Владимир Мономах (1113—1125) — внук Я. Мудрого, переяслав ский князь; в 1113 г., подавив народное восстание в Киеве, занял ве- ликокняжес!;1[Г1 престол и смягчил степень эксплуатации крестьян; объе динил 3/4 территории Руси, прекратив на ней междоусобицы. Талантли- Buii полководец, совершил 85 успешных походов, остановил натиск по- ловцгв па Русь, нлпеся им ряд крупных поражений в -глубине их тер риторий. Автор "Поучения Владимира Мономаха». Мстислав (1125—1132) — сын В. Мономаха, вышел победителем в межлоусобнон Гюрьйе за Киевский престол. Продолжил политику отца по укреплению государства, прекращению междоусобиц и защите внеш них границ. После его смерти К. Русь окончательно распадается на от дельные кчяжества.
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА (988 г.)
Причины:
а) необходимость укрепления феодальных отношений в раннефео-дальном государстве, т. к.- язычество противоречило единению Руси; б) принятие единой с Византией религии укрепляло бы южные границы Руси, т. к. Русь получила бы на юге авторитетного и могущественного союзника; в) принятие христианства способствовало поднятию международного авторитета Руси, т. к. до 988 г. Русь в глазах Европы и Византии была «дремучей, языческой»; г) принятие христианства способствовало бы сближению с высокоразвитой Византией — наследницей культуры Древней Греции (технологии, литература, искусство, архитектура и т. н.).
Развитие событий:
а) для укрепления великокняжеской власти Владимир проводит реформу язычества, создав пантеон шести богов во гл.чпе с Перуном; б) убедившись в несостоятельности язычества, как господствующей религии феодального государства, Владимир решил прпнягь христианство византийского обряда (православие). Чтобы не попасть при этом в вассальную зависимость от Византии, как другие, Владимир захватил Византийскую крепость Херсонес (9.88 г.), и оттуда как победитель продиктовал 2 условия византийскому императору: выдать за него сестру императора, после чего он готов принять христианство; крещение киевлян имело место, видимо, на реке Почайне в 988 или 989 году (историк 0. М. Раков называет иную дату — 1 августа 990 г.); В произведении Киевского митрополита С. Носова «Патсрикон» (XVII ст.) говорилось о пятп крещениях Руси-Украины: святым апостолом Андреем; при царе Михаиле и патриархе Фотии усилиями Кирилла и Мефодия; при Василии Македонском в 886 году; княгиней Ольгой в 958 году; и последнее — Владимиром в 989 или 990 году. 16
Значение принятия христианства:
а) Способствовало укреплению К. Руси как раннефеодального го сударства, подняло ее мея:дународный авторитет, укрепило ее связи е Византией, способствовало распространению письменности на Руси, да ло импульс развитию древнерусской культуры (живописи, архитектуры и
т. Д.). б) Христианство насаждалось на Руси жестокими методами, в ре зультате были уничтожены многие памятники языческой культуры; цер ковь со временем превратилась в крупнейшего'феодала.
КУЛЬТУРА К11ЕВСКОП РУСИ
Письменность — имелось две славянские азбуки — глаголица и кириллица. Последняя получила большее распространение из-за своей простоты и прямой связи с греческим алфавитом (2.4 буквы — гречес кие, 19 — славянские для точной передачи фонетических особенностей славянской речи). Обучение велось в начальных школах (при крупных. монастырях) или частным образом" и получило широкое распространение (на Новгородских берестяных грамотах писали хоздоговора, личные днев ники и любовные письма и т. п.). Библиотеки — первую создал при Софийском соборе в Киеве Я. Мудрый '(1037 г.). Другие крупные библиотеки существовали при мона стырях и церквях, где книги не только хранились, но и переписывались и переводились с иностранных языков. Литература — историческая (летописи) — писалась по годам: наи более известная — «Повесть временных лет», написанная отцом русской истории монахом' Енево-Печерскпго монастыря Нестором в нач. XII ве ка; вершиной всей древнерусской литературы стало «Слово о полку Иго- реве» (12 в.); суть поэмы — призыв к единству русских князей (ав тор неизвестен, но по мнению Рыбакова — им был Киевский боярин Петр Бориславич); первой древнерусской энциклопедией стал «Избор ник» митрополита Иллариона (1073 г.). Устное народное творчество — эпические песни и былины изобра жали в возвышенном духе исторические события н прославляли героизм в борьбе с захватчиками (наиболее известный исполнитель — Бадн, певец XI в.); на праздниках и торгах — скоморохи, исполняли частушки (высмеивающие человеческие пороки), были танцорами, фокусниками, актерами, водившими медведей, игравшими на гуслях, трубах, флейтах к т. д. Многие из них постоянно жили при дворах князей и крупных фе одалов. Архитектура — шедеврами стали: Софийский собор в Киеве (1073 г., ставший образцом для строительства подобных соборов в Новгороде н Полоцке), Успенский собор в Киеве, Десятинная церковь в Киеве, Храм Святого Спаса в Чернигове и др. Не менее ценны мозаика и фрески внутри храмов, посвященные библейской тематике. 17
Прикладное искусство — ювелирные изделия из золота и серебра, украшения с разноцветными эмалями (диадемы, кулоны), резьба по кос ти, камню и дереву (шкатулка, пуговицы, ложки, шахматно-шашечные фигурки), литье (бронзовые купола церквей) и т. п. В итоге: культура К. Руси заняла видное место в сокровищнице ми ровой культуры, вобрав в себя культуру древних славянских племен и Византии (наследницы культуры Др. Греции).
