Казалось бы, Шелгунов должен приветствовать столь решительные меры и связанные с ними надежды на быстрый поворот российской истории. Однако в рассматриваемый период времени взгляды Николая Васильевича претерпели
1. Из искры разгорится пламя. Л., 1989. с. 391.
существенную эволюцию. Жизнь пореформенной России доказывала реальность развития капиталистических отношений и несбыточность надежд о некоем особом крестьянском социализме, которыми питалось народническое мировоззрение. Он хорошо видел ограниченность революционеров народников в понимании путей развития России и в революционных кругах был известен, как «пламенный западник». ¹ По нашему мнению перелом во взглядах Шелгунова произошел в конце 70-х годов, а не в конце 60-х годов, как считал Н.С. Сунцов. Шелгунов ценил народовольцев как людей мужественных, но тактику индивидуального террора не одобрял и его результаты не верил. Видимо, Шелгунов уже понимал, что герои-одиночки не в силах коренным образом изменить существующее положение и эта роль принадлежит в истории народным массам. Еще осенью 1879 года в одной из своих статей он подчеркивал, что в надеждах на исторические перемены необходим реализм, учет объективных условий конкретного исторического времени.²
После поражения народовольцев реакция повела яростную травлю всех противников самодержавия.
Ей противостояла немногочисленная прогрессивная печать, в том числе и журнал «Дело», редактором которого с 1881 года становится Н.В.Шелгунов. Могло показаться, что власти удалось вывести государство из состояния глубокого политического кризиса, в которое поверг его народовольческий террор, но все успехи самодержавия на этой стезе были, пожалуй, иллюзорны. Нерешенные проблемы продолжали будоражить общество, медленно, но неотвратимо возрождалось революционное движение, вооруженное новыми идеями. Русская действительность давала Шелгунову богатый материал для написания статей, где он, вновь и вновь обращаясь к историческому опыту
1. 1 марта 1881 года: Документы и воспоминания. Л., 1991. с. 145.
2. См.: Тхоржевский С.С. Указ. соч. с. 142.
человечества, пытался дать своим читателям пищу для ума, освещая «проклятые вопросы» русской жизни.
Деятельность Шелгунова вновь привлекает внимание полиции, и за ним устанавливают негласный надзор. Осенью 1882 года Николай Васильевич вместе с Н.К.Михайловским, ведущим сотрудником «Отечественных записок», попадает на студенческий вечер, где обсуждались недавние студенческие волнения. Он был замечен и по распоряжению министра внутренних дел был удален из Петербурга в Выборг. Вскоре из-за незначительности проступка Шелгунову разрешили вернуться в столицу, а весной 1884 года, чувствуя ухудшение здоровья, он выезжает на лечение в Ниццу. Но эта поездка была прервана известием об аресте издателя «Дела» К.Станюковича и Николаю Васильевичу не удалось поправить здоровье – он возвращается в Петербург. К тому времени право на издание журнала приобретает некто Вольфсон и Шелгунов, не видя возможности дальнейшей работы, складывает с себя редакторские обязанности. В июне последовал арест Николая Васильевича, и в результате судебного разбирательства он был лишен прав проживания в столице. Это означало новую ссылку, и Шелгунов выезжает в Смоленскую губернию под административный надзор. Эти действия не были случайными, 80-е годы это годы правительственной реакции, и многие деятели культуры привлекались в это время к политическим процессам или административно ссылались. Оказавшись в небольшом селе Воробъёво, Шелгунов продолжает свою публицистическую деятельность и сотрудничает с либеральным журналом «Русская мысль». Этот московский журнал привлекал внимание передовых слоев русского общества. Здесь печатались Г.И.Успенский, В.Г.Короленко, но особую роль сыграло в судьбе издания участие Шелгунова.¹ Многое им было пережито и увидено, многое осмысленно. Прошедшие события легли в основу первой части
1. В.И.Ленин и русская общественно-политическая мысль ХIХ – начала ХХ в. Л., 1969. с. 240.
воспоминаний Николая Васильевича под общим заглавием «Из прошлого и
настоящего», где он не только описывает главные события прошедшей революционной эпохи и дает характеристики окружавших его лиц и соратников, но и открыто высказывает, свое сочувствие революционному движению 1860-х годов. В силу этого «Русская мысль» отказалась в дальнейшем печатать продолжение мемуаров из-за цензурного запрета.
