3. Удовлетворение потребности в ресурсах.
На Западе Московское государство добивалось выхода к Балтийскому морю и утверждения на балтийском побережье, обретения Карелии, а главное – Литовской Руси, на которую заявил права еще Иван III (конец XV в.). В течение XVI в. Россия вела десять войн на Западе, которые заняли в общей сложности 50 лет (наиболее продолжительной была Ливонская война – с 1558 по 1583 гг.).0ни были малоуспешными, так как приходилось иметь дело с сильными сложившимися государствами, относящимися к европейской цивилизации: Литва, Польша, Швеция.
Наиболее масштабной на этом этапе была экспансия на Восток, где Россия имела дело с образованиями, сложившимися на развалинах монгольского государства. Разгром Казанского ханства и взятие Казани (1552 г.), Астраханского ханства (1556 г.) означал присоединение территорий с преимущественно татарским населением, являвшихся анклавом мусульманской цивилизации. Находившаяся в составе Казанского ханства Западная Башкирия добровольно вошла в состав России. Башкиры, принявшие мусульманство, занимались кочевым скотоводством, охотой, общественная организация строилась на основе родовой общины и коллективных форм собственности на землю.
Сибирь привлекала внимание московитов давно. Уже в XV в. она была провозглашена сферой интересов Московского государства. Сибирь населена народами, которые вели кочевой или полукочевой образ жизни, исповедовали язычество и относились к природным сообществам. Там существовали огромные по территории, но слабые осколки монгольской державы. К концу XVI в. внимание России к территориям за Каменным поясом усилилось. Казачья дружина Ермака Тимофеевича в 1581 г. начала движение в Сибирь. Дата похода легендарного Ермака является спорной. Источники называют самые разные даты: 1579,1580,1581,1582 и даже 1584, 1585 гг. Но все же большинство историков склоняется к дате 1581 г. За казаками в Сибирь устремились торговые люди, беглые крестьяне, ремесленники, авантюристы и искатели счастья. За этой пестрой волной двигались царские войска, чиновники, вторые превращали сибирские территории в части российского государства. Колонизация Сибири заняла столетие и завершилась в конце XVII в. Еще один фактор – по мнению Р. Пайпса, «Россия обладает единственной в своем роде сетью судоходных водных путей, состоящих из больших рек с их многочисленными притоками, соединяющихся между собой удобными волоками. Пользуясь даже примитивными средствами транспорта, можно проплыть через Россию от Балтийского моря до Каспийского и добраться по воде до большинства земель, лежащих между ними. Речная сеть Сибири густа отменно — настолько, что в XVII в. охотникам на пушного зверя удавалось в самое короткое время проделывать тысячи верст до Тихого океана и заводить регулярную речную торговлю между Сибирью и своими родными местами. Если бы не водные пути, до появления железной дороги в России можно было бы влачить самое жалкое существование. Расстояния лишь так велики, а стоимость починки дорог при резком перепаде температур столь высока, что путешествовать по суше имело смысл лишь зимой, когда снег даст достаточно гладкую поверхность для саней. Этим объясняется, почему россияне так зависели от водного транспорта. До второй половины XIX в. подавляющая часть товаров перевозилась на судах и на баржах» (Пайпс Р. Указ. соч. С.15—Г6).
Огромные пространства, заселенные кочевниками и полукочевниками, продолжали сохранять свой традиционный уклад. Но возникали очаги другого типа: города, остроги, фактории, которые становились источниками разрушительного влияния на природные сообщества. По словам Хэлфорда Дж. Маккиндера, «пока “морские” народы Западной Европы заполняли поверхность океана своими судами, направляющимися в отделенные земли, и тем или иным образом облагали данью жителей океанического побережья Азии, Россия организовала казаков и, выйдя из своих северных лесов, взяла под контроль степь, выставив собственных кочевников против кочевников-татар. Эпоха Тюдоров, увидевшая экспансию Западной Европы на морских просторах, лицезрела и то, как Русское государство продвигалось от Москвы в сторону Сибири. Бросок всадников через всю Азию на восток был событием, в той же самой мере чреватым политическими последствиями, как и преодоление мыса Доброй Надежды, хотя оба эти события долгое время не соотносили друг с другом». «Тевтонцы цивилизовались и приняли христианство от римлян, славяне же – от греков». (противостояние греков и римлян, суша и море).
Слабая заселенность земель Восточно-Европейской равнины и Сибири, наличие обширных земельных резервов → благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации → государство и эксплуататорские слои общества усиливают контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в (прибавочном продукте, тем более жестким становился этот контроль, приведя в XVII в. к закрепощению значительной массы русского крестьянства.
