Смекни!
smekni.com

История календаря (стр. 2 из 8)

Этот огромный археологический памятник, находящийся на Солсберийской равнине (Англия), начал строиться примерно в 2800 г. до н.э., и строительство продолжалось с перерывами до 1600 г. до н.э. До сих пор нельзя дать точного ответа, кто построил это сооружение, хотя существует множество гипотез, например, что строителями были пришельцы из Древней Греции, заселенной тогда крито-микенской цивилизацией[3]. Приближающийся к Стоунхенджу посетитель первым делом видит две насыпи – внешнюю и внутреннюю, разделенные широким рвом. Внешний вал уже не очень заметен, и лишь по некоторым признакам можно оценить его первоначальные размеры – ширина 2,5 м и высота 0,5 – 0,8 м. Внутренний вал, принадлежащий собственно Стоунхенджу, имеет диаметр 98 м при ширине 6 м и высоте 1,8 м. В северо-восточном направлении поверхность земли ровная – это вход. Он представляет собой аллею шириной 12 м, ограниченную с двух сторон низкими валами, которая тянется примерно на 25 м. За 5 м перед входом, или на расстоянии 30 м от окружности вала, глубоко врыт огромный камень, называемый пяточным. Он имеет размеры 2,4х2,1 м при высоте 6 м, его полная масса составляет 35 т. Этот камень – песчаник определенного вида, называемый сарсеном, - представляет собой одну из загадок Стоунхенджа. Дело в том, что ближайшее место, где добывают песчаник такого вида, находится в 35 км от Стоунхенджа, и, следовательно, этот камень (как и еще свыше 80 огромных каменных блоков) был доставлен со столь немалого расстояния. Невольно возникает вопрос, какими же средствами пользовались строители для перемещения столь тяжелых блоков?

Если приблизиться к центральной части Стоунхенджа, то можно увидеть, что оно «окольцовано» огромными сарсеновыми блоками, правда, из 30 блоков к настоящему времени осталось только 17. Диаметр окружности, по которой расположены блоки, составляет 31 м. На этих опорных блоках сверху лежали поперечные блоки; сейчас их осталось только шесть. Сарсеновое кольцо – сооружение, производящее сильное впечатление своей грандиозностью. Вертикальные блоки имеют размеры в поперечнике 2х1 м и высоту около 5,5 м; масса каждого составляет примерно 25 т. Они вкопаны в землю на глубину порядка метра.

Внутри сарсенового кольца имеется еще одно кольцо, построенное из более чем 80 голубых камней массой примерно по 5 т; они были доставлены сюда с места добычи, находящегося на расстоянии приблизительно около 400 км.

Еще ближе к центру находятся пять гигантских арок, каждая из которых сложена из камней в форме буквы П. Эти арки, называемые трилитами, образуют нечто вроде подковы, открытой к входу в комплекс Стоунхендж. Трилиты имеют разную высоту: 6; 6,5 и 7,2 м (с учетом поперечных блоков). Самый массивный камень из всех весит около 50 т; это вообще самая тяжелая деталь из когда-либо использованных при строительстве в Англии. Вертикальные камни в трилитах поставлены на расстоянии 30 см друг от друга: они образуют своего рода «прицел», т.е. щель между ними выделяет строго определенное направление. И, наконец, в глубине подковы находится Алтарный камень. Сейчас он находится в лежачем положении, но когда-то, по-видимому, стоял вертикально.

После описания этого грандиозного мегалита, стоит остановиться на его предназначении. Уже давно было высказано предположение о том, что Стоунхендж был не только религиозно-культовым сооружением (близи него обнаружены ямы с остатками человеческих костей), но и своеобразной астрономической обсерваторией. В 1740 г. Уильям Стюкли отметил, что главная ось комплекса, идущая по алее через пяточный камень, указывает на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Таким образом, регистрируя восход дневного светила в этой точке, которое происходит только в определенный день в году (22 июня), строители Стоунхенджа могли измерять промежутки времени между двумя летними солнцестояниями и установить на основании этого длину тропического года[4]. Можно добавить так же, что это – один из самых точных календарей, ведь начало года определялось эмпирически (наблюдением определялся день восхода Солнца в определенной точке горизонта), а ныне действующий григорианский календарь определяет тот же самый момент математически, используя систему вставки дополнительных дней в году. Время, через которое люди каменного века заметили бы, что измерения при помощи Стоунхенджа дают ошибку, составляет порядка двух десятков тысяч лет, а современный календарь дает ошибку в один день за 3323 лет. Хотя ради справедливости стоит отметить, что точности последнего вполне хватает для практических нужд человека и он, конечно же, более удобен.

