Смекни!
smekni.com

История главной улицы Владивостока (стр. 2 из 2)

В память об этом визите, тогда же главная улица города получила название Светланской. Попутно заметим, что впервые фрегат "Светлана" посетил Владивосток в 1861 г. Господствующую же над гордом сопку, известную в ту пору среди горожан как Голопуп, назвали горой Великого князя Алексея Александровича (ныне - сопка Орлиное гнездо).

В то время название "Светланская" распространялось лишь до нынешнего Дальневосточного технического университета (по другим данным - до Жариковского оврага, то есть до остановки "Дальзаводская"). Здесь располагалась Офицерская слобода. Далее на восток, между Жариковским и Мальцевским (остановка "Авангард") - оврагами, проходили Первая Портовая и Афанасьевская улицы (Афанасьев Д.М. - начальник штаба военного порта).

Следующая улица от "Авангарда" до "Гайдамака", называлась Экипажной - по казармам 27-го или Сибирского флотского экипажа. В этом районе образовалась Экипажная слобода.

И, наконец, от "Гайдамака" до "Луговой" следовала улица Поротовская, названная по фамилии одного из первых геодезистов края А. В. Поротова.

«Марта 20-го 1876 г. комиссия, назначенная по постановлению думы 7 числа марта для обсуждения вопроса относительно исправления и проложения дорог в г. Владивостоке, сообразив местные нужды и условия, и представленные некоторыми из гласных заявления по этому предмету, нашла:

1) улицу Светланскую проводить сначала от Семеновского покоса до нового порта с тем, что если будут остатки в этом году от исправления других улиц, то продолжить ее до соединения с Офицерской слободкой;

2) улицы Китайскую и Семеновскую исправить: на Китайской ул., против угла купца Демби, срыть часть горы, сделать удобный подъем, засыпать овраг и провести каменную водосточную канаву вдоль изгороди участков Де Фриза и Кроули до бухты, или сообщить ее с маленьким ручьем, выпадающим близ дома китайца Ю-ан-лая, а затем обложить и самый ручей камнем, так, чтобы сток был в бухту; на Семеновской же улице от дома купца Больмана через овраг к дому Крынашовского сделать хотя временный для проезда мост и сровнять незначительные овраги, выкорчевать пни по направлению к Семеновскому покосу;

3) на Суйфунской улице близ дома Емельянова сделать каменную стену, засыпать землей, снять косогоры и выкорчевать пни;

4) от дома купца Альберса имеемую канаву обложить камнем;

5) в местах по Светланской улице, где придется делать мосты, сделать таковые на каменных столбах с каменными водосточными трубами в виде арки; в местах же где устройство мостов окажется очень дорого, то срыть землю, сделать пологие спуски с каменными трубами.

Все эти работы предположено комиссией отдать с торгов, по представлении г. инженером подполковником Зотиковым сметы, при составлении которой иметь в виду, чтобы полотно дорог вообще было не уже шести сажен - и самое полотно спланировать с уничтожением косогоров. Кроме того, если позволят средства, около дома Угрецова, на Китайской улице, где находятся два смежных между собой оврага, сделать две каменные с каменными же водосточными трубами и сделать насыпь между стенами».

В начале 1890 года овраги были засыпаны, и образовалась одна непрерывная улица. Решением городской думы в декабре 1907 г. все пять улиц, включая участок от Семеновского ковша до Алеутской, объединяются в одну главную улицу города, которая унаследовала название старейшей из них - Светланская. Нужно сказать, что это название естественно и прочно вошло в сознание и душу горожан. Улицу любовно называли часто Светланкой, причем даже в официальных документах, как, например, в одном из годовых отчетов Гидрографического управления Морского министерства.

После смерти В.И. Ленина, в соответствии с установками того времени, оно, как и тысячи других названий главных улиц городов страны, было заменено на имя вождя. Во Владивостоке это оформили постановлением от 24 января 1924 г.

В 1992 году решением малого Совета Владивостокского городского Совета народных депутатов Владивостоку возвращены исконные названия семи улиц в историческом центре города: Ленинской - Светланская, Дзержинского - Фонтанная, Менжинского - Пологая, Колхозной - Семеновская, Яниса Лациса - Нерчинская, 1 Мая - Петра Великого, 25 октября - Алеутская.

В преддверии 300-летия создания Российского регулярного флота городу возвращены имена основателей двух центральных улиц - названия двух кораблей - фрегата "Светлана" и шхуны «Алеут», что еще раз подтверждает, что флот и город неразделимы.

С возвращением главной улице ее исконного морского названия город вновь обретает свое, неповторимое топонимическое лицо. Хочется верить - навсегда.

3. Рассказ из глубины веков.

Один старожил Владивостока в свое время в «Сибирском Вестнике» рисовал такую картину города 70-х годов.

