В Швейцарии и во Франции излюбленным видом спорта является борьба. В других же странах, как, например, в Англии, Америке и в России, широкое распространение получили кулачные бои, причем в Англии и Америке кулачный бой известен под именем бокса.
Русские кулачные бои – это наш спорт, та его форма, в которую само собой вылилось русское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости. Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и корни их теряются в глубокой старине. К сожалению, эта сторона нашего быта почти совершенно не исследована и о наших кулачных боях почти нет никакой литературы. Единственно, где имеются упоминания о кулачных боях – это церковные летописи, мемуары, правительственные распоряжения.
Кулачные бои существуют у нас с незапамятных времен. В летописи Нестора 1068 года говорилось: «Себо не погански ли живем… нравы всяческими льстими, превабляеми от Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимь бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати друг друга позоры деюще отбеса замышленаго дела».[3] В Густынской летописи (Древняя Русь, Новгород до 988 г.) сказано: «В коеждо лето на том (Волховском) мосту людие собираются, и раздельшеся надвое, играющее
убиваются».[4]
Помимо кулачных боев была известна также «тризна» – погребальный обряд языческих славян, торжественное прощание с погибшими витязями в виде воинского ристания, игры или битвы. Цель обряда – отогнать смерть от оставшихся в живых, демонстрация жизнеспособности[5]. Погребальные игры воинов состояли из состязаний в беге на колесницах, кулачного и рукопашного боев, борьбы, стрельбы из лука. Описание кулачного боя можно найти у Аксакова в его рассказе «Собирание бабочек», который он сам наблюдал в 1806 году: «Бойцы, выстроившись в две стены, одна напротив другой, на порядочном расстоянии, долго стояли в бездействии, и только одни мальчишки выскакивали с обеих сторон на нейтральную середину и бились между собой, подстрекаемые насмешками или похвалами взрослых; наконец начался бой»[6].
Н.Г. Помяловский в своем произведении «Поречане» так же говорит о кулачных боях[7]. Согласно истории, на Древнюю Русь постоянно совершали набеги с целью разорения земель воинственные племена. Это были половцы, татары, немецкие рыцари. Можно сказать, что войны шли непрерывно.
Защита земель возлагалась не только на дружинников, то есть профессиональных ратников (в современном понимании – это военные), но и на ополченцев, простых людей, крестьян, ремесленников, торговцев. Поэтому каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. Но если для ратников владение оружием было основным способом зарабатывать хлеб, которое он мог совершенствовать каждый день, то для простых людей это было несвойственное занятие. Жизнь заставила найти способ, как сделать мальчишку надежным воином, как поддерживать бойцовскую форму зрелому мужчине. Единственный способ это сделать – практика.[8] Так возникла традиция кулачных боев или поединков.
Говорить о спорте в тот период времени, а мы говорим о 10 веке, было бы глупо. Его в тот период времени просто не существовало. Однако подобие спорта, в современном понимании, зарождалось. Спорт – это достижение определенного результата, рекорда. Иными словами, выявление самого смелого, ловкого, сильного. Победивший в спортивном состязании пользовался определенным почетом и уважением. Теперь проведем аналогию с кулачным боем. В кулачном бою мерились силами, выявляли сильнейшего: у кого из бойцов сильнее удар, и кто сможет устоять против такого удара. Это ни что иное, как бокс в современном понимании.
Сильный человек на Руси всегда пользовался уважением и почетом, а где, как не в поединке, заслужить славу. Многие скажут, что ради славы не стоит получать синяки или бить другого. Но давайте не забывать, что основная цель проведения кулачных боев – это подготовка к будущим сражениям с завоевателями.
В.И. Даль дает такое определение кулачного боя – «драка кулаками, для забавы, из молодечества, где бой шел обычным правилом». Из определения складывается впечатление, что это обыкновенная драка, не имеющая к спорту никакого отношения. Но на самом деле, кулачный бой придерживался определенных правил, нарушать которые было строго запрещено. Вот они:
- биться по «любви», не иметь «сердца» на противника;
- лежачего не бить;
- закладок (тяжелых предметов, увеличивающих силу удара) в руки не брать;
- мазку (на ком кровь) не бить;
- ниже пояса не бить[9]
Помимо кулачных боев в истории нашего государства присутствовал еще один вид состязания в силе, ловкости, который был более жесток по своему содержанию, так как заканчивался, как правило, смертью или телесными повреждениями участников. Мы имеем в виду судебный поединок, как спор между двумя сторонами, при котором правоту доказывали состязанием между истцом и ответчиком. Победивший своего противника признавался правым. Упоминания о судебном поединке мы находим в Псковской судной грамоте 1467 года26, Судебнике Ивана 3 1497 года[10].
