Необходимо упомянуть также правителя Ши-хуан-ди, «китайского Наполеона», как по праву его назвал Шелгунов. С249 года до н.э. династия Чжоу перестала существовать. В 246 году до н.э. на престол Цинь вступил Чжэн, при его вступлении в Китае царствовала раздробленность, желая усилить свою власть он продолжил объединение страны. Подчинив остальные уделы и объединив страну, он провозгласил себя в 221 году до н.э. Цинь Ши-хуан-ди – первым циньским императором. Китай становится единым централизованным государством. Завершается длительный процесс сложения единой китайской народности, чему способствует экономическое, культурное и политическое единение страны. Во главе каждой провинции был назначен губернатор. Одним из важных мероприятий Цинь Ши-хуан-ди была унификация начертания иероглифов и введения мер и весов, единых для всей страны. Для улучшения ирригации было создано несколько оросительных каналов. Большое значение он придавал развитию торговли, всячески способствуя этому. Также Ши-хуан-ди приказал проложить через все государство широкую, выровненную дорогу, по бокам которой должны были расти деревья, образуя две аллеи для пешеходов, начал строительство «великой стены». ¹
Во время правления Ши-хуан-ди было построено множество великолепнейших дворцов, необузданная роскошь, развлечения, при этом под страхом смертной казни запрещено было говорить о том, что происходило за стенами этих дворцов. Ши-хуан-ди можно назвать великим новатором, но нельзя забывать, что достижения императоров даются ценой огромных потерь народа. В последствии, его правление назвали варварским, он приказал уничтожить все книги, которые, как считал Шихуанди, поддерживают заблуждение, веру в старые истины. Этим решением, Шихуанди призывал отречься от прошлого, выйти на
путь прогресса, отказаться от почитаемых всеми законов, которые издавались в течение тысячи лет династиями Чжоу и Инь, от догм, которыми были пропитаны законы. Китайский народ был не готов к подобного рода переменам.
Решение императора привело в негодование всех ученых, не побоявшихся за свою жизнь и выступивших против подобного решения. Свое недовольство они выразили в дерзком памфлете, который был распространен в множестве экземпляров по всему Китаю. В ответ, император разрешил всем желающим высказать свое мнение, в соответствии с содержанием памфлета. Таких
1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до
середины XVII в. Л., 1961г.
смельчаков оказалось немало, более четырех сотен литераторов, которых Ши-хуан-ди приказал казнить. «Казнь была исполнена с таким варварством, что возмутила даже сына императора…», так написал Шелгунов в своей книге.
При Цинь Ши-хуан-ди территории Китайского государства расшились за счет областей, населенных не китайскими народами на севере, западе и юге страны. Присоединение окраин способствовало широкому проникновению достижений китайской культуры в другие области азиатского континента. Китайская империя простирала свои владения на север до центральных районов Монголии, на западе до пустыни Такламакан и Тибета, на юге до Вьетнама, на северо-востоке до Кореи. Империя Цинь, несмотря на успехи в войнах и усиление центральной власти, уже к концу правления Ши-хуан-ди переживала тяжелый внутренний кризис, выражавшийся в борьбе крестьян против деспотической власти императора и против крупных землевладельцев. Войны, которые продолжались беспрерывно тридцать пять лет, строительство Великой Китайской стены, городов, каналов – все это тяжелым бременем ложилось на плечи крестьян и рабов.
На тридцать третий год правления Цинь Ши-хуан-ди, пятисоттысячная армия вступила в пределы области Линнань. Власть вождей юэ была упразднена, и вместо страны «множества юэ» учреждены три округа Циньской империи – Гуйлинь, Наньхай и Сяньцзюнь. Особенно отличился во время последнего похода военачальник циньской армии Чжао То, возглавивший все пять армий после гибели китайского главнокомандующего. Указом императора Чжао То назнаначили управителем трех новых округов. Чжао То оказался не только талантливым полководцем, но и умным политиком. Он наладил добрососедские отношения с побежденными племенами, самостоятельно отменил смертные приговоры некоторым вождям и стал с ними советоваться. В Китае это был период внутренних неурядиц, и воспользовавшись моментом Чжао То провозгласил независимым от Китая государство Наньюэ, а себя его ваном –правителем. Мирные отношения Китая и Наньюэ объяснялись слабостью Ханьского Китая (в 111году до н.э. Наньюэ прекратило свое существование) и лишь при императоре Венди наладились. ¹
Коренные перемены требовали разработки новых реформ. Отказываясь от
старых истин, Ши-хуан-ди не подготовил им равноценной замены, то есть желая
изменить суть, император не желал менять форму правления, в результате, оставив после себя более жесткую доктрину власти. Современные китайские историки считают империю Цинь деспотической феодальной монархией.
