Колонизация явилась для европейцев именно тем средством, которое позволило расширить сферу ее влияния и границы. Постепенно все внимание Европы обращается на Восток, который «или спал, или погибал под мертвящим давлением азиатского застоя».¹ Основным стимулом поисков путей в сказочно богатые страны Востока была ненасытная «жажда золота». Развитие европейской торговли вызвало острую потребность в благородных металлах. Добыча их в Европе была ограничена. В то же время за дорогие восточные товары приходилось расплачиваться во многих случаях серебром и золотом, так как ввоз в Европу значительно превышал вывоз, по крайней мере, в ценностном выражении. В золоте нуждались купцы, ростовщики, короли и дворяне. ² « Золото, - по словам Ф.Энгельса, - было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку…». ³
1. Шелгунов Н.В. Соч. Т. 1. СПб., 1895. с. 493.
2. История средних веков. Под. Ред. Н.Ф.Колесницкого. М., 1986г.с.390 – 391.
3. Энгельс Ф.О. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. – Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т.21, с.408.
Первыми в столь сложном мероприятии по освоению новых земель стали Испания и Португалия, закрепившие свои права в 1495 году буллой папы Александра VI.
Начало английским владениям на Атлантическом побережье Северной Америки было положено в 1607 г., когда была основана первая из колоний – Виргиния. Ее основателями были купцы из Лондонской торговой компании. На своих судах компания перевозила в колонию бедняков, запродавших себя временно в долговую кабалу и работавших в колонии под надзором смотрителей компании. За океан из Англии устремлялись пуритане, притесняемые правительством Стюартов, бедняки, искавшие в Новом свете улучшение своей участи. В колониях они попадали в кабалу к купцам и крупным землевладельцам, получившим жалованные грамоты от короля на земли в Америке. Постепенно на Атлантическом побережье из захваченных у индейцев земель образовалось 13 колоний.
На Юге – в Южной Каролине и Джорджии развилось рабовладельческое хозяйство. На плантациях возделывали табак, сахарный тростник, индиго. Характерной чертой плантаторского хозяйства было хищническое использование земель, быстро терявших свое плодородие, после чего плантации переносились на другие места. Эта особенность рабовладельческого хозяйства и погоня за наживой толкали плантаторов к непрерывному расширению территории колоний. Ввоз негров-рабов в колонии начался в первой четверти ХVII века и быстро увеличивался. К середине ХVIII века их было там несколько сот тысяч, а все население 13 колоний составляло около полутора миллионов человек.
В среднеатлантических колониях – Пенсильвании, Нью-Йорке и¹
1. Новая история. Ч.1. М., 1972.с. 63.
Нью-Джерси – возделывалась пшеница. Часть земли принадлежала крупным собственникам-аристократам, сдававшим ее в аренду мелким фермерам, платившим за это ренту. Здесь много было и самостоятельных фермеров. В приморских городах развивались ремесла, судостроение. На Севере – в Новой Англии, охватывавшей колонии Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут и Род-Айленд, ремесленников и мануфактур было еще больше. Значительная часть населения занималась рыбным промыслом и мореходством. Англия и ее владения пользовались монопольным правом торговли с колониями. Обороты этой торговли быстро увеличивались. Из колоний в Англию вывозилось большое количество ценной пушнины, табак, индиго, рыба, лес и железо. Производство железа официально воспрещалось английским правительством, но колонии не считались с этими запретами. В Вест-Индию вывозились хлеб, рыба и другие к товары.
Несмотря на различие в социальных отношениях между отдельными колониями, общей характерной чертой их было быстрое развитие первоначального капиталистического накопления и буржуазных отношений, переплетавшихся с феодальными формами эксплуатации и сочетавшихся с рабовладением на Юге. Причем развитие колоний вовсе не было мирной идиллией.
В основе территориального расширения колоний на Западе лежал захват индейских земель, истребление и вытеснение индейцев в отдаленные районы. Войны с индейцами отличались жестокостью а варварством. Колонисты местами истребляли все индейское население, пытали и сжигали пленных, скальпировали их. В Новой Англии богомольные пуритане не постеснялись установить денежные награды за скальпы с индейцев 0 мужчин, женщин и детей. Купцы за бесценок¹
1. Новая история. Ч.1. М., 1972. с. 63.
выменивали у индейцев дорогие бобровые шкуры и другие меха, спаивали водкой и натравливали индейские племена друг на друга.¹
Вообще, колониализм в истории мировых цивилизаций в основном проходил в состоянии войны для коренного населения, но, тем не менее, Шелгунов почему-то считает, процесс колониализма достаточно мирным. Скорее всего, он не принимал во внимание сведения о жертвах среди основного населения стран или считал, это естественным следствием процесса колонизации.
