Смекни!
smekni.com

Искусство Древней Греции (стр. 7 из 7)

Стодвадцатиметровый скульптурный фриз окаймлял цоколь беломраморного алтаря с легкими ионическими колоннами и широкими ступенями, подымавшимися посередине огромного сооружения в форме буквы П. это переплетение эллинского идеала гармонической со­вершенной формы, передающей видимый мир в его величавой красоте, идеала человека, осознавшего себя увенчанием при­роды, с совсем иным мироощущением, которое мы распознаем и в росписях палеолитических пещер, навеки запечатлевших грозную бычью силу, и в неразгаданных ликах каменных идо­лов Двуречья, и в скифских «звериных» бляхах, находит, быть может, впервые такое цельное, органическое воплощение в тра­гических образах Пергамского алтаря.

Эти образы не утешают, как образы Парфенона, но в последующих веках их мятущийся пафос будет созвучен мно­гим высочайшим творениям искусства . К концу I в. до н. э. Рим утверждает свое владычество в эллинистическом мире. Но трудно обозначить, даже условно, конечную грань эллинизма — как во времени, так и в простран­стве. Во всяком случае, в его воздействии на культуру других народов. Рим воспринял по-своему культуру Эллады, сам ока­зался эллинизированным.

Сияние Эллады не померкло при римской власти, не угасло и после падения Рима.

В области искусства для Ближнего Востока, особенно для Византии, наследие античности было во многом греческим, а не римским. Но и это не все. Дух Эллады светится в древнерусской живописи. И этот дух озаряет на Западе вели­кую эпоху Возрождения, названную так именно потому, что в ту пору возродился идеал гуманизма и красоты, некогда на­шедший свое высшее воплощение в Афинском Акрополе.

И так же трудно определить географические границы элли­низма. Ибо влияние эллинизма распространялось не только не­посредственно из таких коренных эллинистических очагов, как сама Греция и заморские греческие поселения, птолемеевский Египет, Малая Азия, Двуречье, но и через Рим, либо. от одной культуры к другой на периферии античного мира.

Несколько лет назад грузинские археологи открыли близ села Вани (в западной Грузии) городские ворота с полукруг­лой башней, небольшой античный храм с алтарем и остатки святилища, воздвигнутого во II в. до н. э. В развалинах его мозаичного пола были найдены десятки амфор и большой бронзовый сосуд с рельефными фигурками гре­ческих божеств, увенчанный бронзовой статуэткой богини Ники. Все это — пре­красные изделия мастеров эллинистичес­кой поры, ярко свидетельствующие о про­никновении эллинизма в Грузию, запад­ную часть которой греки называли Кол­хидой.

Ведь туда, согласно сказанию, еще до Троянской войны отправлялись знамени­тые аргонавты (греческие мифологические герои, плывшие на корабле «Арго») за зо­лотым руном.

Много памятников искусства больших и малых форм оставил эллинизм в Северном Причерноморье, где в греческих городах процветала эллинистическая культура, в тесном об­щении как со всем остальным античным миром, так и с сосед­ним, варварским, проникавшим и в сами эти города. Случайно найденная незадолго до войны в Анапе при установке столба линии электропередач очень выразительная мраморная статуя бородатого мужчины (Москва, Музей изобразительных ис­кусств им. А. С. Пушкина)'дает наглядное представление о пе­реплетении этих миров. Это статуя местного правителя II в. уже нашей эры. Он в греческом плаще, но на шее у него мас­сивный варварский обруч — гривна со звериной головой посе­редине. Статуя прекрасной работы, не уступающей лучшим об­разцам тогдашней эллинистической скульптуры. Но плоскост­ное построение фигуры явно не созвучно этим образцам.

...Походы Александра Македонского далеко продвинули на восток эллинистическую культуру.

Дело, начатое в крови победоносными армиями Александра Македонского, было завершено более мирно торговыми карава­нами на «Дороге шелка», издревле соединявшей страны Евро­пы со Средней Азией и дальше с Индией и Китаем (где шелко­водство существовало уже за четыре тысячи лет до нашей эры). Культурные миры Эллады, Скифии, Ирана, Индии и Ки­тая встретились друг с другом. Эллада передала всем частицу своего художественного идеала. А какие-то черты греко-буд­дийского искусства обогатили (через Китай) даже Японию и Индокитай.

Подлинно универсальным и неугасимым оказался огонь, некогда зажженный в великом святилище красоты Афинского Акрополя.

«Великие люди Греции и Рима имеют в себе ту поражаю­щую, пластическую, художественную красоту, которая навек отпечатлевается в юной душе. Оттого-то эти величественные тени Фемистокла, Перикла, Александра провожают нас через всю жизнь, так, как их самих провожали величественные обра­зы Зевса, Аполлона. В Греции все было так проникнуто изящ­ным, что самые великие люди ее похожи на художественные произведения. Не напоминают ли они собою, например, свет­лый мир греческого зодчества? Та же ясность, гармония, про­стота, юношество, благодарное небо, чистая детская совесть;

даже черты лица Плутарховых героев так же дивно изящны, открыты, исполнены мысли, как фронтоны и портики Парфе­нона. Самое триединое зодчество Греции имеет параллель с ге­роями ее трех эпох; так изящное тесно спаяно было у них с их жизнию. Гомерические герои — не дорические ли это колонны, твердые, безыскусные? Герои персидских войн и пелопонесской не сродни ли ионическому стилю, так, как Алкивиад из­неженный — тонкой, кудрявой коринфской колонне? Пусть же встречают эти высоко изящные статуи юношу при первом ша­ге его в область создания...»

Древний мир — чувственный, художественный, все прини­мавший с легкостью и с юношескою улыбкою, везде пробивал­ся к мысли и нигде не мог отрешиться от непосредственности... Его наука была поэма, его художество было религией, его по­нятие о человеке не разделялось с понятием гражданина, его республика поддерживалась страшно задавленной кариатидой невольничества, его нравственность состояла из юридических обязанностей, он уважал в согражданине монополию, привиле­гию, а не человеческую личность его. Юношеский мир этот был увлекательно прекрасен и с тем вместе непростительно легко­мыслен; философствуя, он отталкивал важнейшие вопросы, потому что они не так легко разрешались, или удовлетворялся легкими решениями их; утопая в роскоши и наслаждениях, он не думал о темном подвале, в котором стонут в колодках ра­бы.

Список литературы:

1) Краткая худ. энциклопедия “Искусство стран и народов мира”. М; “Советская энциклопедия” 1962г.

2) История Древней Греции – учебник, М; “Высшая школа”, 1972г

3) Куманецкий К., История культуры Древней Греции и Рима, М; 1998г

4) Любимов Л., Искусство Древнего мира, М; ”Просвещение”, 1980г