Дезертирство является длящимся преступлением: оно длится в течение всего времени нахождения виновного лица вне службы.
Начальный момент преступления определяется как время самовольного оставления части или последний день срока явки на службу.
Моментом окончания пребывания вне территории воинской части или иного места службы признается время, когда пребывание виновного вне службы было прекращено (явка виновного с повинной; возвращение в часть; задержание его работниками правоохранительных органов или военных ведомств и др.).
В свою очередь, преступление признается оконченным не с момента прекращения преступного деяния, а с момента его начала, т.е. когда виновное лицо самовольно покинуло часть или иное место службы, а равно не явилось на службу в установленный срок. [9, C.123]
Здесь налицо существующее противоречие закону, если преступление считается оконченным в своем начале, практически в момент оставления воинской части, то оно никак длящимся быть не может.
В результате имеющегося противоречия, на практике возникают проблемы с квалификацией дезертирства, а также при применении некоторых положений общей части Уголовного кодекса (действие закона во времени, давность привлечения к уголовной ответственности и др.).
Также, если дезертирство длящееся преступление, следовательно, оно неоконченное, значит на него должны распространяться требования норм главы VI УК РФ – “Неоконченные преступления”, в том числе и ст.31 УК –“добровольный отказ от совершения преступления”. Согласно диспозиции статьи добровольным отказом признаётся – “... прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий... ”. "Также, если дезертирство длящееся преступление, следовательно, оно неоконченное, значит на него должны распространяться требования норм главы VI УК Республики Узбекистан – “Неоконченные преступления”, в том числе и ст.26 УК – “добровольный отказ от совершения преступления”. Согласно диспозиции статьи добровольным отказом признаётся – “... прекращение лицом приготовительных действий либо прекращение преступления... ”
Следовательно, добровольное прекращение виновным длящегося дезертирства, путем возвращения на службу должно считаться добровольным отказом.
Есть и другая проблема, каковы например, пределы длящегося дезертирства? После достижения 27-летнего возраста в соответствии со ст.22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане РФ от призыва на военную службу освобождаются. Но военную службу они несут до 28,5 лет (с 1 января 2008г. – до 28 лет). Следовательно, дезертирство теряет свой преступный характер по достижении виновным этого возраста. [3]
Поэтому для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, дезертирство как длящееся преступление должно быть признано оконченным (прекращенным) с точки зрения не состава преступления, а с точки зрения длительности процесса дезертирства в 27 лет, т.е. с момента, когда отпадает обязанность проходить военную службу по призыву.
Вместе с тем, к основаниям позволяющим считать дезертирство оконченным по длительности можно отнести не только возрастной ценз (предел) призыва на срочную военную службу, но и наступление условий предусмотренных ст.23 Закона “О воинской обязанности и военной службе”, которые являются основанием освобождения от призыва на срочную военную службу и от службы в мобилизационном призывном резерве.
Например: военнослужащий М. покинул воинскую часть с целью дезертирства в возрасте 18,5 лет. В период дезертирства, когда ему исполнилось 22 года он заболел болезнью дающей право, при комиссионном медицинском подтверждении, на освобождение от призыва на службу. С этого момента преступление необходимо считать оконченным по длительности, хотя М. продолжает скрываться. "Вместе с тем к основаниям позволяющим считать дезертирство оконченным по длительности можно отнести не только возрастной ценз (предел) призыва на срочную военную службу, но и наступление условий предусмотренных ст.22 Закона Республики Узбекистан “О всеобщей воинской обязанности и военной службе”3, которые являются основанием освобождения от призыва на срочную военную службу и от службы в мобилизационном призывном резерве. Например: военнослужащий М. покинул воинскую часть с целью дезертирства в возрасте 18,5 лет. В период дезертирства, когда ему исполнилось 22 года он заболел болезнью дающей право, при комиссионном медицинском подтверждении, на освобождение от призыва на службу. С этого момента преступление необходимо считать оконченным по длительности, хотя М. продолжает скрываться."
Или же в период нахождения М. в состоянии дезертирства, когда ему исполнилось 22 года один из его близких (брат, сестра) родственников погиб или умер в связи с прохождением военной службы, что даёт М. право на освобождение от призыва на службу. С этого момента длящееся преступление необходимо также считать оконченным, хотя М. продолжает скрываться.
