Очень большую роль в жизни древнего славянского общества играли волхвы-друиды, которые передавали те сказания, мифы, «кощуны», ради которых «многы събирающеся к кощюньником».
Все вышесказанное можно отнести и к периоду первого века нашей эры. Волхвы руководили большими и малыми празднествами, игрищами и собраниями, они были хранителями и учителями мудрости (опыта) предков; ведуньи гадали и лечили людей травами; волхвы -кощунники являлись хранителями и рассказчиками устный преданий, своим мастерством и умением превращая их в живые мифические картины прошлого.
Но вот на что хотелось бы обратить внимание. Почепского селище, расположенное в белорусских лесах мы рассматривали как пример обедненной культуры восточных славян лесной зоны периода сарматского ига. Жители поселка - это простые пахари-переселенцы из Среднего Поднепровья, которых разорили сарматы и которых покинула родовая знать и, очевидно, жреческая знать тоже: «коварные» кузнецы, главные «облакогонители», главные волхвы-кощуньики, - цвет культуры восточнославянского общества. На наш взгляд, последнее является важной причиной, повлиявшая на снижение культурного уровня лесных восточных славян.
Немного иная ситуация наблюдалась у восточных славян, оставшихся в Среднем Поднепровье. Хотя найденные здесь археологические материалы и причисляются к зарубинецкой обедненной восточнославянской культуре, все-таки общая картина жизненного уклада крестьян должна была здесь все-таки отличаться в сторону наибольшего благополучия, по сравнению с переселенцами - осваивать новые земли и устанавливать новые социальные контакты всегда труднее. Хотя эта территория и находилась под постоянным прицелом сарматов, можно предположить, исходя из археологических материалов из городища Бабина гора и Трахтемировского городища, что религиозная жизнь в Среднем Поднепровье, можно сказать, бурлила: межплеменные «соборища» с жертвоприношением младенцев - чувствуется рука «умелых» руководителей. Да и с волхвами-кощунниками в этой земле, похоже, было все в порядке: где-то приблизительно в это время возник миф о Бабе-Яге. Первоначальная Баба-Яга скачет по степи во главе девичьего конного войска, что явно связано с «женоуправляемыми сарматами» (племена сарматов находились на стадии матриархата), а дворец ее «тыном огороженный, на каждой тычине - по голове и только на одной головы нет» (она предназначена для головы героя сказки) - людоедство Бабы-Яги - собирательного образа сарматов - напоминает о тысячах жертв и тысячах угнанных в плен мирных славянах-землепашцах. Только рука мастера, а вернее многих мастеров устного творчества могла превратить примитивных и жестоких людей в столь яркий и запоминающийся отрицательный образ, который прожил около 2000 лет. Можно предположить и место жительство этих мастеров слова, где они могли непосредственно сталкиваться и ощущать на себе всю жестокость и отвратительность Бабы-Яги - Среднее Поднепровье. Причем славянам сколотского периода было понятно, кто именно стоял за этим образом: впоследствии Баба-Яга превратилась во враждебный женский дух смерти, который поместили в подземное царство в компанию упырей и других навий [10] и которого боялись и оберегались, принося жертвы и совершая обряды. Так что можно даже говорить о культе Бабы-Яги (Мора-Яги) как о культе женского божества смерти у северо-восточных славян. Здесь мы наблюдаем интереснейший пример того, как чисто мифологическое существо - собирательный образ врага - перешел в разряд культовых существ. Этот пример как нельзя лучше иллюстрирует мифологическую ментальность крестьянской цивилизации.
Итак, мы подошли к концу нашего долгого путешествия в прошлое на 2000 лет назад. Нам удалось очень много узнать о жизни наших предков восточных славян, вернее восточных праславян в начале нашей эры. К сожалению, вся собранная здесь информация имеет косвенный характер, построенный на догадках и предположениях, но тем не менее, принимая во внимание универсальный характер многих религиозных мировоззрений, а также «спящую или длительную» данность крестьянской цивилизации, хочется верить, что мы выбрали правильный путь.
