Под страхом готовившегося крупномасштабного восстания всех врагов Испании Филипп III в 1609 г. решает осуществить поэтапное изгнание морисков. В течение 5-6 лет было изгнано приблизительно 275000 человек, и страна лишилась массы искусных ремесленников.
Ведьмы
В XVI-XVII вв. Европу поразило безумие, связанное с вымыслами о ведьмах, колдунах и т. д. Эти люди отличались обычно от других своими способностями и знаниями. За это их подозревали в связи с сатаной. Ведьмы и ведуны заняли среди них почетное место в средние века. Слово «ведьма» и на русском и на английском (witch) образуется от слов «ведь»(«wit») означавших знание и разум. Все деяния ведьм рассматривались как зловредительство, а так же им приписывали невероятные возможности, такие как летать, превращаться в диких животных и др. Но сначала ведьмы считались грешницами «не по злому умыслу», а с XII-XIII вв. их обвиняют в добровольном пакте с дьяволом.
Суды над ведьмами постепенно переходят в ведение церкви, а затем папской инквизиции. Ужесточаются наказания, ведьм все чаще отправляют на костер. Стала появляться литература на тему ведьм, в том числе «Молот ведьм» (1487), и буллы как священные уставы, в их числе знаменитая Булла «Summis desiderantes». «Молот ведьм» собрал в себя все народные предания, и стал наставлением для инквизиторов Европы.
Ведьмы описываются уродливыми старухами, чья деятельность обычно направлена на силы природы, когда же изображаются они молодыми девушками, соблазняющими мужчин. Все народные выдумки о полетах и обращениях ведьм стали достоянием богословских сочинений и протоколов инквизиционных трибуналов. Практически все данные известные о ведьмах на сегодняшний день взяты из двух источников. Самый главный источник это показания самих ведьм на пытках. Осужденные, надеявшиеся на снисхождение, готовы были признаться в чем угодно, тем более что нередко они и сами верили в эти истории под психологическим прессингом инквизиции. Другие данные, дошедшие до нашего времени основаны на искусстве тех времен.
Заключая пакт с демоном, ведьмы отрекались от христианской церкви, дьявол оставлял на ее теле какой-либо знак, и женщина становилась полноправным членом дьявольского общества. Также известны конкретные даты массовых сборищ ведьм, так называемых шабашей, и очень подробные описания полета на метле и рецепты мазей для этих полетов, которые состояли в основном из наркотических веществ, что многое объясняет. Очень красочно устами ведьм описываются сами шабаши, которые состояли из танцев, трапезы и пародию на католическое богослужение.
Охота на ведьм в Европе поднимала в народе злобу, ненависть и страх. Она совпадала с эпохой Возрождения и выражала в себе противодействие сил прогресса и старых мировоззрений, этот факт объясняет еще и то, что по всей Европе завязались кровопролитные войны представителей разных направлений христианства за свою религию. И ведьмы служили «камнем преткновения» этих взаимоборствующих сил, на который можно было свалить всю вину. Охота на ведьм была коллективным безумием, казнившим за каждую мелочь. В течение 2 с лишним столетий эта эпидемия охватывала все страны Европы, и за это время было осуждено в среднем 200000 человек. Закончилась эта стихия тогда, когда в ведомстве стали обвинять членов семьи правительства.
Удивительно, что во время этой лихорадки Испания и ее инквизиция скромнее всего себя проявили, дело в том, что у них в то время были более существенные враги, такие как евреи, мориски и протестанты. Но все же казни по этому делу были жестокие и достаточно массовые. Очаги охоты возникали достаточно локально и в основном около французских границ, и инквизиция не брала на себя всю ответственность за них. Происходили эти казни на протяжении XVI века. Некоторые даже умудрялись прилично зарабатывать на поимке ведьм. В XVII охота на ведьм приобретает политическое значение, достигая своего апогея, и потухает в начале эпохи Просвещения.
Заключение
Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени – таков общий итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв – участники народных еретических движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы, философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители, противники папства и феодальных порядков. Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, торжествовал разум, возникала надежда на социальную справедливость. Имена Жанны д'Арк Джордано Бруно стали символом верности патриотическому долгу и научным убеждениям.
В борьбе за всемерное укрепление авторитета церкви и папской власти придавалось особое значение искоренению ереси. В 1203 г. принимались меры для истребления Альбигойской ереси на юге Франции. Позже с этой же целью были организованы крестовые походы на северофранцузских рыцарей («альбигойские войны», 1209-1229). Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор 1215г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. Собор возложил на церковь ответственность за преследование инакомыслящих. В XIII веке инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и Португальцы ввели их в своих американских владениях. Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от папы.
