Стерлитамак и др. города. Однако насаждавшаяся диктатура Колчака оттолкнула значит. часть крестьян от белого движения, чем воспользовались большевики. Части Кр. Армии Восточного фронта 9 июня овладели Уфой, через неделю вышли к Уральскому хребту, затем освободили Златоуст (13 июля 1919) и далее весь Урал. После разгрома белогвардейцев на Южн. Урале борьба против Советской власти в Башкортостане не прекратилась. В 1920 в Малой Башкирии произошли массовые антибольшевистские крестовые восстания (см. Крестьянское повстанческое движение в 1918-21).
Изменение в социальном составе населения края
Название "башкир" произошло от "башкорт". И случилось это из-за произношения. Казахи произносят "исток", "ишток", а русские и другие народы называют "башкир". Существует множество этимологий: Этноним "башкорт" состоит из слов: баш (голова, главный) и тюркско-огузского корт (волк) и связывается с древними верованиями башкир. По другой этимологии "башкорт" также расчленяется на баш (голова, главный) и корт (пчела). Согласно третьей гипотезе, этноним расчленяется на баш (голова, главный), кор (круг, корень, племя, сообщество людей) и аффикс множественного числа - т. Башкорт (волчья голова) могла быть тамгой отдельной части Золотой Орды, так как известно, что ханы Золотой Орды для отличия племен друг от друга давали им тамги, знаки. Возможно, что башкиры получили этот знак. Однако, термин "башкорт" известен задолго до образования Золотой Орды. По численности населения Республика Башкортостан входит в первую семерку субъектов РФ. На изменение численности населения Башкортостана немаловажное влияние оказывала его колонизация, с 40-х гг. заметно увеличилось участие республики в пополнении рабочей силой слабо заселенных восточных регионов страны. В 1897 году на территории соответствующей современной площади РБ (т.е. в сравнимых границах) проживало 1991 тыс. чел., в 1913 году - 2811 тыс. чел. За 1913-26 гг. произошло уменьшение численности населения на 264 тыс. чел. (на 9,4%), тогда как население в СССР увеличилось на 5,5%, в РСФСР - на 3,2% Это было вызвано в результате последствий первой мировой и гражданской войн, потерями при национальном освободительном движении, массовой гибелью людей, вызванной голодом 1921 года. (в 1920-1922 гг. потери составили 650 тыс. чел.). Период между переписями 1926 и 1939 гг. характеризовался большим скачком роста населения страны (увеличение на 24%, при сравнительных годовых темпах прироста - 1,6 %). Увеличение демографического развития был обусловлен большими экономическими и социальными преобразованиями, оказавшими положительное влияние на естественный и механический прирост населения. Война 1941 года привела к большим потерям людей на фронтах, крутому снижению рождаемости, увеличению смертности и ощутимому сокращению числа жителей республики. Довоенная численность населения восстановилась только к 1956 году. Высокие и постоянные темпы естественного прироста 60-х гг. отразились в динамике общей численности населения. Между переписями 1959 и 1970 гг. население республики возросло на 478 тыс. чел. Численность населения за 1970 – 1989 гг. возросла лишь на 3,5%, доля Башкортостана сократилась в общей численности населения СССР с 1,58%, до 1,38%, в РСФСР - с 2,93% до 2,69%. Социально - экономический кризис, охвативший всё государство и приведший к распаду СССР породил серьезные видоизменения в демографических процессах РБ, с 1991 года республика стала принимать беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ.
Размещение населения
В результате появления участков нефтедобычи и образования новых промышленных предприятий, сельскохозяйственного освоения и освоения целинных земель Зауралья возросла плотность населения. Практически везде в республике происходит процесс перехода населения из сельской местности в города. Административные районы, в пределах которых расположены города и ПГТ, обладают наибольшими показателями плотности населения:
в горно-восточной части - Баймакский (20 чел/км2), Учалинский (16
чел/км2), Белорецкий (10 чел/км2), в предуральской - Уфимский (506
чел/км2), Стерлитамакский (126 чел/км2), Краснокамский (102
чел/км2), Туймазинский (96 чел/км2).
За 1913–1995 гг. количество сельского населения снизилась с 18,5 чел/км2 до 10 чел/км2 . Наибольшая плотность сельских жителей проживает по среднему и нижнему течению рек Белой и Быстрого Таныпа (15 - 25 чел/км2), а также в западных районах Башкортостана (10 - 20 чел/км2). В другой части Башкирского Предуралья плотность составляет 8 – 12 чел/км2, для Зауралья 7 – 9 чел/км2, горной части 3 чел/км2.
