Смекни!
smekni.com

История Канады (стр. 7 из 11)

Идея создания Конфедерации

Чувства связывали Канады, прибрежные колонии и Британскую Колумбию гораздо больше к Англии, чем друг к другу. В разных колониях в обиходе были разные денежные знаки, а торговле между ними мешали таможенные барьеры. Их дела и заботы связывали их с Соединенными Штатами. Когда порты Квебека и Монреаля закрывались с наступлением зимы, новости и даже пассажиры путешествовали на новой американской железной дороге через восточные штаты из Нью-Йорка до самой канадской границы. Недавно изобретенный телеграф, который был установлен в Торонто в 1846 году, скоро соединил этот город не только с Квебеком, но также и с Нью-Йорком и Новым Орлеаном.

С 1861 по 1865 год жители британских колоний с интересом и некоторой обеспокоенностью следили за ходом Гражданской Войны в Америке. Они увидели, что из этого внутреннего конфликта появилась новая объединенная нация, хорошо вооруженная и, по мнению многих, желающая испробовать свои силы в войне с соседними британскими колониями. Великобритания почти объявила войну северным штатам, потому что блокада янки южных штатов мешала торговле хлопком Великобритании. Американские экстремисты опять призывали поглотить британские колонии в Северной Америке.

Лорд Элджин добился десятилетнего договора на торговлю с Соединенными Штатами, в то время, как тарифы в обеих странах на многие изделия были значительно снижены. Оживленная торговля между странами была неожиданно прекращена в 1864 году, когда договор не был продлен. Желание компенсировать этот удар по торговле привело к росту торговли между колониями.

Правительство двух Канад испытывало трудности, потому что Западная Канада увеличивала население гораздо быстрее, чем Восточная Канада. Союзный акт был принят тогда, когда франко-говорящая Восточная Канада значительно превосходила по количеству жителей Западную Канаду. В парламенте практически невозможно было принять новые законы, так как никакое правительство не могло добиться на выборах большинства.

В период с 1861 до 1864 года четыре кабинета министров и дважды проведенные всеобщие выборы не смогли разрешить кризис. В 1864 году коалиция, возглавленная лидером Консервативной партии, Джоном Макдональдом и лидером партии Либералов, Джорджем Брауном, пообещали создать более стабильное правительство. Макдональд, вместе со своим верным соратником Жорж-Этьеном Картье из Восточной Канады получил заверения в поддержке от Брауна, хотя последний и считал первых долгое время своими смертельными политическими врагами.

Коалиционное правительство хотело выработать некую форму федерального союза, к которому помимо Канад присоединились бы и прибрежные провинции, если бы они этого захотели. Дела провинции остались бы на попечении провинциальных властей. Только дела государственной важности доставались бы центральному правительству.

Доминион меж двух морей

По счастливому совпадению, возможность объединения колоний обсуждалась в это самое время и в прибрежных колониях. В 1864 году была проведена конференция по этому вопросу в Шарлоттаун. Макдональд вместе с Брауном и Картье возглавляли делегацию из Канады на этой встрече. Они объяснили преимущества включения в союз прибрежных колоний и обеих Канад. Было решено, что необходимо организовать другую встречу, чтобы обсудить дальнейшие планы. Результатом стала конференция в Квебеке, которую провели в том же году. Было достигнуто соглашение по всем основным условиям такого союза. Это соглашение были изложены в "Семидесяти двух резолюциях".

Как будто для того, чтобы ускорить ход событий, анти-британские экстремисты ирландского происхождения в Соединенных Штатах объявили о своих планах подтолкнуть бунт за независимость Ирландии, напав на британские колонии в Северной Америке. В 1866 году эта угроза воплотилась в серию рейдов через границу с Канадой, которые были успешно отражены. Соединенные Штаты предприняли шаги, чтобы поддержать свой нейтралитет, и убрали экстремистов от границы между государствами. Какая-то часть национального духа войны 1812 года всколыхнулась, что послужило быстрому принятию решения о создании конфедерации.