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ К. РУСИ
Концепция Погодина М. С. (19 в.): слава, история и подвиги Киева принадлежат россиянам,' поскольку великороссы стали единственной во сточнославянской нацией, сумевшей создать в новейшее время свое госу дарство. Население Киева после его разгрома монголо-татарами в 1240 г. бежит на север и создает Московскую державу.
Концепция Грушевского М. С, (выдающегося историка Украины, гла вы Центральной Рады, первого Президента Украинской народной респуб лики 1917—1920 гг.): История Киевской Руси принадлежит только ук раинскому народу. Киевское государство, культура были созданы одной народностью — украино-русской, а Владимиро-Московская держава — другой — великорусской. Киевский период перешел не во Владимиро- Московский, а в Галицко-Волынский. Московская держава не была пре емницей Киевской.
Современная историография (Греков, Мавродин, Рыбаков) утверж дала, что наследие Киевской Руси: это общее достояние трех народов — русского, украинского и белорусского, которое-заключается в том, что на огромной территории В. Европы К. Русь: а) стала первым государством у восточных славян, которое ускори ло перерастание последней стадии развития п/о общества в более про грессивное феодальное, что создало благоприятные условия для развития хозяйства (увеличились производительность труда, площадь засеваемых земель и т. д.), культуры (появились письменность, библиотеки, храмы и т. д.); создана база для дальнейшего развития страны (т. к. без Киев ской Руси не было бы украинского и российского феодализма, капитализ ма и т. п.); б) укрепила обороноспособность восточно-славянского населения, предотвратив его физическое уничтожение со стороны кочевников (пече негов, половцев и т. п.); в) сформировалась древнерусская народность (общность территории, языка, культуры, психического склада) как основы 3-х братских народов; г) подняла авторитет восточных славян в Европе, о чем свидетель ствуют широкие международные связи К. Руси (с Византией, Римом, Польшей, Чехией, Болгарией и т. п.), брачные союзы Киевского княже ского двора с королевскими династиями Засадной Европы и т. а, 18
д) положила начало государственности не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения Севера и др.); е) стала стеной на пути продвижения орд степных кочевников, ослабив их натиск на Византию и страны Центральной Европы. ж) выступала восточным форпостом европейского христианского мира. Однако до конца XIII — начала XIV вв. название «Киевская Русь» или просто «Русь» применялось только к территории нынешней Украины. Позже московские цари именовали себя как руководителями Московского государства, так и «всея Руси». И только в 1713 году Петр I издал указ о переименовании Московнп на Россию, а в 1721 — Российскую имперг-"). В итоге: К. Русь по нраву сравнивают с империей Карла Великого в Западной Еиропе (7—8 век).
3. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ КИЕВСКОЙ РУСИ. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО В 13—14 вв.
ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Феодальная раздробленность не была случайностью, и все страны Европы протлли через нес. 1) В результате развития феодальных отношений вглубь в нач. 12 в. наступает кризис роста, когда старая форма объединения земель (К. Русь) уже не соответствует прогрессу и перестает быть необходимой, т. к. а) вследствие развития натурального хозяйства никто из феодалов не был заинтересован стремиться к объединению с другими феодалами, • тем более между ними постоянными были зависть, ненависть, вражда (т. е. не было никакой экономической причины держаться прежнего объединения — К. Руси); б) феодалы в своих вотчинах при помощи личной дружины могли получить все необходимое с крестьян п без помощи великого Киевского князя, из-за чего власть последнего на время оказалась лишней (до этого феодалы кормились с княжеской дани и военных походов); в) местные феодалы у себя в вотчинах уже обзавелись немалыми штатами управления и дружинами, что давало им возможность самостоятельно вести хозяйство, а с другой стороны — посостязаться за власть с великим Киевским князем (как правило, их родственником);. г) рост к укрепление городов — превратил их в экономические, политические центры крупных феодальных вотчин и относительно обезопасил от нападения великого киевского князя или кочевников; 2) огромные географические размеры_ К. Руси объективно способствовали росту сепаратизма, а с другой стороны, в условиях обострения социальной борьбы, великий киевский князь вынужден был сам их усили-