Сложись судьба названных ученых по-другому, отечественная радиохимия сумела бы раньше наверстать упущенное. В действительности ее подлинное становление произошло в середине 20-хгг. благодаря, главным образом, И.Я.Башилову и В.Г.Хлопину.
Прогрессу химических исследований в первые годы ХХв. способствовал рост обмена информацией. Это было связано не только с заметным увеличением публикаций (в том числе и в зарубежных журналах), но и с проведением представительных собраний отечественных ученых, каковыми являлись Менделеевские съезды.
В начале столетия отечественная химия потеряла многих выдающихся ученых - В.В.Марковникова, М.И. Коновалова, А.Л.Потылицина, Е.Е.Вагнера, Ф.Ф.Бейльштейна. В январе 1907г. почти одновременно ушли из жизни Д.И.Менделеев и Н.А.Меншуткин. Особенно остро ощущалась потеря Менделеева, на протяжении многих лет возглавлявшего "русскую химическую дружину".
Русское физико-химическое общество в марте 1907г. решило созвать специальный Менделеевский съезд, посвященный памяти ученого. Съезд состоялся в Петербурге в последней декаде декабря. На нем председательствовал старейший отечественный химик 80-летний Н.Н.Бекетов.
Пожалуй, впервые многогранная деятельность Менделеева получила столь широкое освещение. Его друг и коллега В.Е.Тищенко рассказал о жизненном пути ученого (кстати, Тищенко вместе с Н.Н.Младенцевым написали его биографию, вторая часть которой была издана только в 1993г.). Бекетов сделал обстоятельный доклад "Значение периодической системы Д.И.Менделеева". Другие делегаты съезда освещали его вклад в изучение растворов, труды по промышленно-экономическим проблемам, деятельность в Главной Палате мер и весов. На съезде работали секции по химии, физике, агрохимии, биологии. Этим как бы подчеркивалась широта интересов Менделеева. Большое внимание привлек доклад "Эволюции вещества в природе", сделанный Н.А.Морозовым, который встречался с Менделеевым за несколько дней до его кончины.
Н.Д.Зелинский, Л.А.Чугаев и И.А.Каблуков внесли предложение учредить специальный институт в память Менделеева. По их замыслу, институт должен был стать центром исследований в области естественных наук, в первую очередь, химии и физики. Химическую и физическую лаборатории предполагалось оснастить на современном уровне. Кроме того, при институте намечалось создать музей по истории отечественной химии и физики и, в частности, собрать в нем приборы, которыми пользовался Менделеев, его публикации, рукописи и эпистолярное наследие ученого. Возможно, эта идея реализовалась бы (уже начался активный сбор пожертвований), но этому помешала Первая мировая война. Однако удалось создать музей "Кабинет Д.И.Менделеева" (будущий Музей-архив ученого, который ныне располагается в Петербургском университете).
Кабинет был открыт в декабре 1911г. накануне II Менделеевского съезда. На нем присутствовало более 1000 делегатов из 80 городов. Такой представительный химический форум еще никогда не собирался в России. Но поскольку на нем широко обсуждались и физические проблемы, то Съезд можно было считать и всероссийским собранием физиков. На пленарном заседании выступили выдающийся физик и философ Н.А.Умов с докладом "Характерные черты и задачи современной естественно-научной мысли" и Н.А.Морозов — "Эволюция миров с современной астрофизической и геофизической точек зрения". Секции физики и химии проводили объединенные заседания. Тем самым подчеркивалась тесная связь физических и химических наук, которая была одним из основных лейтмотивов творческой деятельности Менделеева.
Из чисто химических докладов нужно отметить выступление М.С.Цвета, посвященное современному состоянию химии хлорофилла и методу адсорбционного хроматографического анализа.
