Смекни!
smekni.com

Истоки предпринимательской деятельности (стр. 1 из 3)


Госстрой России

Костромской Политехнический Колледж

Отделение: Экономики и бизнеса

Специальность: 0601 (повышенный уровень)

РЕФЕРАТ

На тему:

«Истоки предпринимательской деятельности»

Выполнил: Проверил:

Студентка гр. 2-2Ю Преподаватель

Паникар Ю. Веселова Г.А.

Ветлугина Н.

Николаева Л.

«____» __________2002 «____» __________2002

Кострома 2002


План.

1. Вступление: Истоки предпринимательской деятельности.

2. Семьи генеалогической лестницы (5 групп).

3. Кто такие Морозовы?

4. Великие текстильные фабриканты, благотворители, коллекционеры.

5. Товарищество Никольской Мануфактуры Саввы Морозова.

6. Морозов и Художественный театр.

7. Участие С.Т. Морозова в революционном движении.

8. Увлечение Саввы Морозова личностью, идеей, общественностью.

9. ''Викулычи'' – ветвь Морозовской семьи

10. Вывод.


Вступление.

В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о предпринимательстве, о необходимости усвоения его исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций. В глазах широких слоёв читателей фигуры видных представителей предпринимательского мира России XIX – начала XX в. (Алексеевых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, Щукиных) принимают всё более отчётливые очертания, наполняются конкретным смыслом, вызывают уважение. Восхищают не только их деловая хватка, предприимчивость, размах, но и другие аспекты многогранной деятельности предпринимателей на ниве благотворительности и меценатства. Гораздо хуже изучены глубинные истоки российского предпринимательства, связанные с торговым обменом, ремесленным производством, ростовщичеством и промыслами. Говоря о них, надо подчеркнуть, что далеко не всякую разновидность хозяйственной активности можно назвать в полном смысле слова предпринимательством.

Активная и целенаправленная предпринимательская деятельность чаще всего ассоциируется с возникновением и утверждением капиталистических отношений, хотя отдельные её элементы появились ещё в эпоху господства феодализма, и зарождались они, прежде всего в сфере торговли.


В родословии московского купечества были очень сложная иерархия и весьма своеобразное местничество.

Были семьи, которые всеми считались на вершинах московского купечества; были другие, которые сами считали таковыми, с чем остальные не всегда были несогласны; были такие, которые претендовали на первенство благодаря своему богатству или большой доходности своих предприятий. В старой Москве богатство роли не играло. Почти все семьи, которые надлежит поставить на первом месте в смысле их значения и влияния, были не из тех, которые славились бы своим богатством. Иногда это совпадало, но лишь в тех случаях, когда богатство служило источником для дел широкого благотворения, или создания музеев, клиник или развития театральной деятельности.

Бобрыкин ввёл в обиход термин ''Купеческие династии''. Он сумел хорошо наблюдать действительность и обладал даром дать настоящую характеристику. На самом деле такие династии существовали. Каждая семья жила более или менее замкнуто, окружённая своими друзьями и приближёнными людьми ''разных званий'', а не членами других равноценных династий, и, в общем, говоря, не считалась ни с кем и ни с чем. Жизнь текла в домашнем кругу, никто не искал, чтоб о нём говорили газеты, это было лишь последним пережитком того патриархального уклада, в котором в прежнее время проходила жизнь во всех почти слоях русского общества. В купечестве, может быть, этот уклад сохранился несколько дольше, но это никак нельзя принимать за признак какой-то ''отсталости''.

Весьма интересную попытку установить московскую ''торгово-промышленную табель о рангах'' даёт В.П. Рябушинский.

''В московской пенсионной купеческой иерархии, - говорит он, - на вершине уважения стоял промышленник-фабрикант; потом шёл купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы не дешевы его деньги ни были, и как бы приличен он сам ни был.

В московском купеческом родословии было два с половиной десятка семей, которые нужно поставить на самых верхах генеалогической лестницы. Это были не всегда ''гости'' или ''первостатейные купцы'', или миллионеры. Это были те, которые занимали почётное положение в народнохозяйственной жизни и помнили о своих ближних: помогали страждущим и неимущим и откликались на культурные и просветительные потребности. Все эти семьи можно разделить на несколько категорий.

На первом месте надо поставить пять семей, которые из рода род сохраняли значительное влияние, либо в торговле, либо в промышленности, постоянно участвовали в общественной – профессионально-торговой и городской деятельности и своей жертвенностью или созданием культурно-просветительных учреждений обессмертили свои имя. Это были Морзовы, Бахрушины, Найдёновы, Третьяковы и Щукины.

