Смекни!
smekni.com

Исторические взгляды Н.В. Шелгунова (стр. 15 из 17)

3. Левин Ш.М. Очерки по истории русской оьщественной мысли. Вторая половина ХIХ – начало ХХ века. Л., 1974. с. 32.

4. Шелгунов Н.В. БСЭ. 3-е изд. М., 1975. Т.29. с. 371.

изложенных в революционных прокламациях 1861 года сделал в своей книге Е.Г. Плимак.¹

В конце 70-80-х гг. отдельные публикации, где специально разбирались бы исторические взгляды Н.В.Шелгунова, в свет не выходили. Отметим, что в серии «Пламенные революционеры» в 1989 году была опубликована его беллетризованная биография, в которой автор, используя архивные материалы, раскрывает сильную натуру Николая Васильевича Шелгунова как революционного публициста.²

В изучении мировоззрения Николая Васильевича сделано немало как в целом, так и с исторической точки зрения в частности. И все же многие его исторические взгляды вне поля зрения ученых. Почему это произошло? Можно указать на следующие причины. Сначала мешала незрелость исторической науки, которая переживала пору своего становления на марксистко-ленинской основе. В дальнейшем Н.В. Шелгунов остался в тени как непрофессиональный историк и преобладала его оценка прежде всего как публициста и литературного критика. И, наконец, возможно, сложился стереотип исследования, в силу которого исторические воззрения Шелгунова могли рассматриваться в русле взглядов ведущих революционеров-демократов. Творческое наследие Н.В. Шелгунова велико и многогранно: около 300 работ по самым разнообразным вопросам истории, философии, педагогики, литературной критики, письма и мемуары.³

В силу цензурных соображений многие статьи Шелгунова написаны эзоповским языком, это затрудняет их разбор, требует вдумчивости от исследователя.

Следует сказать, что указаннное приблизительное количество работ требует

1. Володин А.И., Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Чернышевский или Нечаев? М., 1976. с. 150-153.

2. Тхоржевский С.С. Закон совести. М., 1989.

3. Сунцов Н.С, Экономические взгляды Н,В, Шелгунова. М., 1957. с. 46.

уточнения. По причине тех же цензурных ограничений автор мог писать, пользуясь псевдонимами, поэтому вряд ли сейчас можно считать, что все творческие труды Шелгунова введены в научный оборот.

Источниковой базой дипломной работы послужили наиболее крупные статьи Н.В. Шелгунова по вопросам русской и зарубежной истории, собственные воспоминания автора, его переписка с Н.А. Серно-Соловьевичем, Н.И. Огаревым, а также воспоминания о нем Н.Г. Чернышевского, Н. Русанова и других деятелей революционного движения.

Какие же исторические вопросы волновали как революционера-демократа Н.В. Шелгунова?

Осмысливая и используя в борьбе за преобразование России опыт Европы, Шелгунов написал немало работ по истории ее экономической и политической жизни: «Прошедшее и будущее европейской цивилизации», «Главные моменты в истории Европы», «Европейский Запад», «Исторические очерки», «Недавнее прошлое и общественные барометры», «Фатализм исторического прогресса», «Тюрго», «Макиавелли», «Убыточность незнания», «Социально-экономический фатализм», «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции». Ряд работ посвящен американской истории: «Американские патриоты», «Очерки из истории Северо-Американского союза».

Достаточно много написано Н.В.Шелгуновым по русской истории. В основном это статьи и рецензии, охватывающие вопросы экономики страны и крестьянской реформы, других сторон внутренней жизни, политики – законов, просвещения и печати, быта и нравов, наконец, исторических и историографических проблем.

В первую группу работ входят: «Женское безделие», «Право и свобода», «На коммерческом основании», «Влияние времени», «Ископаемые люди», «Кустарная неурядица», «Из истории русской деревни», «Колонизационное движение и новые формы», «Государственное хозяйство», «Податной вопрос», «Очерки русской жизни». Вопросы этой группы работ по существу отражаются в большинстве произведений Шелгунова. Назовем лишь главные из них «Новый ответ на старый вопрос», «Какой момент жизни мы теперь переживаем», «Светлые и темные явления», «Люди сороковых и шестидесятых годов», «Бессознательный пионер прогресса», «Россия и европейская цивилизация».

Из исторических и историографических работ следует отметить рецензии Шелгунова на работы Н.Флеровского («Экономический прогресс»), С.М. Соловьева («Ученая односторонность»), заметки на «Введение в историю ХIХ века» Г.Гервинуса («Три народности»), статьи «Россия до Петра Первого», «Государственный классицизм» и воспоминания автора об общественной жизни России 60-х гг. ХIХ века – живое свидетельство участника событий «о времени и о себе». В .тих и других работах Шелгунова отражены важные в общественно-политической жизни его эпохи вопросы русской истории: родовые отношения, колонизация земель, борьба с иноземными нашествиями, централизация, крепостничество, допетровская Русь, время Петра Великого, внутренняя и внешняя политика страны, развитие общественной мысли, реформа 1861 года и значение предшествующей ей Крымской войны.