Городское и сельское население. Населенные пункты
В 1913 году на территории республики проживало 148 тыс. человек (5% всего населения). После принятия в 20-х гг. в стране закона о порядке отнесения нпп к городским поселениям, а также восстановление и развитие черной и цветной металлургии и других отраслей промышленности, зарождение нефтяной промышленности в республике привели к расширению сети горных поселений и росту числа городского населения. В 1939–1970 гг. был отмечен наиболее интенсивный рост городского числа жителей в РБ. В 1970 году количество городов достигло 17, ПГТ - 38, в них проживало 48% населения РБ. C середины 70-х гг. ограничение объемов нового строительства, заметно понизило миграционный приток жителей в городскую местность, а также возникшее в 1993 году снижение рождаемости среди горожан и отток населения из горных поселений в сельскую местность привели к замедлению темпов роста городского населения. В 1979-1989 гг. было отмечено увеличение городского населения, оно возросло на 334 тыс. чел. (15,3%), а в 1989-1995 гг. - на 113 тыс. чел. (4,5%). За 1913–1995 гг. сельское население уменьшилось в 1,8 раза, а городское возросло в 17,8 раза, но все равно доля сельских жителей в общем числе жителей республики остаётся высокой – 35%. В РФ лишь Краснодарский край опережает Башкортостан по количеству сельского населения.
Крестьянство Южного Урала
В древневосточном обществе одним из видов общественной власти была власть сельской общины, что обусловлено ее особой ролью в азиатском способе производства. “Община представляет собой не только целостную единицу ирригационного хозяйства, но прежде всего замкнутый микрокосм, включающий домашнюю промышленность, определенный социальный порядок и самостоятельную духовную жизнь, словом, трудолюбивую, патриархальную, мирную социальную организацию с консервативной централизованной властью”. Сельская община, таким образом, являлась универсальной первоосновой восточного общества, его исходной хозяйственной единицей. Каких-либо писаных нормативно-правовых актов, регулирующих башкирское самоуправление в эту эпоху, до нас не дошло. Народное собрание (йыйын) было традиционным органом самоуправления башкирских племен. Подробное описание народного собрания дано, например, в шежере племени юрматы . На йыйыне решались вопросы, связанные с жизнью племени: войны и мира, уточнения границ родов и племен, раздел общеплеменной территории по родам и другие. Совет старейшин (курултай) мирным путем улаживал возникавшие между родами трения, вражду, споры, решал вопросы, связанные с порядком перекочевок и т.д. Народные собрания завершались празднествами. На них устраивались байги — состязания по борьбе, скачкам и джигитовке, стрельбе из лука. На йыйынах выступали певцы, музыканты (кураисты) и сэсэны, представляющие живую память народа, его совесть. На йыйыне каждый взрослый мужчина пользовался правом голоса. Вот как проводились народные собрания в одном из ханств — Казанском. Здесь народное собрание было органом законодательным и даже учредительным, созывавшимся в некоторых важнейших случаях государственной жизни для решения определенных вопросов. В русских источниках это народное собрание называется “вся земля Казанская”. До нас дошло описание одного из таких собраний, состоявшегося 14 августа 1551 года для обсуждения вопроса об избрании на престол хана Шах-Али и об уступке России горной стороны р. Волги. Ввиду исключительных условий момента, осложнявшихся положением внешней политики, собрание происходило не в городе, а под открытым небом, при устье реки Казанки, на границе спорной территории. Обычно же собрание проходило, по всей вероятности, на кремлевском бугре, в главной мечети или во дворце, а летом, может быть, на открытом воздухе. Состав народного собрания был следующим: 1) духовенство во главе с Кул-Шерифом, 2) огланы во главе с Худай-Кулом, 3) князья и мурзы во главе с “улу карачи” Нур-Али Ширин6 . Обычно состав собрания возглавлялся ханом, но в данном случае, вследствие междуцарствия, этого не было. Собрание началось со чтения договорных условий, предложенных московским правительством, о горной стороне р. Волги. “Много о том спорных слов было, но наконец казанцы согласились на предложения русских. Договор был подписан”.
Совет старейшин обычно собирался перед йыйыном. Он придавал решениям народного собрания определенное направление. До присоединения башкир к Русскому государству право назначения бия — родового вождя, имел совет старейшин. Башкирское сказание той давней эпохи свидетельствует об этом: “Башкиры рода Канлы решили избрать вождя. Собрались аксакалы: Байгазы, Сапай, Кыдрас, Бурангул, Кыпсак. Старшие сказали: хотя молод Байгазы, но умен, и сделали его бием” . Совет старейшин играл огромную роль в общественной жизни. Она определялась, с одной стороны, традициями патриархальной жизни, авторитетом аксакалов и, с другой стороны, социально-экономическими причинами. Позднее совет старейшин составляли не только старики (аксакалы), но и те, в чьих руках сосредотачивалась власть. Род у башкир делился на родовые подразделения, которые они называли ара или аймак. Члены этой группы называли себя бер ата балалары (“дети одного отца”). Жизнь родового подразделения регулировалась советом старейшин группы. Во главе родового подразделения группы были умудренные опытом и жизнью аксакалы, к голосу и мнению которых прислушивались все члены группы. Культ стариков, культ аксакалов был у башкир развит сильно.