Для определения момента окончания совершения преступления, т.е. прекращения длительности дезертирства виновных лиц проходящих военную службу по контракту необходимо подходить дифференцированно. "Для определения момента окончания совершения преступления, т.е. прекращения длительности дезертирства виновных лиц проходящих военную службу по контракту необходимо подходить дифференцированно."
В соответствии со ст.38 Закона “О воинской обязанности и военной службе” первоначальный контракт о прохождении службы на должностях рядового и сержантского составов заключается на срок три года, на должностях офицерского состава - на пять лет. "В соответствии со статьей 7 Закона Республики Узбекистан “О всеобщей воинской обязанности и военной службе”4 первоначальный контракт о прохождении службы на должностях рядового и сержантского составов заключается на срок три года, на должностях офицерского состава - на пять лет."
С курсантами высших военно-образовательных учреждений на срок обучения заключаются контракты с условием последующего обязательного прохождения ими военной службы на должностях офицерского состава не менее пяти лет. "С курсантами высших военно-образовательных учреждений на срок обучения заключаются контракты с условием последующего обязательного прохождения ими военной службы на должностях офицерского состава не менее пяти лет."
Заключив контракт, военнослужащий вступает в военно-административные отношения и берет на себя обязанность проходить военную службу в соответствии с действующим законодательством. На него распространяется и уголовная ответственность за совершение преступления против военной службы, если иного не указано в законе.
Поэтому, при определении момента прекращения длительности дезертирства необходимо учитывать первоначальность контракта. Если дезертирство совершено в рамках первоначального контракта, сроками окончания будут сроки истечения контрактов соответственно статусов рядового, сержантского, офицерского составов. "Поэтому, при определении момента прекращения длительности дезертирства необходимо учитывать первоначальность контракта. Если дезертирство совершено в рамках первоначального контракта, сроками окончания будут сроки истечения контрактов соответственно статусов рядового, сержантского, офицерского составов."
Статья 49 Закона “О воинской обязанности и военной службе” устанавливает предельные возраста пребывания на военной службе соответственно категориям военнослужащих. В соответствии с ними необходимо и определять окончание (прекращение) длительности дезертирства. [5, С.210-223] "Статья 26 Закона Республики Узбекистан “О всеобщей воинской обязанности и военной службе” устанавливает предельные возраста пребывания на военной службе соответственно категориям военнослужащих. В соответствии с ними необходимо и определять окончание (прекращение) длительности дезертирства."
Определение момента окончания совершения преступления необходимо не для освобождения от уголовной ответственности, а для определения в соответствии со ст.9 УК РФ действия законов во времени, а также для определения времени начала действия ст.78 УК регулирующей сроки давности привлечения к ответственности.
Кроме того, это имеет значение для применения правовых актов, как амнистия и др., которые возможно применять только после окончания совершения длящегося преступления.
Одним из способов прекращения длительности процесса дезертирства является, например факт задержания виновного. Здесь необходимо внести уточнения. В частности если виновный задержан в связи с этим дезертирства с такой постановкой вопроса можно согласиться. Если же виновный задержан по другому преступлению и при этом не сообщает органам следствия о том, что он дезертир, то такое задержание не останавливает процесса длящегося дезертирства. Даже после отбытия наказания за преступление за которое он был задержан, он остаётся дезертиром и никакие смягчающие наказание правовые акты, например амнистии, изданные в этот период, на него не распространяются.
Вместе с тем следует различать правовые последствия явки с повинной от добровольного отказа от дезертирства. "Вместе с тем следует различать правовые последствия явки с повинной от добровольного отказа от дезертирства. "При явке с повинной действия виновного остаются дезертирством и он несет ответственность по ст.338 УК. "При явке с повинной действия виновного остаются дезертирством, и он несет ответственность по ст.288 УК Республики Узбекистан."
При добровольном отказе от дезертирства виновный не просто является с повинной о совершенном преступлении и сдаёт себя в руки правосудию, главное он осознанно сам отказывается от дезертирства и изъявляет желание исполнить свой конституционный долг по несению военной службы "При добровольном отказе от дезертирства виновный не просто является с повинной о совершенном преступлении и сдаёт себя в руки правосудию, главное он осознанно сам отказывается от дезертирства и изъявляет желание исполнить свой конституционный долг по несению военной службы."