В 1866 году представители Нью-Брансвика, Новой Шотландии и обеих Канад встретились в Лондоне для окончательных переговоров с министерством Колоний. Новая Земля и остров Принс-Эдуард на время приостановили переговоры о присоединении к союзу. Конференция в Лондоне привела к созданию наиболее важного документа в истории Канады, Акту Британской Северной Америки от 1867 года. Этот акт, с некоторыми изменениями, воплощал канадскую конституцию более чем сто лет. Он вступил в силу 1 июля, теперь празднуемый как День Канады.

Акт Британской Северной Америки постановил, что в новом Доминионе состоят четыре провинции - Онтарио, Квебек, Нью-Брансвик и Новая Шотландия, а также то, что другие провинции могут присоединиться позже. Каждой провинции полагалось собственное правительство, законодательная палата и лейтенант-губернатор в качестве представителя Короны. Он установил дела, которые провинции могли решать сами, и вопросы, которые должны были решаться центральным правительством в Оттаве. Все остальные вопросы, не перечисленные в документе, решались центральным правительством. Этот акт оставался в силе до принятия Конституционного акта в 1982 году.

Новый Доминион

Первое заседание парламента нового Доминиона состоялось 6 ноября 1867 года, с Макдональдом в качестве премьер-министра. В 1869 году Канада выкупила огромные Северо-Западные Территории у компании Гудзонова залива. Компании было разрешено продолжать торговлю на этой земле, а также у нее осталось небольшое количество земли в прериях.

Единственным значительным поселением на восток от Скалистых гор была колония Красной Реки в Маннитобе, которая разрослась до 12 тысяч человек со времен Селкирка. Метисы были наиболее многочисленными представителями этого поселения. Их лидер, Луи Риель, не пустил нового губернатора, посланного забрать территории от чиновников компании Гудзонова залива. Риель захватил форт Гарри, создал собственное правительство и передал требования в Оттаву, чтобы гражданские права и права на землю поселенцев были защищены. В этот момент Риель легко мог занять свое место в канадской истории как основатель провинции Маннитоба, но он совершил большую ошибку, заключив под стражу некоторых поселенцев из Онтарио, которые ему противостояли, и казнив одного из них, Томаса Скотта.

Дональд Смит и епископ Александр Таш, религиозный лидер поселения Красной Реки, прибыли в Оттаву и добились одобрения парламентом Акта о Маннитобе в 1870 году. Согласно этому акту, Маннитобе давался статус провинции с собственным парламентом в форте Гарри (Виннипеге). Но это была очень маленькая провинция, все население которой было чуть больше поселения Красной Реки. Права франко-говорящих колонистов на их собственную религию и школы были признаны. В форт Гарри были посланы солдаты, дабы установить закон и порядок власти Оттавы. Риель допустил падение своего правительства и сбежал из новой провинции. Восстание Красной Реки было закончено, но отнюдь не карьера Риеля.

Первая перепись населения Доминиона, которая прошла в 1871 году в соответствии с Актом о Британской Северной Америке, показал население в 3689257 человек. В тот же год был подписан Вашингтонский договор между Великобританией и Соединенными Штатами, который установил порядок использования Великих озер и пролива Св. Лаврентия, а также реки Юкон на Аляске. Соединенным Штатам было предоставлено право рыбного промысла на ограниченный период времени в обмен на 5,5 миллионов долларов. Среди пяти представителей Великобритании на этих переговорах был Макдональд. Его присутствие было признанием Великобритании нового статуса Канады в Британской Империи.

В течение лета того же 1871 года, Британская Колумбия присоединилась к новой Канадской Конфедерации. Улучшение внутриконтинентального транспорта было одним из условий новой провинции. Макдональд пообещал, что правительство Доминиона начнет строительство трансконтинентальной железной дороги в течение двух лет и завершит строительство в течение десяти лет.

