Торквемада был монахом доминиканского монастыря, отличавшимся суровостью и аскетизмом. Со временем он становится духовником королевы ее супруга. Он втайне способствовал учреждению инквизиции, а в 1483 г. стал Генеральным инквизитором Кастилии.
В отличие от средневековой, Испанская инквизиция больше зависела от королевской власти, чем от папства, и получила широчайшие возможности главного защитника христианской веры, позволяя ей вмешиваться практически во все сферы жизни. Торквемада задумал набросить на всю страну густую сеть инквизиционных судилищ.
После упорного сопротивления дворянства в 1484 г. было дано согласие на создание трибуналов в Арагоне. Но богатые «конверсо» все равно сопротивлялись и устраивали тайные покушения на инквизиторов после первого процесса. К этому времени «фабрики смерти» охватили всю Испанию.
Жестокие порядки
За короткий срок инквизиция превратилась в совершенную модель административной пирамиды, приспособленную для управления всей страной. В 1484 г. Торквемада составил «Инструкции», которые превратились в свод законов инквизиции. Согласно ему Генеральный инквизитор руководил деятельность всех трибуналов. В распоряжение совета поступали все штрафы и конфискованное имущество, треть которых уходило в казну государства, а все остальное составляло бюджет инквизиции. Все ее служители должны были обладать «чистой кровью». Была также разработана подробнейшая иерархия должностей и ответственных лиц. Большой частью являлись внештатные работники, т.е. доносчики, которые публично демонстрировали свою близость к Священному трибуналу.
Для того чтобы привлечь кого-либо к ответственности, разумеется, требовались основания. Таким основанием в делах веры служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам. Наоборот, тот, кто откликался в установленный срок на призыв инквизитором и сообщал ему сведения о еретиках получал награду. В той же проповеди инквизитор объяснял верующим отличительные черты различных ересей, признаки, по которым можно обнаружить еретиков, хитрости, на которые последние пускались, чтобы усыпить бдительность последователей, наконец, способ или формы доноса. Печальная слава, сопутствовавшая инквизиции, создала среди населения атмосферу страха, террора и неуверенности, порождавшей волну доносов, подавляющее большинство которых было основано на вымыслах или нелепых и смехотворных подозрениях. Люди спешили «исповедаться» перед инквизитором в надежде в первую очередь оградить себя от обвинений в ереси. Особенно старались доносчики, действовавшие из корыстных побуждений, в надежде получить за выдачу еретиков часть их состояния.
Наряду с этими источниками был ещё один, питавший «делами» ненасытные чрево «священного» трибунала, а именно: художественные, философские, политические и другие произведения, в которых высказывались «крамольные» мысли и идеи. Несоответствие этих произведений принципам католической ортодоксальности служило более чем достаточным основанием для привлечения их авторов к судебной ответственности.
Самым ценным, самым желанным способом заполучить еретика считалось не обнаружить его с помощью третьих лиц, а заставить его самого добровольно явиться в инквизицию и покаяться, отречься от своих заблуждений, осудить их и в доказательство своей искренности выдать всех ему известных единоверцев, сторонников и друзей.
Были организованы «периоды милосердия», которые по своей сути являлись ловушками для еретиков. Главная особенность судопроизводства состояла в секретности всех этапов, например, обвиняемый не мог знать имен доносчиков. От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В качестве наказания применялся интердикт, отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные держались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.
Обычно от ареста до приговора проходило около трех лет, и подсудимый был психологически подготовлен признать свою вину, если же он «упорствовал», то он отправлялся в комнату пыток. Согласно инструкции он мог подвергнуться пытке лишь единожды. Чаще всего применялось три вида истязаний: оборотами веревки, водой и дыбой. Все наказания делились на две категории: для «примирившихся» и для «упорствующих». Для первой категории существовали три типа наказаний: духовные, физические и материальные. Для второй категории было единственное наказание – смерть через сожжение, которое призвано было устрашить народ. В первые полстолетия, инквизиторы приговаривали к смерти 40% всех судимых. В случае если еретик умирал до суда или успевал скрываться, то сжигали его труп или чучело заочно – «в изображении».
