— Земля наша богата и обильна, а наряда (то есть правителей) в ней нет,— сказали послы и призвали Рюрика занять престол своего деда.
Рюрик был вождем дружины варягов-русичей. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя братьями, Трувором и Синеусом, и согласился защищать призвавшие его племена от врагов, разбирать их споры, княжить по старому обычаю и правде.
Не все славянские князья согласились принять Рюрика. Внук Гостомысла от старшей дочери Вадим Храбрый сам хотел править славянами. Кому достанется княжеский стол, решил поединок между братьями. Рюрик оказался удачливее: Вадим погиб от его меча, а Рюрик стал единовластным князем. Он посадил своих братьев княжить в другие города: Синеуса в Белоозеро, а Трувора в Изборск, а сам остался в Новгороде. Этот город был построен на месте старого Славянска и, так как был новым городом, его и назвали Новгород. В Новгороде возвели неприступный для врагов кремль, построили большую торговую площадь. Вскоре сюда стали съезжаться купцы из многих стран, город стал богат и известен.
Но княжил Рюрик недолго. Как-то на охоте он простудился, заболел и умер. К тому времени умерли и два его брата. Князем у славян остался малолетний сын Рюрика Игорь. А пока Игорь рос, княжил его дядя, предводитель дружины Рюрика Олег.
Но на мой взгляд, самой яркой личностью в истории России была и остается Екатерина II Великая. Один из иностранцев (по фамилии Рельер), еще в годы ее молодости так изображает императрицу: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд — все возвещало в ней великий характер. Большое открытое чело и римский нос; розовые губы, прекрасный ряд зубов, нетучный, большой и несколько раздвоенный подбородок. Волосы каштанового цвета отличной красоты, черные брови и таковые же прелестные глаза, в коих отражение света производило голубые оттенки, и кожа отменной белизны. Гордость составляла отличительную черту ее физиономии. Замечательные в ней приятность и доброта для проницательных глаз не что иное, как действие особенного желания нравиться, и очаровательная речь ее ясно открывает ее намерения».
Природа дала Екатерине II большой ум. Она, по воспоминаниям современников, на лету схватывала чужие идеи, быстро их перерабатывала и приводила в систему, низводила их с абстрактных высот до уровня конкретного мышления. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид.
Екатерина II сама не признавала свой ум творческим, о чем повествуют ее автобиографические записи. Это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Екатерина не любила ничего скучного, печального, слишком ученого, чересчур чувствительного.
В то время главным событием в Европе стало возвышение Пруссии, которая стремилась покорить многие страны, в том числе и Россию. Первый бой между пруссаками и русскими не принес победы ни одной из сторон. Фридрих Великий сказал после этого сражения: «Русских легче перебить, чем победить».
Во второй раз русская армия наголову разгромила пруссаков и заняла Берлин. Комендантом Берлина был назначен Суворов — отец будущего великого полководца. Именно после этой победы на престол взошел Петр III, боготворивший Фридриха Великого и его армию. Петра III не интересовали успехи России, он тут же подписал с Фридрихом мир и отвел войска.
В отличие от своего мужа, Екатерина быстро переняла русские привычки и обычаи, научилась понимать настроение дворянства. Поэтому отношения Петра III и его жены Екатерины через какое-то время предельно обострились. Петр не только на парадном обеде публично оскорбил жену, но более того, приказал ее арестовать. Дело до ареста не дошло, так как влиятельным лицам удалось отговорить Петра от такого поступка. Однако этот случай заставил Екатерину искать защиты среди русских вельмож и военных. В их числе оказался популярный среди гвардейцев офицер Григорий Орлов.
Орлов был воспитанником Сухопутного кадетского корпуса, участвовал в Семилетней войне и выделялся из толпы товарищей красотой, силой, молодцеватостью, общительностью. По свидетельству записок Екатерины, в конной гвардии приметны были также 22-летний офицер Федор Хитрово и 17-летний унтер-офицер Григорий Потемкин. Гвардейские офицеры и приступили к подготовке дворцового переворота.
27 июня началось брожение в гвардии, вызванное слухами о якобы свершившейся расправе Петра со своей супругой. Весь Преображенский полк пришел в движение. Решено было отправить Алексея Орлова в Петергоф к императрице и привезти ее в столицу, а Григорий Орлов должен был приготовиться к ее приему. В 6 часов утра 28 июня она была разбужена Алексеем Орловым, который вошел в ее комнату и сказал совершенно спокойным голосом: «Пора вставать. Все готово для Вашего провозглашения». Екатерина быстро оделась и с Орловым выехала в столицу. За 5 верст до Санкт-Петербурга их встретили Григорий Орлов и князь Федор Барятинский. Сменили экипаж. Екатерина и спутники приехали прямо к казармам Измайловского полка. Солдаты присягнули ей. Под руки привели священника. Все отправились в Семеновский полк. Там встретили Екатерину с криками «Ура!». В сопровождении измайловцев и семеновцев Екатерина поехала в Казанский собор, где была встречена архиепископом Димитрием. Начался молебен. Екатерину Алексеевну провозгласили самодержавной императрицей, а ее сына, великого князя Павла Петровича, — наследником престола. Из Казанского собора Екатерина отправилась во вновь отстроенный Зимний дворец. Там уже собрались члены Сената и Синода. Наскоро составили манифест и форму присяги.