Прогресс со строительством межколониальной железной дороги, которая должна была соединить прибрежные провинции с Квебеком, подтолкнул остров Принс-Эдуард на вступление в Доминион. Он стал седьмой провинцией. Трансконтинентальная железная дорога требовала больших капиталовложений правительства, и Макдональд был под значительным давлением Палаты Общин, а также прессы. Он победил на выборах 1872 года, но его обвинили в том, что на предвыборную кампанию он получил деньги от железнодорожных компаний. Тихий Скандал, как был назван этот инцидент, помешал победе консерваторов в 1873 году. Александр Макензи возглавил правительство либералов, которое стало править после консерваторов.

Макензи значительно способствовал укреплению молодого Доминиона, хотя это и не всегда было замечено публикой. Он ввел голосование бюллетенями в 1874 году, основал Верховный суд Канады в 1876 году, а межколониальная железная дорога открылась также в 1876 году. Однако, он так и не добился всеобщего признания. Когда Макдональд в предвыборной кампании 1878 года основал свою программу на введении протекционистских тарифов, которую он называл "Национальной политикой", консерваторы снова вернулись к власти.

Национальная политика Макдональда

Макдональд хотел укрепить новый Доминион как внутри колоний, так и за границей. Он предвидел превращение Британской Империи в нечто похожее на Содружество Наций, в котором Канада и Великобритания были бы равноправными партнерами. В течение семи лет его пребывания на посту премьер-министра, его правительство установило протекционистский тариф (1879), назначило первого канадского посла в Лондон (1880), присоединило Арктический Архипелаг (1880) и завершило строительство трансконтинентальной железной дороги (1885).

В 1885 году прокатилась волна слухов о новом кризисе в Северо-Западных Территориях. Луи Риель возглавлял бунт метисов долины Южного Саскачевана против федерального правительства, и на этот раз на его сторону встали и индейцы. По уже достроенному участку железной дороги к побережью Тихого океана туда были быстро переброшены силы милиции. В течение нескольких недель Северо-Западный Бунт был подавлен, а Риель арестован. Его судили и казнили за предательство, на что колонисты прореагировали по-разному. Этот суд стоил Консервативной партии поддержки франко-говорящих канадцев в течение нескольких десятилетий.

Национальная политика Макдональда теперь была главным объектом критики со стороны либералов, которые призывали к развитию свободной торговли с Соединенными Штатами. Макдональд победил на выборах 1891 года, однако, его здоровье пошатнулось и позднее в этом же году он умер.

Из-за большинства в парламенте, консерваторам не надо было объявлять новые выборы в течение пяти лет. В течение этого периода, однако, они были вынуждены назначить четырех премьер-министров: сэра Джона Аббота (1891-92), сэра Джона Томпсона (1892-94), сэра Макензи Боуэлла (1894-96) и сэра Чарльз Таппера (1896). В конце концов консерваторы, во главе с Таппером, споткнулись на вопросе о школах Маннитобы. Провинция Маннитоба отменила отдельные католические школы за несколько лет до этого. Это противоречило условиям Акта о Маннитобе и Акта о Британской Северной Америке. Однако, действия провинциального правительства были одобрены Тайным Советом.

Новый лидер либералов, Уилфрид Лорье, франко-говорящий канадец, предпочитал переговоры решительным действиям. Консерваторы были побеждены на выборах из-за вопроса о школах Маннитобы и правление перешло в руки партии либералов во главе с Лорье.

Правление Лорье

Правление Уилфрида Лорье продолжалось 15 лет. Это был период роста и благоденствия. Проблема школ Маннитобы была быстро замята новым законом, который принял парламент провинции в соответствии с компромиссом, выработанным в Оттаве. В центральное правительство Лорье привлек наиболее способных людей из всех провинций.

