Смекни!
smekni.com

История России, политические партии (стр. 2 из 7)

Марксова идея особой роли рабочего класса как освободителя всего человечества легко воспринималась в России людьми различных мировоззрений, поскольку в основе многих из них находилась идея русского мессианства. Наиболее яркой фи­гурой среди русских эмигрантов был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918гг.). Его отличали огромные личные спо­собности, большое трудолюбие, высокая дисциплинированность, целеустремлённость. В эмиграции он начал изучать мар­ксистскую литературу, а в 1883г. вместе со своими единомышленниками П.Аксельродом, Верой Засулич, Львом Дейчем и Н.Игнатьевым организовали группу «Освобождение труда». Свою цель члены группы видели в переводе марксистских произведений на русский язык и пропаганде их среди русской мыслящей общественности. Плеханов, Засулич и Аксельрод перевели на русский язык всего около двадцати марксистских работ, в том числе «Манифест коммунистической партии», «Философию нищеты». Не одно поколение русских радикалов училось марксизму по Плеханову. Марксизм Плеханова – это действительно ортодоксальный перворожденный марксизм. Наиболее сильные моменты всей деятельности Плеханова связаны с тем, что он был последовательным революционным марксистом. Плеханов отчётливо разделил социалистиче­ские и демократические задачи рабочего движения в России, подчеркнув первоочередную историческую задачу послед­ней: «Борьба за политическую свободу с одной стороны и подготовку будущего рабочего класса к его будущей самостоя­тельной и наступательной роли, с другой стороны – такова постановка партийных задач, единственно возможная в на­стоящее время». «Социализм в России больше, чем где-либо ещё представляет демократию в целом». «Классовая борьба – популярнейшая идея русской революции, потому и пришлась ей так ко двору, что русские люди менее чем кто-либо вос­питаны в компромиссе и к компромиссу… с другой стороны учение о классовой борьбе, как готовая теоретическая фор­мула, облекла и оформила то чувство ненависти и возмездия, которое воспитал в русском человеке старый порядок. Нена­видел и жаждал возмездия крестьянин, в котором века угнетения взрастили эти чувства, ненавидел и жаждал возмездия рабочий, который к унаследованной деревенской, крестьянской ненависти присоединил городскую, пролетарскую, отрав­лен ненавистью и интеллигент, в котором рядом с печальником за народ рос мститель за себя и за народ». «Марксизм, вос­приятие которого, благодаря развитию промышленности и нарождённого пролетариата, быстро проникавшегося классо­вым сознанием, нашло в России много корней, сыграл у нас не столько роль идейного организатора рабочего класса, сколько выкованного интеллигенцией орудия борьбы за освобождение. Он был отражением переполнившего Россию океана отчаяния и человеческого страдания». Плеханов рассматривал российский рабочий класс, как главную силу в борьбе против самодержавия, а его формировавшуюся партию – как один из элементов будущей политической демокра­тии в стране. При этом он отодвигал решения социалистической деятельности на всё более ожидаемое будущее, произнеся в критическом 1917г. знаменитые слова о том, что «Россия ещё не смолола той муки, из которой можно испечь социалисти­ческий пирог». Плеханов в теоретической деятельности был весьма догматичен и нетерпим. Он подчёркивал привержен­ность ортодоксальному марксизму: «Разница между Лениным и мной, это не разница между правыми и левыми, это раз­ница в базисах развития социализма. Ленин – это утопический социализм, а не научный». Политическое сознание в рус­ском рабочем классе пробудилось раньше, чем в русской буржуазии. «Наша буржуазия требует только субсидий, гаран­тий, покровительственного тарифа и вывозных пошлин, русские рабочие требуют политических прав». «Наш капитализм отцветёт, не успевши окончательно расцвести». В России марксизм стал популярен благодаря «легальным» марксистам: П.Б.Струве, Н.А.Бердяеву, С.Булгаков. «Если Плеханов может быть назван первым российским социал-демократом, то Струве – первым социал-демократом в России». По мнению Струве – «социальный прогресс невозможен без экономиче­ского, а капиталистический способ производства как раз обеспечивает необходимый экономический прогресс». «Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической страной». Струве отмежевывается от двух ключевых постулатов марксизма: абсолютизации революции как способа исторического прогресса и исключительно клас­сового характера государства. «Государство есть прежде всего организация порядка». Струве был автором манифеста РСДРП, провозгласившей образование в России самостоятельной партии рабочего класса и теоретически оформившего результаты работы первого съезда РСДРП. (1898г., Минск)