Кроме работы над своими воспоминаниями Шелгунов ведет в журнале обзор провинциальных газет под рубрикой «Очерки русской жизни». Текущие российские события особенно интересуют его в период смоленской ссылки. Главное внимание Николай Васильевич уделяет вопросам экономического развития страны. В статьях «Женское безделье», «Государственное хозяйство» и других, он, обращаясь к историческому прошлому России, пытается объяснить существующее положение вещей, а где возможно, проследить историю того или иного экономического явления. Прекрасное знание различных сторон русской жизни и личный талант Н.В.Шелгунова как писателя сделали «Очерки…» весьма популярными у российских читателей. Об общественной значимости произведений Шелгунова говорит следующий факт. В период с 1884 по 1905 год распоряжением министра внутренних дел статьи Николая Васильевича наряду с сочинениями Чернышевского, Герцена, Добролюбова, Писарева для публичного чтения были запрещены. ¹
В Петербург Н.В.Шелгунов возвращается в 1890 году, но возвращается человеком глубоко больным. Сыграли свою роль ссылки, постоянные материальные затруднения, не сложившаяся личная жизнь, поистине огромная работа. Но и в таком состоянии он продолжает писать статьи, постоянно встречаться со студентами, представителями передовой интеллигенции и, что особенно важно, с рабочими.
1. Сунцов Н.С. Указ.соч. с. 6.
В последнее двадцатилетие ХIХ века в общественной жизни России происходят новые явления: из общего демократического потока выделяется рабочее движение, начинают свою деятельность различные социал-демократические группы, проходят стихийные стачки.¹ В революционном движении появляется новая сила – рабочий класс.
В своих взглядах на историю Николай Васильевич, казалось бы, приближается к историческому материализму, отправляясь в своих суждениях от материальной основы. Но все эти положения объясняются им как результат действия нравственных сил, и общественная жизнь оценивается с точки зрения здравых экономических понятий. Исторические воззрения Шелгунова идеалистичны, но иными в условиях крепостной эпохи они быть не могли.
Возможно, что новые исторические условия подвели бы его и к более глубокому пониманию хода общественного развития. К сожалению, 12 апреля 1891 года Николай Васильевич Шелгунов скончался, и вопрос о том, встал бы он на материалистические позиции или нет, остается в области предположений. По крайней мере, необходимые условия для этого, как представляется нам, были.
Похороны Шелгунова превратились фактически в тысячную демонстрацию с участием рабочих, которая имела большое политическое значение для Петербургской социал-демократии. Александр III был вынужден признать, что похороны явились смотром «революционных сил».²
Эти факты говорят о большом авторитете и популярности Николая Васильевича как общественного деятеля и публициста. К сожалению, историческое наследие Шелгунова должным образом его современниками оценено не было, но он получил высокое признание как один из наиболее видных
1. Троицкий Н.А. Царизм под судом прогрессивной общественности: 1866-1899 гг. М., 1979. с. 22.
2. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 53.
писателей своего времени. Так, публицист В. Гольцев указывал: «С годами энергия и литературное влияние Шелгунова все возрастали. Своими «Очерками русской жизни»…Шелгунов занимал едва ли не первенствующее место в нашей публицистике». ¹ Очень важна для нас оценка Шелгунова своим учителем и соратником Н.Г.Чернышевским: «Честнейший и благороднейший человек Николай Васильевич, такие люди редки. Прекрасно держал себя в моем деле». ² Как известно, «дело» было не из легких и потребовало огромной выдержки, ума и сил в единоборстве с самодержавной властью. Познакомившись с сочинениями Шелгунова о положении европейского пролетариата, российские рабочие с благодарностью написали автору: «Мы поняли, что нам, русским рабочим, подобно рабочим Западной Европы, нечего рассчитывать на какую-либо внешнюю помощь, помимо самих себя, чтобы улучшить свое положение и достигнуть свободы. Те рабочие, которые поняли это, будут бороться без устали за лучшие условия. Вы выполнили вашу задачу,- Вы показали нам, как вести борьбу». ³
Николай Васильевич Шелгунов внес свой вклад в развитие исторической науки и его значение как историка еще предстоит установить. И хотя его методология во многом идеалистична, ряд проблем, которые Шелгунов поставил в своих трудах, не потеряли актуальности и сегодня, они требуют дальнейшего осмысления.
1. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 9-10.
2. Н.Г.Чернышевский в воспоминаниях современников: Т.2. Саратов, 1959. с. 268-269.
3. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 51-52.
III Проблемы всеобщей истории в творчестве Н.В.Шелгунова
3.1 Китай в творчестве Н.В. Шелгунова
История Китайской цивилизации особенности национальной культуры, её многогранность и неповторимость дают обширное поле деятельности для исследований и разработок. Столь интересная тема не могла не привлечь внимания Николая Васильевича Шелгунова. В своей книге он писал: «История Китая есть одна из любопытнейших и наивных хроник, дающая мыслящему читателю богатый материал для поучительных размышлений и сравнений». Больше всего его заинтересовала эпоха первобытнообщинного строя Китая. Особенно много внимания в книге обращено непосредственно на правителей, методы правления и нововведения прославившие их. Верховная власть в Китае принадлежала правителю и, как считали древние, требовала полного отречения от личных целей, интересов и посвящения всех сил народу и его благу.