Естественно, его интерес к русской истории, следовательно, и материал высказываний о ней возрастали по мере приближения к своевременности. Вообще о профессиональном интересе Шелгунова к истории свидетельствует глубокое понимание им значения источника как основы для создания исторического труда. В его работах часто встречаются статистические данные, свидетельства иностранцев, особенно по истории допетровской Руси; ссылки на древних и более поздних авторов; летописные сведения, различные грамоты, послания и указы. В рецензиях, разработках, статьях дается оценка историческим деятелям, событиям, эпохам, что и составляет особенность отражения истории в трудах Шелгунова. В связи с этим он критически относился к истории официальной, «улучшенной», которая пропагандировалась представителями дворянской историографии.¹

1. Шелгунов Н.В. Соч. Т.1. СПб.,1895. с. 10.

Исходным же пунктом воззрения Н.В.Шелгунова на исторический процесс является признание его объективных закономерностей.¹ Он признает экономическое начало, хозяйственный интерес движущей силой всех отношений, но все-таки считает знания основным фактором, которому подчинены и политика и экономика. Знания и наука выбвигаются Шелгуновым как главные причины исторических «улучшений».

Предметом исследований в данной дипломной работе являются взгляды Н.В.Шелгунова на проблемы исторического развития России в допетровское и послепетровское («новое») время.

Пречисленные выше источники в целом, достаточный материал для определения места данной проблемы в исторических воззрениях Шелгунова. Проблема исторического пути развития России имела и имеет в настоящее время, не только большое теоретическое, но и практическое значение. Специальных монографий, посвященных Шелгунову как историку пока нет и этот вопрос в исторической науке еще не изучен достаточно. Названные причины и определяют актуальность выбранной темы.

Хронологическими рамками дипломной работы являются годы жизни Н.В.Шелгунова (1824-1891).

В теоретико-методологическую основу исследования данной дипломной работы вошли такие универсальные принципы, как, принцип историзма, принцип системного подхода.

Принцип историзма был впервые введен С.М.Соловьевым и далее более полно сформулирован Павловым-Селиванским, Лениным и другими историками. Этот принцип раскрывает закономерности исторического развития и предполагает смотреть на каждое явление в его исторической динамике, то есть как оно возникало, развивалось и чем стало теперь в настоящий момент. В данном исследовании, на основе этого принципа показана жизнь и деятельность Н.В.Шелгунова, становление его личности и формирование его исторических и педагогических взглядов, а также актуальность а важность его идей в настоящее время. Принцип высшей научной объективности предлагает нам оценивать исторические заслуги персоналии не по тому, что им не было сделано в сравнении с современными требованиями, а по тому, что было сделано им нового в сравнении с его предшественниками.

Огромная заслуга Н.В.Шелгунова состоялся в том, что он никогда не впадал в крайности «западничества» и в принципе смог устранить обе эти крайности.

Принцип системного подхода предполагает рассматривать любое историческое явление как элемент некоторой системы и во взаимосвязи с другими элементами.

Николай Васильевич был представителем демократической исторической мысли 60-70-х годов ХIХ века и его творчество рассматривается, конечно, в рамках развития исторической мысли именно этого периода.

С учетом степени разработанности темы и ее обеспечения соответствующими источниками, в данной дипломной работе ставятся следующие задачи:

1. рассмотреть исторические условия и особенности формирования и развития исторических взглядов Н.В. Шелгунова.

2. проследить взгляды автора по наиболее актуальным проблемам исторического развития России в допетровское и послепетровское время («новое») время, сопоставить, по возможности, его выводы с заключениями других представителей демократического направления в русской историографии.

3. ознакомиться со взглядами автора на Всемирную историю, его оценками Древне Китайской цивилизации и американской модели исторического становления и развития обществ.

Эти задачи определили структуру работы, которая состоит их введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

1. Иллерницкий В.Е. Революционная историческая мысль в России. М., 1974. с. 247.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы можем с уверенностью утверждать, что Николай Васильевич Шелгунов был видным деятелем демократической исторической мысли 60-70-х годов ХIХ века, а также одним из ведущих публицистов в стране. Правомерно ли считать Шелгунова историком? Но мы с вами знаем, что публицист уже в силу своей профессии является историком своего времени.

Исключительно блестящие таланты, рядом с которыми приходилось работать Шелгунову – Чернышевский, Добролюбов, потом Писарев – заслоняли его. И едва ли много найдется людей, которые принимали бы выпавшую им на долю вторую роль с таким спокойным достоинством, с таким искренним и открытым уважением к первым номерам, как Шелгунов.