В заключение же хотелось обратить внимание вот на что: хотя мы и приурочили наше исследование к 2000 юбилею христианской религии, вернее даже к юбилею христианского летоисчисления, после всей той информации, которую мы обработали в ходе исследования, невозможно было не заметить огромнейшего влияния языческой (народной : «язык» - народ) культуры на формирование русского христианства. Как мы убедились, очень многие христианские праздники, особенно связанные с поминовением усопших, имеют языческое происхождение. Календарные православные праздники - спасы - имеют те же самые корни, уходящие в языческие традиции, связанные с аграрными празднествами. Русское православное христианство практически «насквозь пропитано» отголосками языческой культуры, и в том его своеобразие и уникальность - религия «верхов», пропитанная традициями «низов», которая в последствии превратилась в народную религию. Все это, естественно, имеет под собой исторические причины: во-первых, христианская религия в ее византийском варианте была принята на Руси с целью упрочнения власти князей и была в прямом смысле «насажена» народу сверху. Но вот что интересно, проповедуя новую религию, князья не забывали старые «дедовские» традиции и продолжали следовать им: веселые шумные карнавальные праздники с волхвами-кощунами, с танцами и застольным разгульем и еще многое что другое. Народ же, вообще, свято чтил традиции предков, хотя формально и «принял» христианство. Такая картина сохранялась долгое время, что, естественно, не могло не найти отражения в самой православной религии как системе: «...религиозно-магическое отношение к языческому комплексу постепенно отступало на второй план, становилось все в большей мере традицией (впрочем, твердо охраняемой от гонений церковников) и во многом переходило в сферу отношений к категориям эстетическим. Происходила (частично еще в XII-XIII вв.) некая «секуляризация» языческого искусства, сочетавшаяся с более утонченным теологическим отношением к прадедовскому язычеству, как религиозной системе...Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, сказках и народном и народном искусстве» (Б.А.Рыбаков, с 782).
70 лет атеизма Советской власти практически не нанесли никакого ущерба православной вере народа как таковой, за исключением варварского уничтожения ее священных атрибутов и церковного аппарата. И главная причина того, что она выжила и осталась жить в душе миллионов русских людей, несмотря на стремление новой власти «выжечь ее каленым железом», на мой взгляд - это то, что русское православие имеет тысячелетние народные (языческие) корни, эти корни настолько прочны и глубоки (они бессознательны), что это, скорее, некая ментальная категория коллективного сознания рода (нации), чем просто вера в божественные силы. Можно сказать, что в силу особых исторических условий, сложившихся в России, православная религия, благодаря своей народности, превратилась в своеобразное коллективное ментальное сознание русских людей, объединяющее их в нечто единое и целое - Род, который имеет свои глубокие исторические корни и «дедовские» традиции. В связи с этим любая попытка лишить народ базовой основы его ментальности преступна, пагубна и, в конечном итоге, обречена на провал. Личность, не ощущающая корней своих - больная личность!
Христианские храмы очень часто строились на священных местах - «красных горках», да и само слово «храм» имеет явно языческое происхождение - «хоромина» - священное место круглой формы внутри поселка (от слова «хоро»- круг), где совершались аграрно-магические обряды (вспомните Почепское святилище). Возрождение храмов - это возрождение святынь, имеющих тысячелетнюю историю, напрямую связанную с историей народа. И хотя Россия сейчас переживает очень нелегкое кризисное время, возрождение храмов и народных христианских традиций, многие из которых никогда и не забывались, возвращение людей в храм - все это говорит о том, что многострадальная «душа русского народа» жива да и никогда не умирала.
Русский народ - это этнос с глубокими тысячелетники корнями, проживающий на одной и той же территории и имеющий метафизическую связь со своей родной землей - землей своих предков, которая в прямом и переносном смысле перепахана их трудолюбивыми руками. Русская ментальность - я не побоюсь этого слова - все-таки крестьянская ментальность. Мы все потомки пахарей-сколотов. Иначе как объяснить стремление миллионов городских жителей получить свой кусочек земли за городом, выстроить там дом своими руками и посадить огород и деревья, собирая ежегодно пусть мизерный и с точки зрения жизненной необходимости не такой уж нужный, но зато - свой - урожай.
[1] Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе «Гуманитарное образование в высшей школе», который проводился Государственным комитетом РФ по высшему образования и Международным фондом «Культурная инициатива» и является составной частью программы «Обновление гуманитарного образования в России».
[2] Милоградская археологическая культура является параллельной Скифской, но более обедненной и географически располагается на лесных территориях Восточной Европы.