Ни Плеханов, ни Струве не решили задачу адаптации марксизма в России. Плеханов сохранял верность ортодоксальному марксизму, а Струве использовал лишь экономическую концепцию марксизма. Струве стал одним из основателей россий­ского либерализма. Обе задачи были решены В.И.Ульяновым-Лениным – лидером российской социал-демократии. Сего­дня появляются серьёзные размышления о корнях российского коммунизма, и роли социал-демократии и Ленина в исто­рии России. Ленин не обладал врождённым, патологическим человеконенавистничеством и жаждой власти. Бердяев заме­тил про Ленина: «Революционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. Но, став одержимым революционной идеей, он, в конце концов, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость. Совершенно определённо можно сказать, что Ленин не был выдающимся теоретиком, тем более гением «философской» мысли. Основой его решений был марксизм «манифеста ком­мунистической партии». Его экстремистская часть – триада: классовая борьба – социалистическая революция – диктатура пролетариата». Ленин дополнил марксизм рядом собственных идей. Результатом их соединения стал ленинизм. Две ле­нинские идеи: союз рабочего класса с крестьянством. Ленин учитывал аграрный характер страны: «Русский рабочий – единственный представитель трудящегося и эксплуатируемого населения – основа деятельности марксизма». Ленин раз­работал теорию пролетарской партии. Главной чертой новой партии считалась бескомпромиссность, нетерпение к любым проявлениям оппортунизма. Основными характеристиками партии были: высокая степень организованности, строгая дисциплина, тактическая и организационная гибкость. Закон функционирования партии Ленин видел в беспощадной идейной борьбе. Известен его знаменитый призыв: «Прежде идейно размежеваться, а затем объединиться. В его идеях можно увидеть зародыш того военно-государственного образования, в которое превратилась большевистская партия в условиях тоталитарного режима. Ленин как идеолог несёт ответственность за возникновение тоталитарной системы совет­ского общества. Если Ленина и можно считать теоретиком, то только с целым рядом оговорок. Состоявшийся летом 1903г. второй съезд конституировал партию РСДРП. Главные цели – осуществление социалистической революции и установле­ние диктатуры пролетариата. Небольшие дебаты связаны с определением членства. Это положило начало двум течениям: меньшевизма с лидером Ю.О.Мартовым и большевизма с лидером В.И.Лениным. Мартов в отличие от Ленина видел в буржуазной демократии значительный шаг в общецивилизованном развитии человечества. Решающими пунктами разно­гласий были различия в оценке социально-экономической и политической ситуации в России. Так возникла социал-демо­кратическая партия с основной чертой: утопизм политической программы с социалистической ориентацией.

Время возникновения либерализма – 60-е гг. ХIХв. Реформы правительства – освобождение крестьянства и создание земств создали основы для возникновения либерализма. Б.Н.Чичерин (1828 – 1904гг.) сформулировал теоретические основы либе­рализма. Программа практических действий состояла в ликвидации феодальных пережитков, отмене крепостного права, невмешательстве государства в экономическую сферу, Свободу частного предпринимательства, формирование частной собственности. Единственной силой, способной реализовать эту программу, Чичерин считал государство и правительство. Специфика России – громадность государства, многочисленность населения обусловила большую роль государства. И модернизацию России должно было произвести самодержавие, самопревращающееся в конституционную монархию. Пра­вительство должно опираться не на реакционеров и не на радикалов, а на сторонников умеренных, осторожных и посте­пенных, но неуклонных преобразований. Это была программа «консервативного» либерализма для общества, или «либе­рального консерватизма» для правительства. Чичерин теоретически не исключал неизбежности революции, но предпочи­тал эволюционный путь развития. Его политическую программу сегодня квалифицируют как русский вариант движения к правовому государству. Чичерин категорически отвергал социалистические идеи и социалистическое движение. Сама идея социалистических реформ противоречива свободе личности, а потому была несостоятельна. «Социализм вечно ко­леблется между самым безумным деспотизмом и полной анархией. Социализм – это ложная демократия». Либеральное движение отработало основные требования своей политической программы: политические свободы (слова, печати и га­рантии личности) и созыв учредительного собрания. В 1880г. была создана «Лига оппозиционных элементов» или «Зем­ский союз» - первая либеральная организация России. В Женеве издавался журнал «Вольное слово». Возникновение «но­вого» либерализма на рубеже ХIХ-ХХвв. Связано с активизацией либерального движения в России. Либералы основали свой нелегальный печатный орган – журнал «Освобождение», выходивший в 1902-1905г. Редактором был Струве. Действо­вали местные кружки сторонников «Освобождения». Начало «Союза Освобождения» было положено летом 1903г. Приняли участие: кн. Долгоруков, кн. Шаховской, Петрункевич, Булгаков, Н.Бердяев, Прокопович, Кускова. Второй съезд «Союза» Обсуждал вопрос о проведении банкетной кампании в ноябре 1904г. в связи с сорокалетием судебной реформы. На первом съезде представителей был избран совет организации во главе с И.Петрункевичем. Продискутированная на страницах «Освобождения» и нашедшая воплощение в т.н. Парижской конституции, т.е. в проекте «Основных государственных зако­нов Российской империи», принятой группой членов «Союза освобождения» в марте 1905г. программа включала ряд осно­вополагающих позиций классического либерализма – требование прав человека и народного представительства. Радика­лизм программных требований проявлялся прежде всего в идее бессословного народного представительства, во всеобщем избирательном праве, и признании «государственного социализма». «При наличии крепкой революционной традиции в русской интеллигенции, при существовании крепко организованных социалистических партий, при давнем и глубоком культурном отчуждении народных масс от образованного общества – всякое разрешение вопроса о народном представи­тельстве, кроме всеобщего голосования, будет роковой политической ошибкой, за которой последует тяжёлая расплата». Либерализм в России стал «новым» на европейский манер.