Императрица вышла из дворца и пешком обошла 14-тысячное войско, которое приветствовало новую императрицу.
Но император Петр III был жив и здоров. Понимая это, Екатерина верхом, в гвардейском мундире Преображенского полка, в шляпе, украшенной дубовыми листьями, из-под которой были видны длинные красивые волосы, выступила с войском из Санкт- Петербурга.
В то время как Екатерина провозглашалась в Казанском соборе императрицей, Петр отправился в Петергоф. Генерал-адъютант Андрей Гудович поехал вперед, но быстро возвратился и рассказал императору, что его жены Екатерины Алексеевны не нашли. Петр вспылил. Пришли в комнату Екатерины и там обнаружили только ее бальное платье. Гости бросились в сад искать жену императора, но и там ее не оказалось. Тут один крестьянин передал императору записку от Брессона (хозяина мануфактуры), в которой извещалось о петербургском перевороте. Воронцов, Трубецкой и Шувалов были отправлены в Санкт-Петербург за подробными известиями, но их там быстро привели к присяге. В 3 часа этого же дня к Петру III приехал из столицы один из голштинцев и все рассказал.
Петр решил возвратиться в Ораниенбаум и начать переговоры с Екатериной. Петр предлагал Екатерине разделить с ним власть. Ответа не последовало. Затем приехал генерал-майор Измайлов и объявил, что император намерен отречься от престола. Екатерина поручила ему устроить это дело Петр подписал отречение, составленное Тепловым. Петра III отвезли в Рокшу в загородный дворец, что был расположен в 27 верстах от Петергофа.
Императрица Екатерина Алексеевна торжественно вернулась в Санкт-Петербург. Фридрих II негодовал, он сказал: «...Петр позволил свергнуть себя с престола как ребенок, которого отсылают спать».
Ликование по поводу восшествия на престол Екатерины усиливалось еще и тем, что перемена произошла без пролития крови.
За свое кратковременное царствование Петр III не смог сделать многого. Однако следует отметить, что в его правление вышел манифест о вольности дворянства (1762 г.), то есть дворяне были освобождены от обязательной службы, имели право выхода в отставку и свободный выезд за границу. Уничтожили Тайных розыскных дел канцелярию. Учредили Государственный банк. Перестали преследовать раскольников.
6 июля пришло известие о насильственной смерти Петра III. В манифесте по этому поводу Екатерина писала: «В седьмой день после принятия нашего престола Всероссийского, получили мы известие, что бывший император Петр III обыкновенным прежде часто случавшимся ему припадком гемороидическим впал в прежестокую колику... и по воле Всевышнего Бога скончался...».
Как и Петр I, Екатерина II получила прозвище Великой. Ее царствование стало новой эпохой в истории России. Несколько войн с Турцией закончились победами. Орлов командовал Черноморским флотом. В Чесменской бухте русский флот под командованием адмирала Спиридонова уничтожил почти все турецкие военные корабли. К фамилии Орлова было прибавлено прозвище Чесменский. Позже на всю Россию прославились его конные заводы и знаменитые орловские рысаки.
Другой любимец императрицы, князь Потемкин, завоевал Молдавию и Крым. Крым в древности назывался Таврией. Потемкин получил почетное прозвище Таврического.
Полководец Румянцев, вытеснивший турок за Дунай, стал Румянцевым-Задунайским. А Суворов, разбивший на реке Рымник с двадцатью пятью тысячами русских сто тридцать тысяч турок,— Суворовым-Рымникским. В этом сражении у турков погибло 10 000 человек, а у русских только 500. Суворов, сын генерал-аншефа, девять лет служил простым солдатом. Любимец армии, он прославился многими победами, взятием неприступной крепости Измаил и стал настоящим народным героем.
В царствование Екатерины II произошло и восстание Емельяна Пугачева. Беглый донской казак Пугачев выдал себя за спасшегося Петра III. С армией из казаков и беглых крестьян он несколько раз побеждал регулярные войска, но все-таки был разбит, выдан своими сообщниками и казнен, как некогда Степан Разин.
По приказу Екатерины II в Петербурге поставили памятник Петру I, ставший символом города. Как и Петр, Екатерина ввела много нового в русскую жизнь. При ней империю разделили на губернии, управляемые губернаторами. Были определены сословия населения — дворяне, крестьяне, купечество и жители городов — мещане и ремесленники.