В исследование Стоунхенджа внес значительный вклад американский астроном Джеральд Хокинс, который выявил немало разнообразных сведений об астрономических явлениях и закономерностях, заложенных в архитектуре древнего памятника. Этот ученый так же много сделал для развития такой прикладной и сравнительно молодой науки, как археоастрономия, цель которой исследование древнейших памятников с историко-астрономической точки зрения. Суть исследования, проведенного Хокинсом в 60-е гг. нашего века, состояла в следующем. По отношению к произвольно выбранной точке комплекса он определил прямоугольные координаты всех объектов Стоунхенджа. Затем он выбрал 120 пар объектов, через которые провел прямые, получив тем самым 240 направлений во все стороны. Заложив эти данные в компьютер, который определял азимуты точек пересечения прямых с горизонтом, а затем вычислял координаты на небесной сфере тел, проходящих через эти точки при восходе и заходе. Оказалось, что практически все выбранные направления указывают на точки восхода и захода Солнца и Луны в астрономически важные даты. Эти исследования окончательно подтвердили астрономическое и календарное предназначение Стоунхенджа.

Попутно Хокинсу удалось выяснить предназначение лунок Обри, названных в честь одного из первых исследователей Стоунхенджа – Джона Обри, который посетил комплекс в 1666 г. и составил его полное описание, впервые начертил карту этого сооружения. Самих лунок пятьдесят шесть и расположены они на расстоянии 5 м от внутреннего вала по окружности диаметром 88 м. Хокинс решил проверить, не предсказывали ли строители Стоунхенджа лунные затмения. Число лунок Обри, равное пятидесяти шести, по мнению ученого, не случайно – оно соответствует примерно утроенному циклу в 18 лет, через который последовательность солнечных и лунных затмений повторяется в прежнем порядке. С другой стороны с периодом в 18,6 лет повторяются в фиксированных Стоунхенджем точках горизонта восходы и заходы Луны. И опять же, утроенное значение периода (18,6 лет) равно примерно 56. Это позволило Хокинсу утверждать, что Стоунхендж использовался не только как календарь, но и как таблица затмений. Позднее английский астроном Фред Хойл подтвердил правильность выводов Хокинса, разработав примерный метод использования лунок Обри для предсказаний лунных затмений.

Стоунхендж – это один из самых известных мегалитических памятников древности, но не стоит думать, что он единственный в своем роде: в разных концах Земли разбросаны удивительные сооружения, у которых при помощи средств археоастрономии удалось выяснить астрономическое и календарное предназначение.

Небезызвестный Хокинс обратил внимание на мегалит на острове Льюис (один из Гебридских островов) в Шотландии. Это сооружение, носящее название Калениш, включает 13 камней, расположенных по окружности, центральный камень и еще множество камней, часть из которых образует «аллею», такую как в Стоунхендже. Изучая Калениш, Хокинс установил, что некоторые пары камней определяют направления, соответствующие важным астрономическим точкам, большей частью связанных с Солнцем.

Древнеегипетским пирамидам посвящено немало трудов. Большое внимание было уделено и изучению ориентации их по сторонам света. Оказалось, что пирамиды в Гизе ориентированы так, что две их стороны указывают на точку восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Туда же направлен взгляд каменного Сфинкса, сооруженного рядом с пирамидами. Вполне определенно ориентированы и другие крупнейшие сооружения древних египтян. Например, ось храма Амона-Ра в Карнаке (в древних Фивах) направлена на точку восхода Солнца в самый короткий день в году. Трудно согласиться с мыслью о том, что эти и подобные им строения не использовались их зодчими для их календарных потребностей.

Занимались астрономическими наблюдениями и проблемой календаря и жрецы майя в Центральной Америке. Примерно в пятнадцати городах, построенных от 500 г. до н.э. до 300 г. н.э., обнаружены специальные площадки для наблюдателей и системы из трех храмов или стел. Этими последними и фиксировались по отношению к площадке направления на точки восхода Солнца в дни равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний. Император инков Пачакутеку, правивший до испанского завоевания, построил восемь башен, которые, если смотреть на них с установленного на середине площадки трона, также указывали точки восхода Солнца в дни солнцестояний и равноденствий. Вряд ли можно сомневаться в том, что эти башни играли роль указателей времени.

Говоря о древних обсерваториях и календарях, стоит упомянуть и огромные по своим размерам рисунки, обнаруженные на плоскогорье Пампа-де-Наска в южной части Перу. «Картинная галерея» в пустыне Наска была открыта в начале второй мировой войны американским профессором древней истории Полом Косоком. Он длительное время изучал древние оросительные системы Месопотамии и искал нечто подобное в южном Перу. Рисунки изображают птиц, животных, геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, трапеции) или же представляют собой длинные полосы, исходящие из одной точки. Эти фигуры получены удалением верхнего слоя почвы, под которым находятся желто-белые горные породы. Возраст рисунков смогли определить радиоуглеродным методом по остаткам деревянного столба, найденного рядом с одной из фигур: они относятся примерно к VI в. Считается, что тогда здесь жили индейцы культуры наска, которые поселились в этих местах еще во II в. до н.э. Размеры фигур действительно огромны: 30-метровый человек с головой совы, птица размером 110 м и такая же ящерица, спирали по 30-40 метров, две пересекающиеся 800-метровые трапеции, полосы, простирающиеся на десятки и сотни метров. Точность изображения в сочетании с размерами, охватить которые можно только с высоты дали даже обильную почву для рассуждений о внеземном происхождении рисунков.