Смекни!
smekni.com

История Отечества - краткий курс (стр. 12 из 28)

• думный дьяк;

• думный дворянин;

• окольничий;

• боярин.

Служебное усердие позволяло думному дво­рянину получить окольничество или боярство. Ниже думных находились чипы дворцовые или придворные:

•стольник;

• стряпчий;

• военачальники, дипломаты, составители писцовых книг.

К ним примыкали чины московские:

• жилец - дворянин постоянно находивший­ся в Москве;

•дворянин московский.

Провинциальное дворянство получило чи­ны городовые:

• дворянин выборный (привлекающийся для службы в Москве);

• дворянин дворовой.

К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору (или по набо­ру). Они включали в себя стрельцов, пушкарей, мастеровых, служилых казаков, которые жили с семьями в пригородных слободах, получали жалованье или земельные наделы и имели пра­во заниматься торговлей и ремеслом в свободное от службы время. Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий: владельческого черносошного крестьянства. Владельческим назвались крестьяне, жившие в вотчинах ид поместьях; они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодам Черносошное крестьянство проживало на окраинах страны - на Поморском Севере, Урале, в Сибири, на юге. Эти крестьяне несли тягло в пользу государства, и их положение было легче, чем у частновладельче­ских. Срединное положение занимали крестьяне дворцовые - слуги при царском дворе, Они имели собственное самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам. Основная масса городского населения называлась посадскими людьми (это были торговцы и ремесленники). Верхушку города состав­ляли купцы, самые богатые, занимавшиеся заморской торговлей, объявлялись «гостями». Городские ремесленники объединялись до профессиональному признаку в слободы и сот­ни. Они также несли тягло в пользу государства.

Духовенство составляло особое сословие. В него входили архиереи и монахи (черное духо­венство) и священники (белое духовенство).

Вольные люди - казаки, дети священни­ков, служилых и посадских людей, которые не несли государственного тягла: из их числа на­бирались служилые люди по прибору.

В XVII в. в сфере социальных отношений произошли следующие изменения:

•резко увеличилась численность сословия служилых феодалов-землевладельцев;

•произошла унификация феодального сосло­вия;

•увеличилось количество крупных землевла­дельцев за счет щедрых пожалований царем. Все это неизбежно вело к усилению эксплуа­тации крестьянства, усилению налогового бре­мени, а также унификации податных сословий. Тяжелое положение низших слоев населе­ния привело в XVII в. к усилению социальной нестабильности общества.

Экономическое развитие

Разруха и разорение времен Смуты были пре­одолены в середине XVII в., к тому же времени относится и появление новых явлений в эконо­мике России:

•происходит специализация сельскохозяй­ственных и промышленных районов;

•формируются районы, производящие то­варный хлеб;

•растет ремесленное производство и усилива­ется товаро-промышленная специализация; •происходит разложение натурального хо­зяйства и превращение ремесла в мелкото­варное производство;

•возникают новые формы организации про­изводства: промысловые села и мануфакту­ры;

• начинается процесс первоначального накоп­ления капитала. Богатства накапливаются у крупных землевладельцев;

• складывается всероссийский рынок с важ­нейшими центрами торговли – ярмарками.

Отличительные особенности социально-экономического развития России в XVII в.

Для социально-экономической ситуации в России XVII в. было характерно продолжав­шееся поступательное развитие феодальных отношений. Главной особенностью России, в отличие от стран Западной Европы, была гипертрофиро­ванная роль государства, влияющая на все сто­роны жизни государства.

Соборное уложение (1649 г.)

В 1649 г. Земский собор, состоявший из 340 человек, при­нял Соборное Уложение — важнейший законо­дательный документ, который действовал вплоть до 1832 г., т. е. более двухсот лет.

Соборное Уложение состояло из 25 глав и со­держало 1000 статей, регламентировавших са­мые разные стороны жизни общества: несение государственной службы, таможенные правила, положение различных социальных групп и т.д. этот документ впервые был отпечатан типо­графским способом и переведен на европейские языки. Принятием Соборного Уложения завершил­ся процесс юридического оформления крепо­стного права:

• крестьяне с их семьями и имуществом ста­новились собственностью феодала;

• вводился бессрочный государственный сыск беглых крестьян и посадских людей.

• подтверждался запрет Юрьева дня;

• произошло юридически оформленное сме­шение статусов вотчины и поместья (дворя­не получали право передачи поместий по наследству, при условии продолжения службы наследниками);

•согласно главе «О посадских людях», все городское население должно было нести тягло на государя;

• запрещались не только переходы из одного посада в другой, но даже и женитьба на

женщине из чужого посада.

Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а по­садские люди - к городам. Это был еще один шаг на пути установления в России абсолют­ной монархии.

Вопрос №15. Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти.

Дальнейшему укреплению государства и са­модержавия должны были способствовать и церковные реформы. В 1619-1633 гг. патриарх Филарет, стремясь восстановить пошатнувшееся во время Смуты положение церкви и повысить ее самостоятельность, расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и монас­тырскими крестьянами. Однако в 40-е гг. XVII в. на смену этой не­долговременной политике приходит традици­онный курс самодержавия - повышение роли монарха в делах церкви, ограничение политического и экономического могущества духовенства. Соборное Уложение, каравшее сожжением на костре за любую критику царя, Бога и церкви, тем не менее несколько сократило церковные привилегии:

• запрещало церкви приобретать новые земли, сокращая часть ее привилегий;

• передавало управление церковными дела­ми специально учрежденному монастыр­скому приказу.

Ограничению могущества церкви должны были служить исправления богослужебных книг и церковных обрядов (инициатор - Стефан Вонифатьев). Возгла­вил церковные реформы сторонник греческих православных канонов патриарх Никон. Пере­мены были одобрены церковным Собором и царем. Однако усиление политического влиянии Никона не устроило царя и привело к падений всесильного патриарха. Реформа вызвала раскол церкви, раздела общество на ее сторонников, во главе с царем, и противников (старообрядцы) и главе с протопопом Аввакумом. Старообрядчество приобрело характер массового социального протеста отражавшего на­строения различных слоев общества:

•недовольство сельских и городских низов ухудшением своего положения;

•неприятие обществом усиления роли госу­дарства, его вторжения в сферу духовной

жизни.

Это определило подход власти к старообрядцам: начались гонения на раскольников. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и в 1688 г. сожжен.

Вопрос №16. Социальные движения в XVII веке.

Развитие экономики страны сопровождалось крупны­ми социальными движениями. XVII столетие не случай­но получило у современников название «бунташного века».

В середине столетия произошли две крестьянских «смуты» и ряд городских восстаний, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века.

Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б. И. Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня делегации москвичей, пытав­шихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников. Начались погромы дворов влиятельных са­новников. Восстание в Москве получило широкий резонанс — волна движений летом 1648 г. охватила многие города. Самые упорные и продолжительные восстания были в 1650 г. в Пскове и Новгороде, они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства пра­вительства поставить Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Новгородские выборные власти не проявили ни стойкости, ни реши­тельности и открыли ворота карательному отряду князя И. Н. Хованского. Псков же оказал успешное вооружен­ное сопротивление правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города. Полновластным хозяином города стала Земская изба во главе с Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев. Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были прощены.

В 1662 г. в Москве произошел так называемый Мед­ный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (че­канка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на по­лучавших денежное жалованье солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля по городу были разбросаны «воровские письма» с воззвани­ем к выступлению. Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В са­мой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсижива­лись в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие и «иноземно­го строя» полки. В результате жестокой расправы погиб­ло несколько сотен человек, а 18 — публично повешены.