêî çà ìîðåì. Äîñòèãàþò åå, ïëûâÿ íà ñòåêëÿííîé ëàäüå. Ñòåêëî ÷àñòî ñâÿçàíî ñ îáðàçîì “òîãî ñâåòà”. Ïîòóñòîðîííèé âîëøåáíûé îñòðîâ â ëåãåíäàõ î êîðîëå Àðòóðå íàçûâàåòñÿ “Ñòåêëÿííûì îñòðîâîì”.

Ñòðàíà ýòà, êîòîðàÿ â ñàãå î Áðàíå îïðåäåëåíà êàê äàëåêèé-äàëåêèé îñòðîâ, âîêðóã êîòîðîãî ñâåðêàþò âîëíû ìîðÿ, ïðåäñòàâëÿåò Ðàâíèíó Áëàæåíñòâà. Ýòî – çàìîðñêàÿ ñòðàíà Þíîñòè. Ëþäè òàì æèâóò áåç ñêîðáè, áåç ïå÷àëè, áåç ñìåðòè, áåç áîëåçíåé, áåç äðÿõëîñòè. Ñòðàíà ýòà ïëîäîðîäíà, îíà óñûïàíà ìíîæåñòâîì öâåòîâ. Òàì ðàñòóò äåðåâüÿ ñ óäèâèòåëüíûìè ñåðåáðÿíûìè âåòâÿìè, íà êîòîðûõ âèñÿò ÷óäåñíûå ÿáëîêè. Çäåñü âñïîìèíàþòñÿ íåêîòîðûå ïðåäñòàâëåíèÿ àíòè÷íûõ ìèôîâ. Àïîëëîäîð ïîìåùàåò ÿáëîêè â ñòðàíå Ãèïåðáîðåéöåâ. À êåëüòîâ, êàê èçâåñòíî, èíîãäà ñìåøèâàëè â ãèïåðáîðåéöàìè.

На Равнине Игр сонм героев предается состязаниям: несутся серебряные и бронзовые колесницы. Там длится вечный пир, которого не надо готовить, пьют лучшие из вин. Повсюду раздается сладкая музыка, нажащая слух. В чудесную страну иногда можно перенестись живым (как Кондла и Бран), и иногда можно вернуться оттуда (как Бран).

Таким образом, это поэтическое описание потусторонней страны кельтов, содержащееся в ирландских сагах, подтверждает и развертывает сформулированное выше на основании данных литературных классических и археологических источников представление о загробной жизни кельтов как о более счастливом продолжении земной, происходящем где-то далеко за пределами моря.

Важнейшим элементом идеологической деятельности друидов было проводившееся ими воспитание молодежи, вообще представлявшее одну из их самых значительных функций.

Цезарь сообщает, что многие молодые люди, привлеченные привилегиями друидов, из которых главной было освобождение от налогов и военной службы, поступали в обучение к друидам: некоторые по собственной воле, некоторых посылали родители или родственники.

Правда, в этом отрывке Цезаря речь идет только о неофитах “ордена” друидов, о тех, которые по истечении срока ученичества должны были принять жреческий сан друида. Но друиды были и вообще воспитателями знатной галльской молодежи. Об этом говорит Мела, и Цезарь в другом отрывке, называя дисциплины, которым обучали друиды, имеет в виду в качестве из слушателей уже галльскую молодежь вообще.

Друиды учили своих учеников всему тому, что они знали и во что верили сами. Подле них молодые аристократы приобщались к тайнам природы, божества и человеческой жизни, узнавали о своих обязанностях, из которых главная состояла в том, чтобы хорошо сражаться и уметь умирать. Друиды давали своим ученикам и уроки науки, и уроки морали.

Эта система образования представляла один из самых интересных аспектов кельтского общества. Знатная молодежь подчинялась интеллектуальной дисциплине. Они проходили через период ученичества, который длился иногда 20 лет.

Во время обучения молодые люди жили вместе с учителями, деля с ними пищу и кров. Конечно, это не были школьные группировки или регулярные курсы. Обучение передавалось, может быть, от человека к человеку, во всяком случае при тесной близости учителя и ученика.

Уроки проходили в торжественной обстановке; они давались вдали от людей и их жилищ, в тишине и как бы в непосредственной близости божества, в глубине пещер и лесов. На это таинственное и торжественное обучение друидов намекает Лукан, говоря, что их жилищами являются сокровенные рощи и леса, куда они удаляются. Урок проходил в форме волнующего приобщения к истинам, единственным хранителем которых был жрец и которые он доверял по секрету своему ученику.

Из Цезаря мы знаем, что запрещено было записывать стихи друидов. Нужно было слушать, удерживать в памяти, чтобы ничего не забыть из раскрытых истин. Цезарь объясняет запрещение друидов записывать положения их учения таким образом: “Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти”.