Далее Шелгунов пишет о деятельности императора Вен-ди, отводя ему немаловажную роль, хотя, например, современные авторы определили для него другое место.
«С царствованием Вен-ди (194 до 188 года до Р.Х.) началась эпоха литературного возрождения…», пишет Шелгунов. Первоначально император приказал восстановить старые книги, чем заслужил уважение всего народа. Ни один правитель не мог сравниться с Вен-ди по почитанию, так приближенные любили своего императора. Император отвечал взаимностью своему народу, он отменил «налог на соль и половину обыкновенных податей, он приказал, чтобы бедных стариков каждой провинции содержали на общественный счет». Также Вен-ди написал множество манифестов, обращенных к народу, в содержании которых видно насколько высоки его нравственность и чувства, побуждающие оказывать помощь народу. Он первым показал пример умеренности, не окружал
себя роскошью, старался ввести в обиход простоту без лишней блистательности,
1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до
середины XVII в. Л., 1961г.
которая была присуща правлению Ши-хуан-ди. Своих жен и даже императрицу
заставил носить платья из разноцветных материй, украшением являлось шитье.
(В современной литературе дата правления Вен-ди – 179-157 год до н.э.)
Для сохранения хронологической точности нужно упомянуть, что после императора Вен-ди правил Цзин-ди (156-141 год до н.э.).
Не менее значительным было правление императора – У-ди, продолживше-
го начинания Вен-ди в области древних знаний и выбора доктрины власти. Он
приблизил к двору знаменитых историков и литераторов, почитал древние традиции. Также из «ста школ» в качестве официальной идеологии император выбрал конфуцианство, то есть произошло фактическое становление Цзин сюэ – каноноведения. Каноноведение вошло в идеологический инструментарий империи, в котором конфуцианские каноны составили основу системы образования и подготовки административных кадров, а литературные памятники и даже официальные документы оценивались с точки зрения сообразности канонам и по содержанию, и по форме. Цзин сюэ отражало процессы изменения идеологических доктрин, связанные с социально-политическим состоянием общества, ход эволюции философской и общественно-политической мысли.
Как и Яо, У-ди, на важные общественные должности назначал лишь способных и достойных лиц, вне зависимости от их происхождения и знатности. До правления, У-ди в Китае существовал закон майората, то есть такая форма наследования при которой вся власть и имущество отца переходят по наследству старшему сыну. Император посчитал этот закон несправедливым, потому как младшие сыновья после наследования старшим братом всего имущества, ставились в «положение близкое к нищете», У-ди, уничтожил этот закон.
Наибольшую известность во времена правления У-ди получил чиновник и ученый Тунчуншу, предоставивший на суд императору «три рассуждения об искусстве управления». Суть этих рассуждений сводилась к тому, что спокойствие и добродетель, законопослушание народа в первую очередь зависят от самого императора, а народ лишь повторяет его деяния.
При императоре У-ди Ханьская империя начинает большие завоевательные походы, именно в это время, в 111 году до н.э., в области Линнань огромная армия наносит поражение государству Наньюэ. Традидионно принято считать, что столетний Чжао То погиб в бою.
Сама история Китая говорит нам о высокой нравственности и добродетели своих правителей, хотя и среди них было немало тиранов. Некоторые избирали для своих зверств людей низкого сословия, а другие из высшего сословия. Например, Ван-Ман (9-23 год н.э.)издевался над своими приближенными, над знатными китайцами. В день он мог казнить по нескольку сотен человек среднего и высшего сословия. «…С одной стороны, китайские императоры поражают своим величием и своими добродетелями, не представляющими ничего подобного в истории других народов, зато и безумие китайских владык доходило иногда до такого размера, какого не знает Европа», так писал Николай Васильевич Шелгунов. Сквозь всю историю Китая, как бы перемежаясь, наряду с добродетельными государями прошли и императоры, прославившиеся тиранией и зверствами, оставившими свой кровавый след в воспоминаниях народа. Не зря китайские философы считали, что роскошь ведет «к порче нравов, разврату и к глубокому падению народа».