«Пост представлял следующую картину: настоящая базарная площадь (имеется в виду бывшая площадь у сада со сквером) и так называемою «собачьею батареею», была занята манзами и корейцами, почему представляла настоящее холерное гнездо. Главная или Американская ул., переименованная в 1873 г. в Светланскую в честь фрегата «Светланки», на котором посетил Владивосток великий князь Алексей Александрович, была размежевана с солнечной стороны на дворовые участки, которые почти все растащили иностранцы, платя три к. за кв. саж., или 15-20 рублей за участок.

Таким образом, от морского клуба к Амурскому заливу по солнечной стороне этой улицы участки захватились так: Дикман из Гамбурга получил громадную часть квартала, от которого теперь начинается 1 Портовая ул., Восточный институт. За Дикманом к церкви и то место, где теперь постройки торгового дома И. Я. Чурин и К° и купца Пьянкова, занял органист лютеранской церкви в Ситхе Отто Рейн. Весь квартал от почтово-телеграфной конторы до магазина торгового дома купца Кунст и Альберс получили американцы братья Карл и Оскар Смиты. Следующий громадный квартал напротив базарной площади с домами Кунст и Альберс и Лангелитье занял голландец Джон Корнилус Девриз; но ему и эта многоценная площадь показалась недостаточною, он приобрел еще за 20 - 30 руб. те участки, на которых теперь воздвигнуты каменные лавки наследников манзы Ча и богатый каменный дом Гольденштедта. За прогимназией (коммерческое училище), которая тогда была сухарным заводом морского ведомства, получил участки датский подданный Босгольм и остальные к Амурскому заливу приобрели американец Генрих Купер и крещеная китаянка Мария Купер, которые, также как Девриз, не удовольствовавшись этими громадными городскими площадями, заняли вместе с англичанином Демби квартал на углу Пекинской и Китайской улиц, причем Демби в компании с немцем Гуммелем приобрели участок напротив арки Цесаревича, где штаб М. В. (памятник Завойко).

Общество датского телеграфа безвозмездно получило по Алеутской и Посьетской улице обширную площадь, которую по настоящее время не застраивают и долго сеяли овес для лошадей начальника станции, тогда как справа и слева и впереди этих участков воздвигаются каменные дома.

Заключение:

Во Владивостоке множество мест, где при желании можно было бы устроить райские уголки с аквапарками, закусочными, ресторанами на море и т. д. Но пока здесь “процветают” дикие пляжи со всеми вытекающими отсюда последствиями - загрязнением берега и т. п.

Одними из самых любимых мест летних гуляний для людей всех возрастов во Владивостоке, как и везде, были и есть парки, сады и скверы. К сожалению, сегодня у нас в городе их явно недостаточно, но вот в начале века их было гораздо больше.

На том месте, где сейчас находится центральная площадь, она же площадь Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке, до революции располагался Центральный городской сад, где по выходным играл оркестр и гуляли парочки, по будням прогуливались няньки с малышами, делали моцион бизнесмены и бегали гимназисты, а по вечерам шептались влюбленные. Этот сад, переделанный позднее в сквер, существовал и в советские времена. Только в середине 60-х он был снесен в связи с постройкой памятника Борцам за власть Советов, сооруженного в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции.

Множество садов и скверов, существовавших до революции во Владивостоке, исчезли с лица города - остались лишь названия: Гайдамаковский сад, сад “Италия”, Жариковский сквер... Впрочем, что-то от них осталось, где-то деревья, посаженные в начале века, где-то даже ограда, но в целом они уже не тянут ни на сады, ни даже на скверы.

Так может быть мы – потомки тех, кто основал этот город, претворим в жизнь мечты своих предков. Сделаем наш город самым чистым, самым зелёным и самым красивым в России

Список литературы:

1) «Старый Владивосток». Утро России. Владивосток. 1992 г.

2) «Джунгли». № 1, № 4, 1998 г.

3) Унтербергер П.Ф. «Приморская область 1856 - 1898 гг.» - С.-Петербург: Изд. ИРГО, 1990. - С. 296-297, 311-324.

4) Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г.Владивостока 1860-1910 гг. - Владивосток: Изд. "Уссури", 1990. - С. 216-217 (переиздание 1910 г.).

5) Отчет Владивостокской городской управы за 1893 г. - Владивосток: б.и.,1894.

6) «Владивосток: штрихи к портрету». - Владивосток: Дальиздат,1985. - С. 195-196.

7) «Старый Владивосток» Сост. Б. Дьяченко. - Владивосток: "Утро России", 1992. - С. 124, 194, 362.

8) Хисамутдинов А.А. «Владивосток: этюды к истории старого города». - Владивосток: Изд. ДВГУ, 1992. - С. 173-180.

9) Обертас В.А. От тропы до главной улицы. – газета "Владивосток" от 3.05.1993.

10) Буяков А. Арка Цесаревича. – газета "Владивосток" от 31.05.1996.