В своем заключительном слове Умов подчеркивал плодотворность "периодического созыва специалистов по химии, физике и близким им отраслей естествознания", поскольку "широкий кругозор с трудом достигается в одиночку и несравненно легче — коллективной работой". По существу, почти все последующие Менделеевские съезды (третий состоялся уже после революции в 1922г.) в той или иной степени выходили за рамки одной только химии.
На Менделеевских съездах обсуждались и вопросы преподавания химии. Но особенно примечательным событием стал I Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии, состоявшийся в январе 1914г. Подобного рода собраний в России ни раньше, ни впоследствии не проводилось. Докладчиками по химии были видные ученые, среди них Н.С.Курнаков и А.И.Горбов. Они обсуждали важнейшие методологические и понятийные аспекты химической науки, в частности, определения понятий "химия" и "химическое превращение". Распространенная формулировка "химия есть наука о веществах и их превращениях", по мнению выступавших, не вполне соответствовала предмету и задачам химии. Курнаков трактовал сущность химических превращений, опираясь на принципы метода физико-химического анализа. Горбов считал, что общепринятое определение термина "химия" отсутствует и предлагал следующее: "В настоящее время считаются "химическими превращениями" или составляют область "собственно химии" те изменения состояния материи, которые характеризуются появлением фаз, обладающих новыми физическими свойствами, причем эти фазы, отдельно собранные, не превращаются нацело в любую из фаз исходной системы. В этом заключается качественное отличие "химических" превращений от "физических"". Несмотря на некоторую усложненность, горбовское определение позволяло обратить внимание на некоторые существенные моменты, касающиеся более глубокого понимания "содержания" химии на основе представления о фазах.
Первая мировая война существенно повлияла на развитие научных исследований в воюющих странах. Многим, даже наиболее выдающимся ученым пришлось покинуть свои лаборатории и принять участие в работах, находящихся в ведении военных ведомств. Не миновала подобная участь и отечественных исследователей.
Большая ответственность легла на русских химиков. Многие химические продукты, столь необходимые для армии (взрывчатые вещества, лекарства, некоторые виды топлива), прежде в России либо вообще отсутствовали, либо производились в недостаточных количествах. Устранение дефицита требовало неотложных и решительных мер.
С этой целью был учрежден (2 октября 1915г.) специальный Военно-химический комитет, чтобы "объединить усилия русских химиков для совместной и планомерной работы по вопросам, связанным с нуждами государственной обороны". Его председателем стал Н.С.Курнаков, а в состав вошли такие видные ученые, как В.Н.Ипатьев, Л.А.Чугаев, А.Е.Фаворский, В.Е.Тищенко и ряд других. Организационная деятельность комитета оказалась плодотворной, и год спустя Курнаков мог с удовлетворением заметить: "Сила химического сопротивления страны... значительно возросла".
Был организован также (в апреле 1916г.) Химический комитет при главном артиллерийском управлении во главе с Ипатьевым. О масштабах деятельности Комитета говорили названия его отделов: взрывчатых веществ, удушающих средств, зажигательных средств и огнеметов, кислотный и противогазовый. Каждый из членов Комитета отвечал за определенный круг проблем. Так, Ипатьев контролировал производство взрывчатых веществ и горюче-смазочных материалов. Чичибабин ведал получением алкалоидов и аминосоединений, необходимых для изготовления лекарственных препаратов. Е.И.Орлов курировал промышленное производство формальдегида из древесного спирта. А.А.Яковкин занимался приготовлением некоторых неорганических веществ (кислот и солей).
Одним из важнейших достижений стало создание войскового противогаза. Образец его сконструировали Н.Д.Зелинский и А.Кумант. Особенностью противогаза было то, что в нем использовался активированный уголь в качестве поглотителя. Зелинский организовал его промышленное производство, что позволило изготовлять противогазы (в то время они были лучшими в мире) в больших количествах.
В годы войны отечественные химики активно работали на заводах, поставлявших все необходимое действующей армии, в том числе такие взрывчатые вещества, как тротил, нитроглицерин и тетрил.