Дело инквизиции было передано орденам нищенствующих монахов – доминиканцам и францисканцам. Инквизиционный суд не подлежал контролю, следствие велось тайно, произвольно, с применением жестоких, изощренных пыток. Широко использовались доносы и лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанность верующих и щедро вознаграждался из имущества осужденных. Имена свидетелей, а ими могли быть взрослые и малые дети, друзья и враги, верующие и еретики, убийцы и клятвопреступники, также оставались в тайне. Содержание научных и литературных произведений становилось источником обвинений их авторов. От суда инквизиции не спасали социальное положение, пол, возраст и даже смерть. Осуждение распространялось на родственников и на потомков в трех поколениях.
От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В качестве наказания применялся интердикт, отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные держались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.
«Упорствующих в ереси» инквизиционный трибунал отлучал от церкви и «отпускал на волю», т.е. передавал в руки светской власти для «наказания по заслугам», что обычно означало сожжение на костре.
Казни предшествовал мучительный ритуал аутодафе. Он включал многолюдные шествия горожан, организованные и возглавляемые членами инквизиционного трибунала, подготовка узника к экзекуции, пение траурных церковных гимнов и траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение заключенного в позорные одежды (санбенито). Завершалось аутодафе публичным сожжением еретика на костре.
Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд Кастильский учредил так называемую новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе против всех инакомыслящих. Кроме еретиков, врагов церкви и короля она преследовала марранов и морисков (принявших христианство евреев и мусульман).
В течение веков менялась конкретная направленность деятельности инквизиционных трибуналов, но оставалась неизменной ее реакционная сущность. В XIII-XVII вв. – сторонников реформации и гуманизма, свободомыслия представлявших раннебуржуазную идеологию; в XVIII в. – носителей идей Просвещения и Великой Французской революции 1789-1799 гг.
Против изуверств инквизиции были направлены массовые народные движения XIII в. Ограничению ее деятельности способствовало укрепление королевской власти в ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения. Инквизиция была отменена в протестантских странах в 16 в., во Франции в 1789 г., в Португалии в 1820 г., в Испании в 1834 г., в американских владениях Испании и Португалии в ходе борьбы за независимость (1810-1826).
Дольше всего существовал верховный инквизиционный трибунал в Риме (папская инквизиция), учрежденный папой Павлом III в 1542 г. как оружие контрреформации. После ликвидации в 1870 г. светского государства пап она действовала только методами церковного наказания и церковной цензуры. Как Конгрегация священной канцелярии папская инквизиция существовала до 1965г. Затем в ходе реформы в Ватикане, проведенной папой Павлом VI, была преобразована в Конгрегацию по вопросам вероучения, которая официально призвана оберегать чистоту католической доктрины. На деле же унаследовала прежние задачи, но решает их иными методами, в частности подвергает публичному осуждению неортодоксально мыслящих священников и рядовых католиков за их убеждения и практические действия. Протестантская и православная церковь в борьбе против инакомыслящих также прибегала к методам инквизиции, но они не нашли там широкого распространения.
На мой взгляд, ответом на поставленный в начале вопрос, является то, что на протяжении многих веков в разных странах и формальных вероисповеданиях постоянно и по сей день, действуют силы, предстающие иногда в облике правящего элемента, управляющие мыслями и поступками маргинальных масс, свято верующих в мотивы этого управления (в данном случае это – религия), и оправдывающих собственные поступки, которые в свою очередь стимулируют эти силы своими экономическими и политическими результатами…
Список используемой литературы.
1. «История инквизиции», Джон. Д. Стокдейл, 1810г.
2. «Критическая история инквизиции в Испании», Хуан-Антонио Льоренте, 1817г.
3. «История инквизиции в Испании», Генри Чарльз Ли, 1906-1907 гг.
4. «История инквизиции (XIII-XX вв.)», И.Р. Григулевич, 1970г.
5. «Святая инквизиция», Самуил Горациевич Лозинский, 1927г.
6. «Испанская инквизиция. Палачи и жертвы», Захар Исаакович Плавский, 2000г.
7. «Критическая история испанской инквизиции», Х.Ф.Льоренте, 1936г.
8. «Энциклопедический словарь», Бр. Гранатъ и К, изд. 7, т. 22, 1913 г., ст. 24-28.
9. «История папства», Самуил Горациевич Лозинский, 1934г.