Смекни!
smekni.com

История Отечества - краткий курс (стр. 27 из 28)

Возникновение народничества. III течения в народничестве.

В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеа­лы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университе­те, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг на­роду». Народничество стало ведущим направлением в освободитель­ном движении, оно имело свою идеологию. Народники

- защищали интересы крестьян;

- отрицательно относились к буржуазному строю;

- верили в социалистическую утопию;

- надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капита­лизм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

- не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;

- рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;

- не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы;

- полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

- первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;

- второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.

В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:

- пропагандистское направление — идеолог Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячей­ку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он счи­тал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интел­лигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

- бунтарское, или анархическое, направление — идеолог Бакунин. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он счи­тал, что государство — это высшее зло, оно угнетает челове­ка и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию об­щества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, но мне­нию Бакунина, установятся социализм, равенство, упразд­нится брак, дети будут воспитываться обществом в духе ате­изма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве неле­гальный кружок «Народная расправа», и попал под его вли­яние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «об­реченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать лю­бые средства, даже самые аморальные. Он создал подполь­ную организацию со строгой конспирацией и жесткой дис­циплиной. Студента Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за гра­ницу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской кре­пости.

- заговорщическое направление — идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенств братство. В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать верх в народническом движении.

Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов. В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»). Его участники готовили пропагандистов из интеллигенции рабочих для работы «в народе».

Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в котором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Москвы, Петербурга, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием Земля и Воля». В нее вошли братья Михайловы, Плеханов позднее Перовская, Фигнер (всего 150 человек).

Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собра­ний, вероисповедания, создание земледельческих и промыш­ленных ассоциаций. В 1877 г. началось второе хождение в народ. Во многих губер­ниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учите­лями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было раз­громлено.

Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля».

В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Неудача революционной пропаган­ды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народ­ников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила пе­тербургского градоначальника Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покуше­ние на царя. «Земля и воля» превращалась в террористиче­скую организацию. Среди землевольцев начались разногла­сия по вопросу о методах борьбы. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «На­родная воля». Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Такти­кой «народовольцев», помимо методов революционной про­паганды, было запугивание правительства путем индивиду­ального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Надо захватить власть путем заговора меньшинства. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.

Социально-демократическое движение. Основатель русской социал-демократии – Плеханов. В 1883 г. в Женеве создаётся «Группа освобождения труда». Основные сферы её деятельности:

· перевод на русский и распространение в России работ Маркса и Энгельса;

· идейная борьба с народничеством;

· анализ развития России с точки зрения марксизма.

Распространение марксизма началось в России в 80-е годы. Существовало множество кружков, среди них: кружок Благоева, Бруснёва, Федосеева и т.д. В 90-е годы появляется идейная борьба между народничеством и марксизмом. В марксизме возникает «легальный марксизм» (под пред. Струве). В 1895 г. в Питере создаётся общегородская организация во главе с Лениным под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. в Минске – первый съезд РСДРП. Окончательное оформление этого движения происходит на II съезде, на нём же происходит и разделение РСДРП на два течения: большевики и меньшевики. В 1901 г. на основе революционных народников формируется партия эссеров (Чернов).

Особенности политических движений в России:

· они возникают гораздо позже, нежели на Западе. Это связано с отсталостью России в социально-экономическом плане;

· в России партии находились на нелегальном или на полулегальном положении (это вело к радикализму действий);