Все приговоры объявлялись на аутодафе, зрелище призванное устрашить тысячи зрителей. О предстоящей процессии извещали весь город. С самого утра дня казни, совершались тщательные приготовления и утраивались внушающие декорации на площади. В 7 утра обычно начиналось аутодафе. По площади продвигалась процессия из монахов солдат и осужденных, которые представали в «санбенито», одежде символизирующей степень их вины. Судимые шли в порядке усиления их вины по категориям. Затем церковь формально передавала каждого осужденного светским властям, которые оглашали приговор. Потом еретиков осужденных на смерть уводили за город и сжигали. В последствии их санбенито вывешивали на городских стенах, как символ позора.
Гонения
В 1492 г. был подписан указ об изгнании евреев из всех владений испанских государей. Этот указ для евреев был совершенно неожидан. Вследствие этого число новообращенных христиан в 2-3 раза превысило число правоверных евреев. На протяжении всего XV в. принимались меры делающие жизнь испанских евреев невозможной. Местные власти старались исключить возможность контакта евреев с христианами. В 80-х годах стало особенно заметно сокращение числа правоверных евреев в Испании, а казна тем временем очень хорошо поживилась с налогов налагаемых на еврейские семьи. С появлением инквизиции гонения усилились. Все эти меры имели психологическое значение нагнетания в стране напряженности и ненависти к иудейскому народу.
Решение об изгнании евреев было связано с деятельностью инквизиции и влиянием на королевских особ Генерального инквизитора Торквемады. Кроме того, антисемитские настроения в массах, выработанные многолетними проповедями, повлияли на принятие этого решения. Но решающее значение для появления указа имели интересы абсолютистского государства к всеобщему соединению под единой религией. Это объясняет еще и то, что указ появился сразу после падения Гранады, что играло немалую роль в формировании единого государства.
Большинство оставшихся евреев предпочитали изгнание насильному крещению, вопреки ожиданиям власти. «По закону» им разрешалось за 2-3 месяца продать свое имущество, но местные власти нередко нарушали это «закон» и конфисковали его.
Огромные движения невольных еврейских масс происходило по испанским дорогам по направлению к гаваням. Но путь был настолько тяжел из-за постоянных грабежей и обманов, что многие предпочитали вернуться в Испанию и принять христианство. Обобщая мнения разных историков можно предположить, что количество людей в этом движении было около 100000.
По существу можно сказать, что был принесен в жертву целый народ, ни в чем не повинный и подвергшийся геноциду только за то, что отказался отречься от веры своих предков.
Арабы
На протяжении многих столетий сосуществования арабов и испанцев-христиан на Иберийском полуострове возникло несколько районов компактного проживания мавров. Это Арагон, Каталония и Валенсианское королевство, здесь арабы составляли треть населения. Другим центром являлась Гранада, где даже после захвата в 1492 г. арабы составляли больше половины населения. В остальных местах арабское население составляло небольшую долю, и большая часть этих арабов относились к морискам, т.е. крещеным.
После изгнания евреев стали применяться меры для принятия маврами христианства, противоречащие условиям арабской капитуляции, которые переросли в массовое и насильственное крещение. В 1502 г. был опубликован декрет, который ставил арабов перед выбором крещения или изгнания. В 1527 г. считалось, что ислам официально изгнан из Испании, но что крещение было для многих из мавров не вполне добровольным, и некоторые мориски не слишком сведущи в вопросах Святой веры. Против неблаговерных морисков избрали испытанное оружие инквизиционных преследований. В 1526 г. в Гранаде был учрежден инквизиционный суд. В это время начинается ограничение прав морисков, и ведется политика внедрения «старых христиан» в поселения морисков, порождающая вражду и нетерпимость.
Испания, ведя войну против протестантизма в Европе, начинает войну с гугенотами. По слухам, мориски обвинялись в тайном сговоре с ними. Также их обвиняли в сотрудничестве с враждебными Турками, нанесшими серьезное поражение Испании. Права томившихся в ожидании морисков все сильнее сужались королевскими указами. Инквизиция в Гранаде сжигала 80% всех осужденных морисков. С их стороны были предприняты слабые попытки восстания. В кровавых побоищах мориски сходились с испанскими войсками. Для остановки сопротивление были приняты меры для переселения арабов на Север. Оставляя при этом большие обезлюдевшие территории. В новых местах обитания арабов усиливается инквизиция.