Переселения в Азию, Америку, Австралию, Африку несли с собой дух авантюризма и ажиотажа, так как показали внезапно-новые возможности Европы в освоении новых территорий, поиска новых средств к обогащению. Колонисты были из разных слоев общества и в совокупности представляли собой достаточно пеструю ленту. Это и купцы, буржуа, аристократы, бежавшие от долгов, и авантюристы.
В ходе Реформации протестантизм, как одно из течений христианства откололся от католицизма ХVI веке. При Эдуарде VI англиканская церковь приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении), но уже с 1553 года, в правление Марии Тюдор, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая была женой испанского короля Филиппа II, в Англии началась католическая реакция. Опираясь на поддержку Испании, королева восстановила католицизм и начала жестоко преследовать протестантов. После ее недолгого правления корона перешла к ее²
1. Новая история. Ч.1. М., 1972.с. 64.
2. История средних веков. Под. Ред. Н.Ф.Колесницкого. М., 1986г.с.474.
младшей сестре – дочери Генриха VIII и Анны Болейн Елизавете (1558-1603). Идя навстречу интересам нового дворянства и
буржуазии, Елизавета восстановила протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1571 году был выработан англиканский символ веры из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами признавался кальвинистский догмат об абсолютном предопределении и о священном писании как единственном источнике веры. Но при этом признавалось и католическое учение о едино-спасающей силе церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденному правительством. Против католиков были изданы суровые законы. А в 1570 году папа издал буллу о низложении Елизаветы, как незаконной королевы и еретички, и отлучил ее от церкви. Папа призвал всех католиков к войне с Англией, а Филипп II снарядил флот, так называемую «Непобедимую армаду». Война Англии с Испанией приняла характер борьбы за национальную независимость. Победу одержала Англия. Однако уже в последние годы царствования Елизаветы проявилось недовольство буржуазии политикой абсолютизма.¹
Оппозиционные настроения английской буржуазии против политики абсолютизма приняли религиозно-церковную форму пуританизма. Пуритане полностью порвали с господствующей англиканской церковью и создали свои церковные общины. К концу ХVI века в английском пуританизме выделились два направления – пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепендентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство).
1. История средних веков. Под. Ред. Н.Ф.Колесницкого. М., 1986г.с.477 – 478.
Пресвитериане стремились установить в Англии единую кальвинистскую церковь, подчиненную синоду. Индепенденты
требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела полное самоуправление; они стремились освободить церковь от опеки короля. Правительство Елизаветы преследовало пуритан. Но число их продолжало возрастать, что свидетельствовало о возрастающих противоречиях между буржуазией и абсолютизмом. ¹ Именно в это время начались более серьезные экспедиции в Америку.
На родине вера пуритан подвергалась гонениям, а вот Америка стала для них землей обетованной. Здесь они нашли возможность реализовать свои религиозные убеждения. Свобода выбора веры исповедания несла с собой свободу социальную и политическую. Переселенцы по своим воззрениям опережали своих современников в Европе, и тем не менее даже здесь в Америке не всегда находили понимание со стороны своих новых соотечественников. Не находя понимания они продвигались дальше, организовывая новые колонии для себя и своих последователей, в ХVII веке это - Роджер Уильямс и Анна Гетчинсон, основавшие при поддержке Англии Род-Эйланд. Именно здесь впервые на американской земле была провозглашена веротерпимость. Хотя в Массачусетсе, например, – вместо уголовного законодательства, колонисты использовали библию, как главный закон, наказывающий за грехи, пьянство (нельзя выпить больше, чем способен выдержать), роскошь (запрет в ношении модных фасонов платьев, длинные волосы и пр.), в совокупности же все эти мелочные запреты определяли степень вмешательства в частную жизнь.
Что же преобразовало старые европейские принципы жизни в
1. История средних веков. Под. Ред. Н.Ф.Колесницкого. М., 1986г.с.478.
новое - чисто американское, ставшее началом и основой будущей американской свободы и демократии? Ответ на этот вопрос, возможно, найден, как считал Николай Васильевич «не материальная сила пуритан играет роль, ибо ее вовсе не было; играл роль тот дух, которым были одушевлены переселенцы…». ¹ Равенство положения среди колонистов предопределило демократизм последующего экономического развития государства, а религиозная нетерпимость в Европе стала предпосылкой создания закона о свободе выбора вероисповедания.