Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за вред, причиненный в ходе проведения спортивных соревнований (стр. 3 из 16)

20 ноября 1864 года был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Запрещенные Уставом под страхом наказания деяния именовались проступками. Однако, нельзя говорить о декриминализации некоторых преступлений, вошедших в Устав из Уложения о наказаниях, а правильнее сказать, что данные преступления не представляли большой опасности[13]. Во втором отделении Устава «О нарушении порядка и спокойствия» в ст. 38 говорится: «За ссоры, драки, кулачный бой или другого рода буйства в публичных местах и вообще за нарушение общественной тишины виновные подвергаются: аресту не свыше семи дней или денежному взысканию не свыше двадцати пяти рублей. Если же в этих нарушениях будет участвовать целая толпа людей, которая не разойдется по требованию полиции, то упорствующие подвергаются: аресту не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей; а если необходимо будет прекратить беспорядки силой, хотя и без употребления оружия, то они подвергаются: аресту не свыше трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей». Согласно этой статье, проведение кулачных боев запрещалось. На наш взгляд, это было вызвано тем, что во время проведения состязаний причинялись многочисленные телесные повреждения, в том числе, и со смертельным исходом, поэтому государственные органы были вынуждены запретить проведение данных состязаний. Однако, применяемое наказание свидетельствует о том, что это деяние является проступком, а не преступлением. Подтверждением служит ст. 3 Уголовного уложения от 22 марта 1903 года: «Преступные деяния, за которые в законе определены как высшее наказание смертная казнь, каторга или ссылка на поселение, именуются тяжкими преступлениями. Преступные деяния, за которые в законе определены как высшее наказание заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме, именуются преступлениями. Преступные деяния, за которые в законе определены как высшее наказание арест или денежная пеня, именуются проступками»[14].

Факты проведения этих игр все же имели место. Однако, в том случае, если в играх причинялся вред жизни, то ответственность наступала за неосторожное причинение смерти по ст. 1466 Уложения: «Кто без намерения учинит убийство, дозволит себе какое-либо действие, противное ограждающим личную безопасность и общественный порядок постановлениям, и последствием которого, хотя и неожиданным, причинится кому-либо смерть, то виновные подвергаются заключению в тюрьму от 2-х до 4-х месяцев». А если были причинены телесные повреждения, то, по ст. 1494 Уложения, и наказание соответствует от 2-х до 4-х месяцев тюрьмы или аресту от 7 дней до 3-х месяцев.

Что касается других забав, то, согласно ст. 1468 Уложения, если деяние не запрещено законом, но вред жизни был причинен вследствие неосторожности, то виновный подлежал ответственности: «Если от деяния, законом не воспрещенного и такого рода, что нельзя было с вероятностью ожидать вредных от него последствий, но однако же явно неосторожного, причинится кому-либо смерть, то виновный или виновные в непринятии надлежащих мер предосторожности подвергаются за это, смотря по обстоятельствам дела и сообразно с правилами, означенными в ст. 110 этого Уложения: или заключения в тюрьму на время от 2-х до 4-х месяцев, или аресту на время от 3-х дней до 3-х месяцев». В примечании к данной статье Таганцев Н.С. приводит пример такого случая, когда смерть наступила от народной игры загибание калача, то есть загибание в шутку ног к голове. В случае причинения телесных повреждений, во время таких забав, согласно ст. 1495, ответственность исключалась[15].

По мнению Таганцева Н.С, дракой не может быть признана рукопашная схватка с целью, например, побороться в виде игры. Смерть, причиненная в этих случаях, должна квалифицироваться по ст. ст. 1468, 1466 Уложения о наказаниях, то есть за неосторожное причинение смерти.

22 марта 1903 года было принято новое Уложение, которое действовало наряду с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, так как полностью Уложение 1903 году не вступило в действие.

В Отделении четвертом «Об условиях вменения и преступного деяния» данного Уложения (1903 года), ст. 42 говорит: «Не вменяется в вину

преступное деяние, коего учинивший не мог предвидеть или предотвратить», то есть также говорится о невиновном причинении вреда.