Во вторую группу нужно отнести семьи, которые также играли выдающуюся роль, но которые к моменту революции сошли с первого плана, либо отсутствием ярких представителей, либо выходом из купеческого клана и переходом в дворянство. Это были семьи Прохоровых, Алексеевых, Шелапутиных, Куманиных, Якунчиковых.

Далее надо поставить семьи, в прошлом занимавшие самые 1ые места, но бывшие либо на ущербе, либо ушедшие в другие области общественной или культурной жизни. Таковыми были семьи Мамонтовых, Боткиных, Мазуриных и Абрикосовых.

Следующую группу составляют семьи, которые в последние годы были более известны общественной деятельностью их представителей, чем своей коммерческой активностью. Это Крестовниковы, Рукавишниковы, Коноваловы.

Наконец семьи, из коих каждая являлась по-своему примечательной: Рябушинские, Швецовы, Второвы и Тарасовы. Одни из них накопляют в своём доме богатые собрания книг и рукописей, другие – не менее богатые коллекции картин и всяких художественных произведений. Одни сами становятся писателями, другие – людьми науки, третьи – художниками и музыкантами, четвёртые заводят типографский станок и печатают, целые библиотеки хороших книг, пятые создают публичные галереи, куда открывают доступ всем желающим и всегда, во всём стоит у них на 1ом месте общественное благо, забота о пользе всему народу.

С именем Морозовых связуется представление о влиянии и расцвете московской купеческой мощи. Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных и ставших различными ветвей, всегда сохраняла значительное влияние и в ходе московской промышленности, и в ряде благотворительных и культурных начинаний. Диапазон культурной деятельности был чрезвычайно велик. Он захватывал и ''Русские ведомости'', и философское московское общество, и Художественный театр, и музей французской живописи, и клиники на Девичьем поле.

Морозовы были одной из немногих московских семей, где уже к началу 20ого века насчитывалось, пять поколений, одинаково активно принимавших участие и в промышленности и в общественности. Были, конечно, проявления и упадка, но, в общем, эта семья сохраняла долго своё руководящее влияние.

Основателем Морозовской семьи был Савва Васильевич Морозов (1770 – 1862), начавший свою деятельность в начале XIX века, после московского пожара, когда сгорел ряд прежних московских фабрик. С этого времени под влиянием благоприятного таможенного тарифа начался подъём в хлопчатобумажной промышленности.

У Саввы Васильевича было пять сыновей: Тимофей, Елисей, Захар, Абрам и Иван. О судьбе последнего известно немного, а первые четыре явились сами или через своих сыновей создателями четырёх главных Морозовских мануфактур и родоначальниками четырёх главных ветвей Морозовского рода. Тимофей был во главе Никольской мануфактуры; Елисей и его сын Викула – мануфактуры Викулы Морозова; Захар – Богородско-глуховской; Абрам – Тверской. Все эти мануфактуры в дальнейшем жили своей отдельной жизнью, и никакого ''Морозовского треста'' не существовало.

Тимофей Саввич был основателем одной из первых Морозовских мануфактур – Никольской, которая была первой русской хлопчатобумажной фабрикой, оборудованной конторой Л.И. Кнопа. Акционерную форму она приняла сравнительно поздно, в 1873 году, и получила название Товарищество Никольской Мануфактуры ''Саввы Морозова сын и К0''. В состав товарищества входили: бумагопрядильная, ткацко-механическая и красильно-отделочная фабрики в Никольском; отбельно-отделочная фабрика (перед Октябрьской революцией фирму возглавлял Сергей Тимофеевич). Это была полная мануфактура, т.е покупавшая хлопок и продававшая готовый товар, зачастую из своих складов непосредственно потребителям. Работали так называемый бельевой и одежный товар, и изделия её славились по всей России и за рубежом – в Азии и на Востоке.

Тимофей Саввич тратил немало средств на разные культурные начинания, в частности на издательство, которое он осуществил с помощью своего зятя, профессора Ф.Г. Карпова.

Жена Тимофея Саввича, Мария Фёдоровна, после его смерти была главою фирмы, и главою многочисленной семьи. Это бала женщина властная, с ясным умом, большим житейским тактом и самостоятельными взглядами. Подлинная глава семьи.

У Тимофея Саввича было два сына и три дочери – Савва и Сергей Тимофеевичи, Анна, Юлия и Александра Тимофеевны. Сергей Тимофеевич дожил до глубокой старости и умер недавно, в эмиграции. Сергею Тимофеевичу принадлежит честь создания в Москве Кустарного музея в Леонтьевском переулке. Он много содействовал развитию кустарного искусства.