Мировая экономика была на подъеме, и впереди всех шагало правительство Лорье. Спрос на канадскую пшеницу за границей поощрял приток иммигрантов, а иммигранты в свою очередь увеличивали объемы производства и цену национального экспорта. Лорье провозгласил, что "Двадцатый век принадлежит Канаде", и вся страна уверилась в его заявлении. Было начато строительство двух новых трансконтинентальных железных дорог. К 1905 году запад страны стал настолько населенным и сильным экономически, что из Северо-Западных Территорий были выделены две новые провинции, Альберта и Саскачеван.

Неожиданное событие на северо-западе помогло и без того обещающему развитию экономики страны. Со времен золотой лихорадки 1858 года на реке Фразер, золотоискатели продолжали прочесывать горные местности Британской Колумбии и земли к северу от нее. В 1896 году их настойчивость была вознаграждена находкой золотых сливок на реке Клондайк в северо-западной территории Юкон. Когда эта новость распространилась, началась золотая лихорадка 1897 года. Это была самая знаменитая золотая лихорадка в истории, которая навеки осталась в работах таких писателей, как Джек Лондон и Роберт Сервис.

Золотая лихорадка имела несколько прибыльных побочных явлений. Когда золотоискатели стали прибывать в Канаду из Соединенных Штатов и других стран мира, стало известно об огромных невозделанных землях этой страны. К этому времени, конечно, свободной земли в Соединенных Штатах уже не осталось, а граница была закрыта. Вскоре после золотой лихорадки, поселенцы стали прибывать на запад Канады сотнями и тысячами, как из Европы, так и из Соединенных Штатов. Они прибывали даже из России, чтобы создать фермы на равнинах запада. Скоро потребовалось создать новые провинции между Маннитобой и Британской Колумбией. Это и были Альберта и Саскачеван.

Другим преимуществом золотой лихорадки было открытие других минералов в землях Канады. Еще в 1883 году в Садбери, провинция Онтарио, был найден никель. В начале 1890-х годов были найдены крупные залежи железной руды в южной Британской Колумбии. После 1900 года большое месторождение серебра было открыто на севере от озера Ниписсинг в Онтарио. Канаду скоро стали воспринимать как страну, богатую природными ископаемыми и большим потенциалом.

Таким образом, новый премьер-министр купался в среде прогресса и благополучия после депрессии, которая длилась более двух десятков лет. Единственной политической трудностью Лорье было то, что он не мог удовлетворить запросы империалистов в своем окружении. Великобританию в войне 1899-1902 года поддержали другие самоуправляемые колонии, и Лорье неохотно присоединился к ним. Его решение, однако, обострило разногласия между двумя национальными группами, затрагивая обязанности Канады по отношению к Великобритании. С другой стороны, он продолжал противостоять давлению со стороны Британии, которая хотела сильнее привязать к себе Доминион после победы в Южной Африке. Семена недоверия его политическому курсу были посеяны как на стороне франко-говорящих, так и на стороне англо-говорящих канадцев.

Другой вопрос внешней политики поднялся, когда возросла конкуренция между флотом Великобритании и Германии перед началом Первой Мировой Войны. Великобритания, естественно, желала заручиться поддержкой колоний, и опять Лорье нашел компромисс, который не устроил ни французских, ни английских канадцев. Он основал Канадские Военно-Морские Силы в 1910 году с условием, что в случае войны Великобритания может распоряжаться этими войсками. Это привело к обвинениям, что канадских солдатов будут призывать в британскую армию во время войны.

В 1911 году, когда его оппоненты открыто порицали решение его правительства заключить пакт об ограниченном взаимовыгодном сотрудничестве с Соединенными Штатами, Лорье счел, что он твердо стоял на ногах и созвал новые выборы. Его поражение, которое произошло главным образом из-за этого пакта, показало, что терпеливость населения по отношению к политическим решениям Лорье было превзойдено только его недоверием к Соединенным Штатам.