В XVII в. внешняя экспансия Московского государства несколько спала. Смута показала, что возможности развития на основе восточной парадигмы оказались довольно быстро исчерпанными. Восстановившееся после гражданской войны государство решало текущие задачи: продолжалось продвижение в Сибирь, решались проблемы, связанные с вытеснением Речи Посполитой и Швеции с российских территорий, предпринимались попытки ослабить эти государства и получить геополитический выигрыш. Наиболее плодотворными являлись дипломатические методы решения международных вопросов, а не военные. Если бы не были предприняты кардинальные изменения в общественной организации, государство, скорее всего, стало бы слабеть, терять территории, а, возможно, стало бы добычей более сильных государств (как произошло со многими когда-то мощными империями подобного типа).
Особый разговор о вхождении Украины в состав России. С XV в. шли войны России с Великим княжеством Литовским за "киевское наследство" – территории Киевского государства. Объявив во времена Ивана III Московское государство наследницей Киевского государства, Москва считала крупные города Минск, Полоцк, Витебск, Смоленск и другие захваченными Литвой и ставила своей целью их "возвращение". Однако русские территории в составе Литвы оказывали сопротивление, они, как формулируют документы, защищали свою "старину", то есть свой тип развития, тот объем прав и привилегий, которые были получены от литовских великих князей и систематически ими подтверждались. Даже близкий к Москве Смоленск долгое время не удавалось включить в состав России, он не однажды переходил из рук в руки.
Что было характерно для Литвы того времени? На территории Великого княжества Литовского была распространена частная собственность на землю и не только крупная. Существовали частные крестьянские хозяйства, состоящие из нескольких семей. Земельная площадь таких хозяйств колебалась от нескольких десятков гектаров до нескольких сотен. В Литве было много городов, которые были крупными по тем временам торговыми и ремесленными центрами. В городах был значительный слой собственников: землевладельцы – мещане, торговцы, ростовщики, владельцы мастерских и т.п. Община разрушалась, утверждался индивидуализм. Таким образом в Литве утверждался постепенно прогрессивный тип, развития.
Литва после принятия католичества тяготела к Польше, имела с ней прочные связи. В 1569 г. была заключена Люблинская уния, в соответствии с которой было образовано польско-литовское государство – Речь Посполитая. Украинские земли, в отличие от Белоруссии, были выделены из Литвы и включены в состав так называемых коронных земель Речи Посполитой. В конце XVI – начале XVII в. земли южнее линии Киев–Винница, на которых жили украинские казаки, были также включены в состав Речи Посполитой. В 1572 г. часть украинских казаков была зачислена на государственную службу. В результате украинские земли оказались под напоров полонизации и католизации, потеряли ряд прав и оказались людьми второго сорта. Польская аристократия сосредотачивала в свои руках крупные владения в украинских землях. В некоторых крупных городах, например, во Львове, украинцев ограничивали в праве торговли, в праве участвовать в городском суде и самоуправлении. Официальным языком на Украине стал польский.
Польша активно стремилась продвинуть на Украину католичество. Католическая пропаганда, возглавляемая орденом иезуитов, имела успех среди собственников, особенно крупных. Многие в правобережной Украине приняли католичество, но большинство населения, особенно в левобережной Украине, оставалось привержено православию. Защита православной духовной основы стала важной чертой разворачивающегося национально-освободительного движения. Наступление католичества, полонизация заставляли искать связей и защиты со стороны православной России. Давление Польши приводило к уходу в Россию казаков, мещан, крестьян. Уже в начале XVII в. ощутимо проявляется протест украинцев против своего неравноправного положения. Польский сейм неоднократно упоминал в своих постановлениях "украинское своеволие", "разбой и злодейство украинные". Лидерами украинского национально-освободительного движения стало казачество. Еще в XVI в. за днепровскими порогами образовались казачьи поселения – Запорожская Сечь. Любопытно: в Сечь принимали любого, не спрашивая, кто он и чем занимается, но при условии: не быть католиком, евреем или женщиной. Здесь было царство православных мужчин, которые жили суровой военной жизнью. Чтобы поддерживать боевой дух, использовали наказание. За привод женщин в Сечь предавали казни. Сюда бежали люди из Речи Посполитой, из Российского государства. Именно казачество выступило главной военной силой в борьбе против полонизации Украины. В середине XVII в. национально-освободительное движение украинцев приобрело большой размах. Казаков возглавил Зиновий Хмельницкий, прозванный в народе Богданом – богом данным. Казаков поддержало крестьянство. Возникла возможность создать украинскую государственность. Территория Украины, подконтрольная казачеству, стало базой государственной консолидации на принципах военной демократии. Население было разделено на полки, сотни, во главе стояли полковники, сотники. Гетмана Хмельницкого признавали турецкий султан, молдавский и валашский господари, крымский хан. Московский царь Алексей Михайлович поздравлял его с победами.