При всех положительных моментах при занятиях спортом есть один минус – это травматизм. Спорт по своей природе является олицетворением здоровья, поэтому травматизм ему, как правило, не свойственен. Однако некоторые виды спорта прямо предусматривают причинение телесных повреждений. Например, кулачные бои. Нередко данные состязания заканчивались телесными повреждениями, иногда даже смертью, так как нанесение вреда здоровью было одним из условий поединка.
Самое ценное, что есть у человека – это жизнь. Поэтому первоочередная задача государства – это защита жизни и здоровья человека. В процессе исторического развития нашего государства, оно не могло не обращать внимания на проблему причинения вреда жизни и здоровью в спорте, так как развлечение, которое заканчивалось смертью или телесными повреждениями, превращалось из зрелищного в общественно опасное. В главе 22 ст. 20 Соборного уложения 16 июля 1649 года впервые в законодательстве России вводится понятие невиновного причинения вреда, которое исключало уголовную ответственность, хотя, на наш взгляд, случаи освобождения от уголовной ответственности по этому основанию, существовали и до принятия данной нормы. Это положение распространялось и на причинение вреда жизни в кулачных боях: «А будет кто, стреляючи ис пищали, или из лука по зверю, или по птице, или по примете, и стрела или пулька вспловет, и убьет кого за горою, или за городьбою, или кто каким-нибудь обычаем кого убьет до смерти деревом, или камнем, или чем-нибудь не нарочным же делом, а не дружбы и никакия вражды напередь того у того, кто убьет, с тем кого убьет, не бывало, и сыщется про то допряма, что такое убийство учинилось не нарочно, без умышления, и за такое убийство никого смертью не казнити, и в тюрьму не сажати потому, что такое дело учинится грешным делом без умышления».[11]
Артикул воинский Петра 1 также содержал понятие невиновного причинения вреда – артикул 159: «Но весьма неумышленное и ненарочное убийство, у которого никакой вины не находится, оное без наказания отпустится».
Артикул 158 говорит о запрещении поединков (дуэлей). Однако, данное положение никого отношения к спортивным состязаниям не имеет, так как поединок проходил в связи с оскорблением одного лица другим, то есть из-за личных неприязненных отношений.
В 1767 году происходит отграничение преступлений от правонарушений. В первом случае суд определяет наказание на основе законов, а во втором – полиция осуществляет исправление, руководствуясь уставами. О разграничении преступлений и проступков говорит А.Ф. Бернер: «Проступок – это неправда полицейская: нарушение правил, предписанных для охранения определенных законом прав и общественной или же личной безопасности или пользы»[12]
В Уставе Благочиния или полицейского от 8 апреля 1782 году статья 261 вводит ответственность за проведение общенародных игр или забав в городе, без дозволения управы, в виде 3-х дневного содержания на хлебе и воде. Таким образом, последующее проведение народных игр, например, кулачного боя, проходило под контролем полиции, которая, по нашему мнению, следила за соблюдением установленных правил. При этом совершаемое деяние являлось проступком, а не преступлением, так как наказание осуществлялось полицией.
Теория уголовного права того времени считала, что, при добровольном согласии на причинение вреда жизни или здоровью, уголовная ответственность исключалась. Об этом говорит Бернер А.Ф.: «Я могу безнаказанно отрезать себе руку сам или поручить сделать это другому». Он также указывает, что преступление – это бесправное посягательство, т.е. не является преступлением действие посредством которого человек эксплуатирует свое право, например, самоубийство. Данное положение, возможно, относилось и к причинению вреда здоровью при проведении народных забав, так как на участие в этих мероприятиях давалось добровольное согласие.
В Курсе уголовного права того времени под редакцией Фойницкого И.Я., сказано, что при народных забавах лишение жизни является деянием с неосторожной формой вины: «Неосторожность общежитейская, когда лишение жизни произошло от действий непреступных самих по себе, например, от игры загибание калача; здесь полагается арест или тюрьма (1468 уложения)».
Далее И.Я. Фойницкий утверждает, что кулачные бои – это ни что иное, как драка. «Драка есть физическая схватка между двумя или более лицами, которые к ней приступили добровольно». «С внутренней стороны, убийство в драке предполагает отсутствие умысла на убийство: без этого умысла борющиеся должны приступить к драке, и он не должен возникнуть у них в момент самой драки. В противном случае наступает ответственность за умышленное убийство (ст. 1464 Уложения)»47. Виновный в данном случае подлежал ответственности по ст. 1465 Уложения за начавшуюся без всякого намерения на совершение убийства драку, если будет нанесена кому-либо смерть, в виде лишения свободы на срок от 8 месяцев до 1 года 4 месяцев»48. За нанесение повреждений здоровью в драке виновные должны были нести ответственность по ст. 1485 Уложения за неосторожное причинение вреда, при этом ответственность была такой же – от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев. Позиция, на наш взгляд, достаточно спорная, так как драка, в современном понимании, – спор на почве, как правило, личных неприязненных отношений, поэтому телесные повреждения причиняются умышленно.