Висковатый П.А. в своей книге, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова, рассказывает от том, что зимою 1836 года в Тарханах Пензенской губернии, Лермонтов устраивал кулачные бои между крестьянами. Далее он пишет, что бои существовали в некоторых великорусских губерниях и на Волге, в описываемый период, и только недавно окончательно вывелись, т.е. в конце 19 века[16].

В 60–80 годах 19 века происходит зарождение современного спорта. Появляется конькобежный спорт, футбол, хоккей с мячом, бокс, легкая атлетика и другие виды. Это было связано с влиянием западных культур и возрождением олимпийского движения. В России организовываются первые спортивные кружки. Благодаря усилиям А.Д. Бутовского, наши спортсмены принимают участие в международных соревнованиях[17]. На смену кулачных боев приходят более гуманные состязания. В 1911 г. в Москве группа любителей начала заниматься боксом. Русский бокс имел непосредственную преемственную связь с русским кулачным боем. Характерно, что первые чемпионы России – Павел Никифоров, Hyp Алимов (Кара Малай) и др. были сильнейшими кулачными бойцами. На основе приемов русского кулачного боя складывается техника и тактика первых русских боксеров. В 1912 году Россия впервые приняла участие в Олимпийских играх в г. Стокгольме.

Дальнейшее развитие спорта началось после 1917 года, и происходит по сегодняшний день. После революции 1917 года наступил и новый этап развития уголовного права. В течение первого года Советской власти, судебные органы руководствовались старыми законами[18]. Декрет о суде от 24 ноября 1917 года отменяет все законы, которые противоречат декретам ЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства[19]. Однако, в тот период времени продолжали действовать Уложение 1903 года и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., но только те нормы, которые не противоречили издаваемым декретам.

Это подтверждается и в Декрете о суде от 7 март 1918 года, в ст. 36 «По гражданским и уголовным делам суд руководствуется гражданскими и уголовными законами, действующими доныне лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию» 5.

12 декабря 1919 года были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Они содержали лишь основные понятия, при этом, не устанавливая формы вины за преступления, затрагивая только понятие необходимой обороны, как обстоятельства, исключающего применение наказания.

С 1 июня 1922 года введен в действие Уголовный кодекс РСФСР. Ст. 11 устанавливала, что уголовная ответственность наступает при совершении преступления умышленно или по неосторожности. Данный кодекс не содержал положений, касающихся защиты жизни или здоровья при занятии спортом. Развитие Особенной части советского уголовного права определялось задачами подавления сопротивления свергнутых классов, задачами борьбы за укрепление и развитие социалистического строя[20]. На наш взгляд, в тот период времени основная задача органов власти заключалась в том, чтобы укрепить влияние коммунистической партии на всю территорию РСФСР. Поэтому статьи Уголовного кодекса касались, в основном, защиты установленного государственного строя, в частности, борьбы с контрреволюцией.

31 октября 1924 года были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. Однако, понятие преступления в них отсутствовало, как и определение вины. Приоритетное направление развития уголовного законодательства того периода времени, противодействие контрреволюционным проявлениям в стране.

С 1 января 1927 года вступил в действие новый Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный Постановлением ВЦИК от 22 ноября 1926 года. Ст. 9 кодекса раскрывала понятие вины и указывала, что преступление совершается умышленно или по неосторожности.

Позже, в постановлении Пленума Верховного суда СССР от 12 июля 1946 года, говорилось о том, что наказание может быть назначено судом лишь в случае признания подсудимого виновным в совершении конкретного преступления, то есть – к тем лицам, которые предвидели или могли предвидеть общественно-опасный характер последствий своих действий. Таким образом, при отсутствии вины уголовного наказания не было. Об этом свидетельствует так же Мишунин П.Г.: «В тех случаях, когда в результате действия или бездействия субъекта имелись вредные последствия, но отсутствовала вина, то за эти последствия уголовная ответственность не наступала».

И в этом уголовном законодательстве отсутствие специальной нормы, которая освобождала бы от уголовной ответственности, или же, наоборот, устанавливала меру наказания за причинение вреда жизни или здоровью в спорте, было вызвано, по нашему мнению, тем, что перед государством в тот период времени стояли другие задачи, в частности, защита государственного строя. Видимо, и сами случаи причинения вреда в спорте были редки. Возможно также, что причинение вреда жизни или здоровью в спорте, квалифицировали, как невиновное причинение вреда.